Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы
Раскол христианской церкви. Первоначально среди христиан наибольшим авторитетом пользовался епископ Константинополя — патриарх. Ему подчинялось большинство епископов других городов и областей, среди которых самое
высокое положение занимали другие патриархи; одного из них (епископа Рима) называли папой (отцом). Рим же после завоеваний императора Юстиниана находился под властью Византии.
Однако с конца VI в. власть Византии стала ослабевать. Императоры, занятые отражением натиска арабов и славян, не могли помогать Риму в его борьбе с лангобардами. В 590 г. папой римским стал Григорий I, умелый и умный правитель. Он остановил натиск лангобардов и сумел обеспечить Рим всем необходимым. Григорий, прозванный Великим, завоевал громадный авторитет. В большинстве стран Западной Европы Церковь стала подчиняться папе римскому. Позже, в 756 г., возникло Папское государство.
По мере усиления влияния пап происходило расширение разногласий между христианами Запада и Востока. Западную церковь называли римско-католической (всеобщей),а восточную — греко-православной (истинной).Споры шли по многим вопросам. Например, католическая церковь учила, что богослужение можно вести лишь на латинском языке, православная — на языках каждого народа. Читать Библию, по мнению католиков, разрешалось только служителям Церкви, а проповедники православия часто создавали письменность для разных народов, чтобы все могли читать Священное Писание. Крестились католики пятью пальцами, а православные — тремя или двумя. В католичестве священникам со временем запретили иметь семью, а в православии это распространялось только на монахов.
Открытое столкновение между двумя вариантами христианства произошло во второй половине IX в. при папе Николае I и патриархе Фотии. Николай объявил о лишении Фо-тия сана патриарха. В ответ Фотий проклял папу. Во время этого спора Николай использовал якобы найденный им сборник старинных документов. Из них следовало, что император Константин, переезжая в 330 г. в Константинополь, передал тогдашнему папе римскому власть над всей Церковью, а также светскую власть над западной частью Римской империи. Только в XV в. итальянские ученые доказали, что все эти документы — подделка.
Раскол между православной и католической церквями произошел в 1054 г.
По своему устройству католическая церковь напоминала феодальную лестницу. Низшим звеном были священникиприходов. Приход объединял жителей деревни или части города, которые молились в одном храме.
Приходские священники избирали епископа — главу священников епархии (области). Во время обряда посвящения епископу в знак власти над верующими вручали кольцо и посох. Епископы нескольких епархий часто находились под главенством архиепископа. Епископы и архиепископы подчинялись римскому папе.
Клюнийская реформа. Монашеские ордена.Колоссальным авторитетом пользовались монастыри. Жизнь монахов определялась уставом. Несколько раз в день монахи совершали совместную молитву. Остальное время посвящали труду: работали на полях, пасли скот, занимались торговлей и ремеслом. Монахи переписывали книги, составляли хроники, открывали школы и больницы.
Однако по мере роста богатств многие забывали о строгости и чистоте монашеской жизни. Во владениях монастырей оказались земли с крестьянами. Монахи все меньше трудились сами и все больше жили за счет крестьян. Главы монастырей — аббаты — окружали себя роскошью, стремились к наслаждениям.
Такое положение вызывало протест не только среди населения, но и среди отдельных монахов. С конца X в. центром борьбы за очищение монашества стал монастырь Клюни во Франции. Приверженцы клюнийцев появились в других монастырях.
Клюнийская реформа затронула всю Церковь. Развивая ее основные положения, римские папы запретили торговлю должностями, отстраняли продажных и распутных епископов. Служителям Церкви запретили иметь семью, чтобы не было стимула копить богатства.
Клюнийская реформа значительно укрепила авторитет Церкви. Однако со временем в церковной среде вновь стали распространяться пороки, связанные с ростом богатств. Недовольство существующим положением привело к возникновению в XIII в. орденов нищенствующих монахов. Члены таких орденов давали обет нестяжательства. Они считали, что необходимо жить не в монастырях, а странствовать и проповедовать людям учение Христа. Первым возник орден францисканцев. Его основателем стал итальянец Франциск Ассизский. Он проповедовал любовь к людям и даже животным, добровольную нищету. Францисканцы своим примером показывали всем возможность безгрешной жизни. Другим крупным объединением нищенству-
ющих монахов стал орден доминиканцев, возникший в Испании. Доминиканцы прославились защитой католичества от ересей.
Борьба пан и императоров Священной Римской империи.В X в. правители Восточно-Франкского королевства (его стали называть Германия) возглавили борьбу против опустошительных набегов венгров. Они создали мощное рыцарское войско. Первоначально в Германии не существовало четкой феодальной лестницы. Вассалами короля являлись не только герцоги и графы, но и многие рыцари. Король Германии От-тонI в 955 г. в битве на реке Лех окончательно разгромил венгров. Оттон укрепил свою власть, подчинил себе многих герцогов. Также ему удалось установить особые отношения с Церковью. Он даровал ей многие льготы, однако присвоил себе право утверждать епископов — вручал им кольцо и посох. Церковь в Германии фактически перешла из-под власти папы под власть короля.
В 951 г. Оттон I завоевал Ломбардию (Северная Италия) и, заключив выгодный для себя брак с ее правительницей, принял титул итальянского короля. В 961 г. под видом помощи папы Иоанну XII, лишившемуся власти под давлением знатных людей Рима, Оттон совершил поход в Среднюю Италию и разгромил врагов папы. В феврале 962 г. папа короновал Оттона императорской короной. Так произошло воссоздание империи, которую позже назовут Священной Римской империейгерманской нации.
В результате римские папы оказались в полной зависимости от императоров. Некоторые служители Церкви стремились изменить ситуацию. Именно они и стали инициаторами клюнийской реформы. Первоначально императоры поддерживали начинания, поскольку хотели повысить уважение к Церкви, которая была одной из опор их власти. Однако, укрепив Церковь, папы начали борьбу за освобождение от власти императоров. В 1059 г. на Латеранском соборе был принят декрет, согласно которому в избрании пап отныне могли участвовать лишь кардиналы. Император и светские магнаты от участия в выборах отстранялись.
В 1073 г. папой стал ярый приверженец преобразований Григорий VII. Между ним и молодым императором Священной Римской империи Генрихом IV развернулась открытая борьба за право назначения на церковные должности {инвеститура). Эта борьба продолжалась и позже, при их преемниках. В конце концов папы одержали почти полную победу над императорами. Помогло им то, что со временем
императорская власть в Германии ослабла, а Италия фактически отпала от империи.
В XIIв. власть римских пап резко возросла. Слово духовенства было законом и для простого человека, и для феодала, и для короля. Попытки некоторых правителей противостоять папам были неудачны. В середине XII в. императором Священной Римской империи стал Фридрих Барбаросса. Онсумел несколько укрепить свою власть в Германии и попытался вновь подчинить Италию, но его войско было разбито в битве при Леньяно в 1176 г. ополчением итальянских городов, которые поддержали папу. Авторитет пап стал непререкаемым. Самым могущественным из них являлся папа Иннокентий III (1198 — 1216). Онназывал себя наместником Иисуса Христа на Земле, свергал и назначал императоров и королей, по его призыву начинались войны. Папа старался обуздать усобицы феодалов и столкновения между христианскими странами, а все силы направить на борьбу с еретиками и мусульманами.
Крестовые походы. Духовно-рыцарские ордена.Прекращение к началу XI в. набегов на Европу кочевых племен способствовало успешному хозяйственному развитию и быстрому росту населения. Однако к концу XI в. это вызвало острую нехватку земли для ведения сельского хозяйства. Участились войны и их спутники — голод, эпидемии. Причину всех несчастий люди видели в наказаниях за грехи. Лучшим способом избавления от грехов считалось посещение святых мест, прежде всего Палестины, где находился Гроб Господень. Но после захвата Палестины турками-сельджуками, отличавшимися нетерпимостью к немусульманам, паломничество туда стало почти невозможным. По этой причине все большее распространение в Европе получала идея похода против мусульман для освобождения священных реликвий. Это было не только богоугодное дело, но и способ обеспечить землей как феодалов, так и крестьян. Многие мечтали и о богатой добыче, а купцы надеялись на торговые выгоды. В 1095 г. папа римский Урбан II призвал к походу в Палестину. Участники похода украшали свою одежду и доспехи крестами — отсюда и его название.
В Первом крестовом походе (1096— 1099гг.) участвовали как феодалы, так и крестьяне.
Крестоносцы отвоевали у турок-сельджуков Иерусалим, который стал столицей Иерусалимского королевства. Вассальными частями нового королевства вскоре стали графства Эдесское и Триполитанское, княжество Антиохийское. Одна ко по прошествии короткого времени европейцы начали терять свои владения, так как мусульманские правители не желали мириться с властью «неверных». Не помогли предотвратить подобное развитие событий и семь новых крупных крестовых походов. Во время Четвертого крестового походакрестоносцы напали на Византию и в 1204 г. взяли Константинополь. На захваченных землях возникла Латинская империя, и лишь в 1261 г. правителям сохранившейся от Византии Никейской империи удалось освободить Константинополь. Но своего могущества Византия уже так и не восстановила.
Для борьбы с мусульманами при поддержке пап в Палестине были созданы духовно-рыцарские ордена. Вступавшие в них становились монахами-воинами. Первым возник орден тамплиеров. Затем был создан орден госпитальеров. Позже возник тевтонский орден. Рыцари-монахи жили за счет земель, принадлежавших орденам в Палестине и Европе. Они отличались от обычных воинов своей дисциплинированностью. Однако с ростом богатства члены орденов перестали проявлять былое рвение в воинских делах. Утверждали даже, что тамплиеры тайно отреклись от христианства.
Тем временем натиск мусульман усиливался. В 1187г. султан Салах-ад-Дин (Сападин), объединивший Сирию и Египет, отвоевал Иерусалим. В 1291г. пала последняя крепость крестоносцев в Палестине — Акра.
Несмотря на неудачу и большие жертвы, крестовые походы имели для Западной Европы и положительное значение. Они способствовали знакомству европейцев с более высокой в то время культурой Византии и восточных стран, заимствованию многих достижений. Укрепились позиции европейских купцов. Это вело к развитию товарно-денежных отношений, росту городов и ремесленного производства. Уход из Европы части наиболее воинственных феодалов и их гибель в походах способствовали усилению в ряде стран королевской власти.
Ереси и борьбас ними.Ереси, т.е. отклонения от церковных догматов, возникли еще во времена становления христианской церкви. Однако с конца XII в. они усилились. Еретики (последователи ересей) указывали, что многие священники, включая самого папу, не соблюдают то, что проповедуют, живут в роскоши, погрязли в распутстве, вмешиваются в дела государства. Они призывали вернуться к устоям ранней христианской церкви, когда ее служители были бедны и гонимы, но зато показывали всем образец праведности.
Некоторые еретики (например, альбигойцы) учили, что миром правят две равные друг другу силы — Бог и дьявол. Сами себя они называли людьми Бога, а всех противников, в том числе духовенство во главе с папой римским, — слугами дьявола. Еретики призывали к уничтожению храмов и икон. Были еретики, которые выступали за равенство людей не только перед Богом, но и в земной жизни. Они предлагали поделить поровну все имущество.
Еретики отказывались молиться в «испорченных» храмах, платить церковную десятину. Кое-где еретиками становились даже феодалы, недовольные претензиями пап на светскую власть. В начале XIII в. в некоторых районах на севере Италии и юге Франции еретики составляли большинство населения. Здесь истребляли духовенство и создавали свои церковные организации.
Служители католической церкви осуждали ереси в проповедях, накладывали проклятия на еретиков. Однако главным способом борьбы с ересями стали преследования и наказания. Подозреваемые в ересях подлежали аресту, допросу с применением пыток, а затем казни. Не надеясь на усердие светских правителей, часто жалевших своих подданных, папы создали церковный суд — инквизицию (от лат. inquisitio — расследование). Человек, попавший в руки инквизиции, подвергался самым изощренным пыткам. Обычным наказанием для еретиков стало публичное сожжение на костре. Иногда сжи-
гали разом до ста и более человек. Помимо еретиков инквизиция преследовала и людей, заподозренных в связях с дьяволом, — ведьм и колдунов. Из-за этих нелепых обвинений сотни тысяч женщин погибли на кострах. Имущество осужденных делили между церковью и местными властями. Поэтому от инквизиции нередко страдали богатые горожане.
Против областей, где еретиков было очень много, устраивали крестовые походы. Самыми крупными были походы на юг Франции против альбигойцев при папе Иннокентии III.В ходе войны истребляли поголовно жителей целых областей и городов.
Упадок папства.После Иннокентия III могущество папства снова пошло на убыль. Возобновились схватки между папами и императорами. В результате были истощены обе стороны. Авторитет римских пап был еще более подорван в ходе борьбы между папой Бонифацием VIII с французским королем Филиппом IV Красивым и последующим затем авиньонским пленением пап. Более полувека (с марта 1309 г. по январь 1377 г., с перерывом в 1367 —1370 гг.) папы жили в городе Авиньон на юге Франции и подчинялись воле французских королей. После возвращения пап в Рим начался Великий раскол в католической церкви. В течение сорока лет выбирались одновременно два, а иногда и три папы.
Для преодоления кризиса католической церкви был созван Вселенский собор. Он заседал в Констанце с 1414 по 1418 г. В 1417 г. там был избран новый папа. Тем самым Великий раскол был преодолен.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Почему произошел раскол в христианской церкви? Перечисли
те главные отличия между католической и православной церк
вями.
2. Что такое Клюнийская реформа? Каковы были ее цели и по
следствия?
3. Как возникла Священная Римская империя? Что стало причи
ной борьбы между папами и императорами? Чем закончилась
эта борьба?
4. В чем состояли причины крестовых походов? Каковы были их
результаты? Почему крестоносцам не удалось удержаться на
Востоке? Каковы были последствия крестовых походов для
дальнейшего развития Европы?
5. Кто такие еретики? Как католическая церковь боролась с ере-
сями !
6. Какие признаки позволяют говорить об упадке папства в XIV в.?
7. Используя дополнительную литературу, напишите биографи
ческий очерк об одном из религиозных деятелей средневековой
Западной Европы.