Христианская церковь в средние века

За шесть первых веков истории христианства были достигнуты значительные успехи, позволившие христианской религии устоять перед лицом многочисленных угроз. Многие завоеватели с севера принимали христианскую веру. В начале 5 в. Ирландия, до 9 в. остававшаяся за пределами Римской империи и не подвергшаяся нашествиям иноземцев, превратилась в один из главных центров христианства, и ирландские миссионеры отправились в Британию и в континентальную Европу. Еще до начала 6 в. некоторые германские племена, обосновавшиеся в бывших пределах империи, приняли христианство. В 6-7 вв. были обращены англы и саксы, вторгшиеся в Британию. В конце 7 и в 8 вв. большая часть территории современных Нидерландов и долины Рейна становится христианской. Еще до конца 10 в. началась христианизация скандинавских народов, славян Центральной Европы, болгар, Киевской Руси, а позднее венгров. До того, как арабское завоевание принесло с собой ислам, христианство успело распространиться среди некоторых народов Центральной Азии, а также исповедовалось небольшими общинами в Китае. Христианство распространилось также вверх по течению Нила, на территории, в настоящее время занимаемой Суданом.
Вместе с тем к первой половине 10 в. христианство во многом утратило свою силу и жизнеспособность. В Западной Европе оно стало сдавать свои позиции среди недавно обращенных народов. После непродолжительного возрождения в эпоху Каролингской династии (8 - начало 9 вв.) монашество вновь пришло в упадок. Римское папство до такой степени ослабло и уронило свой престиж, что, казалось, его ожидает неминуемая гибель. Византия - наследница Восточной Римской империи, население которой было преимущественно греческим или грекоязычным, - устояла перед лицом арабской угрозы. Однако в 8-9 вв. восточную церковь потрясали иконоборческие споры, связанные с вопросом о допустимости почитания икон.
Со второй половины 10 в. начинается новый расцвет христианства, продолжавшийся около четырех веков. Христианство было официально принято скандинавскими народами. Христианская вера распространилась среди негерманских народов на побережье Балтийского моря и на равнинах России. На Иберийском полуострове ислам оттеснялся к югу, и в конце концов он удержался только на крайнем юго-востоке - в Гранаде. На Сицилии ислам удалось вытеснить полностью. Христианские миссионеры несли свою веру в Центральную Азию и Китай, жители которых были знакомы также с одной из восточных форм христианства - несторианством. Однако к востоку от Каспия и Месопотамии лишь небольшие группы населения исповедовали христианскую веру.
Особенно бурный расцвет христианство переживало на Западе. Одним из проявлений этого возрождения явилось возникновение новых монашеских движений, создавались новые монашеские ордена (цистерцианцы, а несколько позже францисканцы и доминиканцы). Великие папы-реформаторы - прежде всего Григорий VII (1073-1085) и Иннокентий III (1198-1216) - добились того, что христианство стало играть важную роль в жизни всех классов общества. В народе или в ученой среде возникали также многочисленные течения, которые церковь осуждала как еретические. Воздвигались величественные готические соборы и обычные приходские церкви, выражающие в камне веру христиан. Теологи-схоласты трудились над тем, чтобы осмыслить христианское вероучение в терминах греческой философии, прежде всего аристотелизма. Выдающимся теологом был Фома Аквинский (1226-1274).
Восточно-западная схизма. Возрождение переживали также христианские церкви православного Востока - прежде всего Византийская церковь, в сфере влияния которой находились Греция, Малая Азия, Балканы и Россия. Это возрождение носило отчасти монашеский, а отчасти богословский характер.
Однако со временем возникла и стала расширяться трещина, разделившая западную ветвь церкви, возглавляемую папой Римским, от восточной ее ветви, главой которой был патриарх Константинопольский. Причины раскола носили отчасти социальный характер, поскольку постепенно развивавшиеся и обострявшиеся культурные и языковые различия проявились в долгом соперничестве за первенство авторитета и власти двух имперских столиц, восточной и западной, и, соответственно, - двух церквей, олицетворяемых этими столицами. Не последнюю роль сыграли также и различия в восточной и западной богослужебной практике. Споры возникли и по поводу западной формулировки Никейского символа веры, в котором первоначально говорилось об исхождении Святого Духа от Отца и в который Западная церковь включила слова, указывающие на то, что Дух исходит не только от Отца, но и «от Сына».
Невозможно назвать точную дату окончательного раскола между Восточной и Западной церквами. Обычно в качестве такой даты называют 1054, однако позже единство церкви было опять восстановлено, так как после того, как в 4-м крестовом походе (1204) крестоносцами был захвачен и разграблен Константинополь, византийский престол занял Балдуин Фландрский (1171-1205), провозгласивший объединение Восточной и Западной церквей под властью папы Римского. Впрочем, греки ненавидели латинян, и в 1261, когда крестоносцы были изгнаны из Византии, установленная ими уния распалась. Последующие попытки возобновить эту унию - с целью заручиться поддержкой Запада в борьбе против Османской империи - завершались успехами в высших эшелонах власти, но не находили сочувствия среди населения.
Крестовые походы. Характерной чертой средневекового христианства в Западной Европе стали крестовые походы. Первый поход был предпринят по призыву папы Урбана II в 1096, чтобы получить контроль над святыми местами в Палестине, которые постоянно посещались христианскими паломниками. Был захвачен Иерусалим и несколько других палестинских городов и установлено латинское Иерусалимское королевство. Последующие крестовые походы предпринимались для того, чтобы защитить это королевство или возвратить ему утраченные территории. Однако в результате этих походов мусульмане не только не были вытеснены из Палестины, но, напротив, объединились между собой и укрепились, что позволило им в конце концов одержать верх и стать безраздельными хозяевами этих земель. Последний оплот крестоносцев пал в 1291. Крестоносцы посеяли недоверие к себе и ненависть среди местного населения, что привело к резкому обострению отношений между Западом и Ближним Востоком в 12 в.
Османская экспансия. Начиная с середины 14 в. территории, где было распространено христианство, существенно сократились, под угрозу было поставлено само его существование. В 1453 османы захватили Константинополь, центр православия. В том же веке они появились под стенами Вены, успев захватить всю Грецию и Балканы и едва не превратив Средиземное море во внутреннее море своей империи. Османы не искореняли христианство в захваченных ими областях, однако лишали христиан почти всех прав. В результате вселенские патриархи были фактически вынуждены покупать свой сан у султанов, и многие из епископов, назначаемых в балканские церкви, не владели даже языком своей паствы. Принятие ислама монголами, под властью которых находилась вся Средняя Азия, и особенно походы Тамерлана (1336-1405) привели к значительному сокращению числа христиан в этом регионе и к полному исчезновению христианства во многих землях.
Позднее Средневековье. В Западной Европе в жизни Римско-католической церкви наметился кризис. Первыми симптомами этого кризиса являлись перенесение папского престола в Авиньон («авиньонское», или «вавилонское пленение», 1309-1376) и великая западная схизма между двумя линиями пап, авиньонской и римской, которая началась вскоре после 1378 и завершилась лишь на Констанцском соборе (1414-1418). За великой схизмой последовала эпоха правления ренессансных пап. Самыми знаменитыми из них были Родриго Борджа (Александр VI, 1492-1503) и Джованни де Медичи (Лев X, 1513-1521). Монашество в эту эпоху пришло в заметный упадок. «Плюрализм» (практика, в соответствии с которой одному лицу дозволялось занимать сразу несколько церковных должностей, а получение доходов с бенефициев не требовало присутствия держателя бенефиция и его участия в управлении и делах епархии) получил повсеместное распространение.
Однако даже в эти десятилетия христианская вера не переживала такого упадка, как в первой половине 10 в. Религиозные течения, подобные мистическому движению братьев общинной жизни (остававшемуся в лоне церкви), и деятельность таких реформаторов, как Джон Уиклиф и Ян Гус, которые были осуждены как еретики, свидетельствовали о большой жизненной силе христианской религии.





Гуситские войны.

Гуситские войны — военные действия с участием последователей Яна Гуса, а также между ними в Богемии (современная Чехия) между 1420 и 1434 годами.Первоначально гуситы воевали против католиков, организовавших серию крестовых походов, позднее их движение разделилось на умеренных («чашников»), примирившихся с католиками, и радикалов («таборитов»), потерпевших поражение.

Табориты создали общины, по примеру ранних христиан. Они имели общее имущество и проповедовали христианский аскетизм. У таборитов появилось новое грозное оружие — окованный железом тяжелый цеп, «молотило», один удар которого сбивал с коня рыцаря в полном вооружении. Этой же цели служили длинные копья с крюками, заимствованные у фландрских ополченцев. Обладали гуситы и огнестрельным оружием — бомбардами и аркебузами. Для неподвижной обороны и обороны на марше табориты применяли изобретенное ими сооружение из повозок — вагенбург. Низшей тактической единицей был «ваген» (повозка). Основу рыцарского войска и их основную ударную силу составляла тяжелая кавалерия, состоящая из плохо дисциплинированных феодалов. Она применяла тактику шока – удар по врагу на полном скаку. Пехота имела второстепенное значение. Следовательно, главной задачей тактики гуситов было противостояние вражеской кавалерии. Хорошо организованная боевая колонна гуситов обладала, лучшей маневриностью по сравнению с рыцарским войском. Для неподвижной обороны и для обороны на марше чехи широко использовали сооружение из повозок (вагенбург) специально подготовленных для похода и боя. На повозках располагались повозочные войска и артиллерия. Каждая повозка имела свой экипаж в который входили арбалетчики, стрелки из огнестрельного оружия, цепники, войны с судлицами, алебардщики и конюхи ). Конница располагалась либо в лагере, либо у тыльного входа, либо вне лагеря. Приспособленные повозки и сооруженный из них вагенбург был практически неприступен для вражеской конницы. Результата атаки возового укрепления, как правило, не приходилось долго ждать. Потерявшие силу первого натиска и обескураженные неудачей и понесенными потерями рыцари отступали. Но гуситы не только вели оборонительные сражения, но и сами атаковали противника. Приэтом атака производилась ночью. Кроме полевых сражений гуситам также приходилось вести осады. При осаде гуситы использовали артиллерию, однако возможности средневековой артиллерии гуситов наглядно показала 163 дневная осада города, принадлежавшего Сигизмунду под названием Карлштейн. Исходя из этого можно сказать, что артиллерия могла принести нужный эффект при осаде крепостей. Можно сказать, что гуситы выработали тактику борьбы с рыцарским войском в наступательном и оборонительном бою, а также на походе.

3. Первый крестовый поход против гуситов

Немногочисленные сторонники Габсбургов и католической церкви в Чехии стали лагерем в Кутна Горе. Для их поддержки римский папа объявил 1 марта 1420 года крестовый поход против еретиков-гуситов. Император Сигизмунд собрал в Силезии войско из немецких, польских и венгерских рыцарей, а также из пехоты, которую составляло ополчение силезских городов и итальянские наемники. В конце апреля его армия вторглась в Чехию и двинулась на соединение с защитниками Кутна Горы. В это время на южной границе Чехии австрийские и баварские отряды еще только готовились к наступлению, а на северо-западной границе сосредотачивались войска из Бранденбурга, Пфальца, Трира, Кельна и Майнца.
В конце мая Сигизмунд вступил в Кутна Гору и потребовал, чтобы жители Праги сняли осаду городской цитадели, где засели королевские солдаты. Пражане послали гонцов в Табор за помощью. 9 тысяч таборитов под командованием Яна Жижки прибыли под Прагу. Рыцари атаковали их на походе, но были отражены огнем бомбард и защищавших вагенбург лучников и аркебузиров. 20 мая Жижка вступил в Прагу и принял командование над всей гуситской армией. Сигизмунд подошел к Праге с востока, но атаковать неприятеля не решился и 25 мая отступил.
Тогда Жижка решил овладеть пражской крепостью. Но ее защитники огнем из бомбард уничтожили осадные машины и бомбарды гуситов. Приступ захлебнулся. Вскоре к Праге, на этот раз с запада, подошел Сигизмунд. Ему удалось провести в крепость большой обоз с продовольствием и вывести оттуда несколько сот лошадей, для которых у осажденных не было фуража.
В конце июня отряд немецких рыцарей и пехоты осадил Табор. С юга к этому городу подходило войско австрийского герцога. Но отряд, посланный Жижкой из Праги, внезапно атаковал противника с тыла, а гарнизон Табора сделал вылазку. Осаждавший город отряд был разбит.
После этого Сигизмунд приказал австрийцам идти к Праге. Здесь на Витковой горе 14 июля 1420 года произошло решающее сражение гуситов и крестоносцев. Если бы армия Сигизмунда овладела этой горой, Прага оказалась бы в блокаде. Однако рыцарям не удалось преодолеть ров, вырытый на склоне горы, а контратака пехоты во главе с Жижкой отбросила их к подножью. В это время во фланг войска Сигизмунда ударило пражское ополчение. Армия крестоносцев отступила.
Хотя она и не потерпела крупного поражения, а лишь мелкую тактическую неудачу, между предводителями крестоносцев начались раздоры. Поэтому 30 июля 1421 года Сигизмунд вынужден был снять осаду Праги. В ноябре его войско потерпело поражение под Вышеградом, и вся Чехия и Моравия оказалась в руках гуситов.

4. Второй крестовый поход против гуситов

Осенью 1421 года обострились противоречия между таборитами и чашниками. Единое гуситское войско фактически распалось. Воспользовавшись этим, Сигизмунд начал второй крестовый поход в Чехию. В сентябре 1421 года крестоносцы осадили город Жатец недалеко от границы с Саксонией.

Жижке удалось с отрядом таборитов прорвать кольцо осады и провести в город обоз с продовольствием. Однако контратака польских и венгерских рыцарей вынудила таборитов отступить к Праге.
Жижка занял оборонительную позицию на горе Владарь недалеко от города Жлутец. В течение трех дней польские и венгерские рыцари атаковали таборитов, но были отражены артиллерийским огнем и молотилами. После этого армия Жижки смогла прорваться в Жлутец. Вскоре крестоносцы, испытывавшие трудности со снабжением, покинули Чехию.В конце года они вновь вторглись в страну и дошли до Кутна Горы. Там армию Сигизмунда встретило войско таборитов. К тому времени Жижка в одном из боев лишился второго глаза и полностью ослеп, что, однако, не мешало ему командовать. Сигизмунду удалось захватить Кутна Гору, но 8 января 1422 года он потерпел поражение у Габра. Табориты опрокинули рыцарей и преследовали их до города Немецкий Брод. При переправе через реку Сазава некоторые рыцари провалились под лед и утонули. В руки таборитов попал брошенный на берегу обоз. Через два дня они овладели Немецким Бродом.
Несколько месяцев спустя на помощь гуситам прибыл отряд из числа православных подданных Великого Княжества Литовского, боровшихся против окатоличивания своей страны. Восемь лет вместе с таборитами они сражались против польских, немецких и венгерских войск.
В 1423 году большое войско таборитов вторглось в Моравию и Венгрию. В середине октября оно вышло к Дунаю между Комарно и Эстергомом. Здесь гуситов встретила многочисленная венгерская армия. Жижка не решился вступить с ней в бой и приказал отступить. Табориты понесли потери, но основная часть войска смогла отступить в Чехию. Неудача венгерского похода способствовала обострению противоречий между таборитами и чашниками.

5. Гражданская война

7 июня 1424 года две фракции гуситов сошлись в сражении у города Матешов. Чашники потерпели поражение благодаря внезапной контратаке таборитской конницы. Кроме того, табориты пустили по склону горы повозки, врезавшиеся в ряды чашников и вызвавшие там смятение. Таким образом, Жижке вновь удалось объединить под своим командованием все гуситское войско. Однако 11 октября 1424 года он умер от чумы: преемником Жижки — верховным гетманом таборитов — стал Прокоп Большой, также известный как Прокоп Голый.

6. Третий крестовый поход против гуситов

В 1425 году начался третий крестовый поход в Чехию. Главную роль играло австрийское войско во главе с эрцгерцогом Альбрехтом. В Моравии оно потерпело поражение, и отступило в Австрию.
На следующий год чешская армия осадила Усти-над-Лабем (Ауссиг), захваченный саксонскими войсками. Прокоп Большой, чья армия состояла из отрядов таборитов и пражского ополчения, располагал 25 тысячами человек. Для деблокады Ауссига двинулось войско Саксонского, Мейсенского и Тюрингского княжеств, насчитывавшее 15—20 тысяч человек. Немцы атаковали чешский вагенбург, состоявший из 500 повозок, и в одном месте ворвались в него. Но таборитская конница сделала вылазку и опрокинула неприятеля. Немцы отступили, потеряв до 4 тысяч человек.

7.Четвертый крестовый поход против гуситов

Четвертый крестовый поход против гуситов в 1427 году возглавил курфюрст Бранденбурга Фридрих. Прокоп Большой и второй гуситский гетман Прокоп Малый, в свою очередь, вторглись в Австрию, нанеся у Тахова поражение армии австрийского эрцгерцога. Затем, в 1428—1430 годах, они неоднократно вторгались в Саксонию и Силезию и даже осадили Вену, правда, безуспешно.

8. Пятый крестовый поход против гуситов

В 1431 году имперский сейм в Нюрнберге постановил организовать пятый крестовый поход в Чехию. Германские княжества выставили 8200 конных рыцарей и значительное число пехоты, подкрепленной 150 бомбардами. В августе у чешской границы армия крестоносцев под командованием Фридриха Бранденбургского была внезапно атакована в лагере в Домажлице гуситами и бежала, бросив обоз и артиллерию. Затем при Тахове чехи разбили саксонских и баварских феодалов.

30 мая 1434 года в битве под Липанами армия таборитов была наголову разгромлена чашниками, активно поддержанными армией католиков. Практически в то же время пришёл конец и польскому гуситскому движению— Владислав III Варнский разгромил их под Гротниками.

В 1436 году Чехия приняла католического короля Сигизмунда Люксембурга (император Священной Римской империи).

Успехи гуситов объяснялись их сплоченностью перед лицом раздробленных сил их противников — Польши, Венгрии, австрийского герцогства и германских княжеств, лишь номинально объединенных под главенством германского императора. Однако сил Чехии не хватало для завоевания и удержания территорий соседних государств и полного разгрома армий крестоносцев. В конце концов умеренная часть гуситов пошла на компромисс с империей и церковью, что и привело к окончанию войны, не принесшей, в сущности, каких-либо значительных результатов ни одной из сторон, но основательно опустошившей Центральную Европу.

Испания в 11-15 вв.

В XI в. в процессе дальнейшего развития феодализма Арабский халифат распался на ряд независимых мусульманских королевств и республик, ведших между собой постоянную борьбу за преобладание. Эти раздоры вполне устраивали сохранившиеся на севере и северо-востоке полуострова христианские королевства (Астурию, Наварру, Галисию и др.), которые начали отвоевывать у арабов территорию Испании.

В этот период, по мере отвоевания тех или иных земель, образовывались отдельные королевства и графства, территории которых в основном соответствовали нынешним историческим областям, — Астурия, Леон, Арагон, Кастилия, Каталония и др. Период реконкисты, продолжавшийся почти 800 лет, сыграл огромную роль в развитии народов Пиренейского полуострова: именно тогда формировались отдельные феодальные государства, начало складываться этническое самосознание кастильцев, каталонцев и других испанских народностей, а также их национальные учреждения; тогда же создавался и испанский национальный эпос, например поэма о Сиде Кампеадоре.

К началу 12 века сформировался менталитет крестоносцев, о чем свидетельствует жизненный путь Альфонса I Воителя, который правил Арагоном и Наваррой с 1102 по 1134. Во время его правления, когда еще были свежи воспоминания о первом крестовом походе, у мавров была отвоевана бoльшая часть долины р.Эбро, а французские крестоносцы вторглись в Испанию и взяли такие важные города, как Сарагоса (1118), Тарасона (1110) и Калатаюд (1120). Хотя Альфонс так и не смог осуществить свою мечту о походе в Иерусалим, он дожил до того момента, когда в Арагоне был учрежден духовно-рыцарский орден Тамплиеров, а вскоре в других районах Испании начали свою деятельность ордена Алькантара, Калатрава и Сантьяго. Эти могущественные ордена оказали большую помощь в борьбе с Альмохадами, удерживая стратегически важные пункты и налаживая хозяйство в ряде пограничных районов.

В 1212 году христианские короли начали наступление на маврские владения и захватили большую часть территории.

Король Арагона Хайме I (годы правления 1213–1276) завоевал Балеарские о-ва, а в 1238 Валенсию. В 1236 король Кастилии и Леона Фердинанд III взял Кордову, Мурсия сдалась кастильцам в 1243, а в 1247 Фердинанд захватил Севилью.

До второй половины XV в. страна была раздроблена на различные королевства, которые не желали объединять свои силы.

Наконец в 1469 г. король Арагона Фердинанд и королева Кастилии Изабелла своим браком объединили королевства и встали во главе Реконкисты - многовековой борьбы за освобождение страны от «неверных».

Процесс Реконкисты окончательно завершился в 1492 взятием Гранады. Решающую роль в победе испанцев сыграло объединение (1479) в результате «династической унии» двух наиболее крупных феодальных королевств Пиренейского полуострова — Кастилии и Арагона. Оно положило начало формированию Испании как единого централизованного государства и нации.

Период реконкисты, продолжавшийся почти 800 лет, сыграл огромную роль в развитии народов Пиренейского полуострова: именно тогда формировались отдельные феодальные государства, начало складываться этническое самосознание кастильцев, каталонцев и других испанских народностей, а также их национальные учреждения; тогда же создавался и испанский национальный эпос, например поэма о Сиде Кампеадоре.

В 1478 была учреждена испанская инквизиция во главе с Томасом де Торквемадой. В первую очередь она обратила внимание на евреев и мусульман, принявших христианскую веру. От них пытками добивались «признания» в ереси, после чего обычно казнили через сожжение. В 1492 все некрещеные евреи были изгнаны из Испании: почти 200 тыс. человек эмигрировали в Северную Африку, Турцию, на Балканы. Большинство мусульман под угрозой изгнания приняли христианство.

Важнейшим фактором, обеспечившим победу Реконкисты, явилось также освобождение (1486) от крепостной зависимости испанского крестьянства.

Новая мощная держава Испания устремила свои взоры на чужие территории. Еще до завершения реконкисты Испания (точнее, Арагон) начала политику «колониальных» захватов. Первые владения были завоеваны Арагоном на юге Франции, на Корсике, в Сардинии, Италии (Сицилия, Неаполь).

12 октября 1492 (День нации Испании) почти одновременно со взятием Гранады происходит событие всемирно-исторического значения — открытие Христофором Колумбом Нового Света, положившее начало эпохе Великих географических открытий.

Италия в IX—XI вв.

Италия при остготах и лангобардах

Италия была третьим государством, которое наряду с Францией и Германией выделилось в середине IX в. из состава империи Карла Великого. До этого Италия прошла сложный и длительный путь развития.

После падения Западной Римской империи в конце V в. в Италии хозяйничали наёмные войска из представителей различных «варварских» племён под предводительством Одоакра (476—493). Вслед за тем Италию завоевали остготы, пришедшие из Паннонии, во главе с королём Теодорихом. Остготы расселились по всей Италии, но преимущественно в северной и средней её части. Сначала остготы расположились в качестве союзного войска Восточной Римской (Византийской) империи на землях римских землевладельцев, с которых завоеватели взимали третью часть урожая. Затем остготы стали селиться уже в качестве совладельцев бок о бок с римлянами на одних и тех же земелыых участках. И, наконец, между остготами и римлянами в некоторых областях Италии произошли разделы земельных владений с выделением каждому остготу одной трети этих владений в собственность.

Однако разделы земли не были повсеместными и не привели к полному уничтожению римского крупного землевладения. К тому же у самих остготов очень быстро образовалась собственная землевладельческая знать, так как король Теодорих и его дружинники захватили большое количество земель в свои руки. Остготская знать стала сливаться с местной римской знатью в единый класс крупных землевладельцев. Это нашло выражение и в политике Теодориха, сохранившего все римские налоги, пошлины, монополии и государственные повинности, а также в значительной степени римскую администрацию.

В 555 г. остготское королевство было завоёвано Византией. Но владычество Византии в Италии оказалось весьма кратковременным. Оно рухнуло под ударами ланго-бардского завоевания, которое продолжалось с перерывами с 568 до 584 г., а в некоторых южных областях Италии до 600 г.

В отличие от остготов лангобарды завоевали не всю Италию, а лишь северную и среднюю её части, за исключением области вокруг Равенны и области вокруг Рима. К югу от Рима лангобардам принадлежало герпогство Сполето и лишь частично зависимый от лангобардских королей Беневент. Апулия, Калабрия и Сицилия не были захвачены лангобардами и продолжали находиться в номинальной зависимости от Византийской империи.

В противоположность остготам лангобарды вторглись в Италию большими массами. Это был обширный племенной союз, в который входили многие германские, а также славянские и другие племена из придунайских областей. Лангобарды конфисковали часть крупных земельных владений и стали взимать с покорённых римлян подать в размере 1/3 урожая.

Свободное римское население стало сливаться со свободными лангобардскими общинниками, а римские колоны — с полусвободным слоем лангобардского общества (альдиями). В результате расслоения и разложения лангобардской общины, роста крупного землевладения новой служилой знати (дружинников, герцогов, графов и пр.) и церкви в Лангобардском королевстве VII—VIII вв. стали развиваться феодальные отношения.

Борьба лангобардских королей за подчинение всей Италии не увенчалась успехом, так как они встретили сильное сопротивление со стороны папства, действовавшего в союзе с Франкским государством. В конце VIII в. Лангобардское королевство было завоёвано Карлом Великими вошло в состав Каролингской империи.

В процессе перехода от рабовладельческого строя к феодальному в экономической жизни Италии произошли очень глубокие изменения. С остготами и лангобардами в Италию проник общинный строй, тесно связанный с системой открытых полей, трёхпольем и принудительным севооборотом. Хлебопашество вновь заняло существенное место наряду с виноделием и садоводством. Прогрессивную роль сыграла обработка крестьянами-лангобардами земель, запустевших в последние века Римской империи. Всё это, вместе взятое, вызвало некоторый подъём сельского хозяйства в Северной и Средней Италии.

Однако после того, как лангобарды поселились на территории бывшей Римской империи, лангобардская община быстро разложилась, а это привело к большим переменам в жизни крестьян Северной и Средней Италии.

Разорявшиеся свободные крестьяне уже тогда попадали в материальную зависимость от других членов общины. В результате в начале VIII в. свободные лангобардские общинники (ариманны) стали делиться на зажиточных мелкопоместных собственников, сохранявших свои наделы и нередко имевших зависимые оброчные дворы, малоимущих, не имевших полного надела, и вовсе безземельных, которые не были даже в состоянии являться в военное ополчение.

К концу VIII в. в Италии возникли многообразные формы крестьянских держаний. Наряду с прекарием существовало срочное или пожизненное зависимое держание крестьянином той земли, которую он получал от её владельца. Оно называлось либеллярным. С этого держания крестьянин уплачивал натуральные и денежные оброки, а кроме того, выполнял барщину весьма различного размера. Наследственное держание земли за натуральный и денежный оброк, в результате чего держатель имел некоторые права на распоряжение своим участком вплоть до отчуждения (правда, только в пределах поместья), носило название эмфитевсиса.

Особенно тяжёлой барщиной были обременены держания посаженных на землю рабов (сервов) и бывших полусвободных людей времён лангобардского господства (альдиев). Посаженные на землю рабы и альдии были совершенно лишены права перехода. Так в Италии складывался класс феодально зависимого крестьянства.

Разорившиеся и закрепощённые крестьяне вели вооружённую борьбу против крупных землевладельцев, против герцогов и других должностных лиц Лангобардского королевства. Уже лангобардское законодательство VII—VIII вв. карало выступления свободных крестьян смертной казнью или же непомерно высокими денежными штрафами.

По характеру своего экономического развития Южная Италия сильно отличалась от Северной и Средней Италии. В Южной Италии и особенно в Сицилии процесс феодализация шёл гораздо медленнее. Это объяснялось тем, что ни остготы, ни лангобарды прочно не обосновались в Южной Италии, к тому же разделы земель между остготами и местным населением в сколько-нибудь значительных размерах здесь не имели места. Поэтому вплоть до IX в. в Южной Италии, продолжавшей находиться под властью Византии, сохранились большие поместья с колонами, рабами и свободными арендаторами.

Посаженные на землю рабы превратились в сущности в крепостных (хотя в собственном хозяйство землевладельцы продолжали пользоваться дворовыми рабами). К феодально зависимым крестьянам в Южной Италии относились также полусвободные крестьяне, которые иногда назывались вилланами, и лично свободные держатели. Кроме того, в Южной Италии сохранилось и некоторое количество прежних адлодистов — мелких землевладельцев, которые были обложены лишь поголовной податью в пользу арабских завоевателей (харадж), но сохраняли личную свободу и право распоряжения своими владениями.

В период раннего средневековья Италия в целом отличалась исключительной политической раздробленностью, которая сохранилась на многие столетия. В Италии не было единой центральной власти. Многочисленные герцогства, маркграфства и епископства, а с X в. и города на севере полуострова вели постоянную борьбу друг с другом.

Чужеземные завоеватели — франкские короли со времён Карла Великого, германские императоры с середины X в. — назначали своих ставленников на должности епископов, видели в них опору для своего господства над Италией и наделяли их политической властью. Но Северная и Средняя Италия (Ломбардия и Тоскана) лишь номинально числились в составе Германской империи. Государства, основанные иноземными завоевателями в южной и средней части Апеннинского полуострова, не только не стали центром объединения всей страны, но, напротив, содействовали ещё большему её раздроблению. Политическая власть в средневековой Италии совершенно отсутствовала.

Наши рекомендации