Новый курс» президента Ф.Рузвельта в США.

Великая депрессия поставила Америку на грани революции в этих условиях. В этот период времени, когда толпы безработных американцев не знали, как им жить дальше, всё большую популярность стали набирать коммунистические и фашистские идеи. В 1932 году в Вашингтон пришла многотысячная колонна безработных из всех штатов с требованием поддержки и изменений. Президент Гувер распорядился силой разогнать митингующих, что и было сделано. Рост напряжённости продолжался. На состоявшихся в 1933 году президентских выборах победу одержал кандидат от демократической партии Франклин Делано Рузвельт (см. Рис. 4). Перед новым президентом стояла задача ликвидировать кризис и его последствия. Им и его соратниками была разработана программа, получившая название «Новый курс».

Пафос Рузвельта: - надо что-то делать, хотя бы экспериментировать. «нельзя сидеть сложа руки». как говорил Рузвельт : «Если я буду плохим президентом США, я буду последним президентом»

4 марта 1933 – «Новый курс» (New Deal). 9 марта 1933 – чрезвычайное заседание. 100 дней Рузвельта - основные законы.

- оздоровление банков. Экстремальная программа спасения банк сисмы. Рузвельт призывал людей не хранить деньги в «чулках», отнесите их в банки, которые госво гарантирует, что они не разорятся)

- отказ от золотого стандарта; банковская реф. (начало чрезвычайных законов)

На втором этапе «нового курса» правительство вынуждено учитывать интересы рабочих полевение курса.

Главная отличительная черта нового курса было то, что отказавшись от политики балансирования, правительство Рузвельта в гораздо большей, нежели ранее, степени стало учитывать интересы трудового населения городов и ферм. Это – «вторые 100 дней нового курса. На первый план выдвигается социальный аспект.

Национальный акт о трудовых отношениях, или закон Вагнера (июль 1935). Самый радикальный з-н нового курса. Он закрепил права рабочих на: 1.вступление в избранный ими профсоюз; 2. заключение коллективного договора м/у выборными представителями рабочих и предпринимателем; 3.проведение стачек и пикетирования

плюс:4. правительство должно было пресекать все виды «нечестной трудовой практики» предпринимателей:

а. вмешательство в деятельность рабочих организаций

б. преследование рабочих за вступление в профсоюз

в. создание компанейских союзов

г. отказ от переговоров с выборными представителями рабочих о заключении коллективного договора

5. контроль за осуществлением з-на был возложен на Национальное управление по трудовым отношениям, решения которого могли оспариваться предпринимателем только через суд

А также: Первый в истории США федеральный закон о социальном страховании (авг 1935).

· з-н вводил систему пенсий по старости и пособий по безработице

· нормы пенсионного обеспечения были едиными для всей страны, а его фонды создавались за счет паритетного налогового обложения предпринимателей и рабочих

· страхование по безработице строилось на федерально-штатной основе.

Конгресс устанавливал только: порядок создания фондов и нормы налогообложения предпринимателей, а законодательством штатов определялось: круг получателей пособий, размеры и сроки их выплат.

Недостаток закона: распространялся только на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих, занятых в торговле, сфере обслуживания и сельском хозяйстве

На втором этапе «нового курса» произошло значительное é масштабов общественных работ. В 1935 – на это ассигновано $4.9 млрд. Была создана новая Администрация по реализации общественных работ во главе с Гопкинсом. По наступлении кризиса 1937 эта деятельность еще более активизирована правительством Рузвельта. (1938 – ассигновано еще $5 млрд.)

Июнь 1938 – закон о справедливых условиях труда:

1) запрет на применение детского труда

2) установлены единые нормы минимальной заработной платы и…

3) максимальной продолжительности рабочей недели для рабочих и служащих, занятых на предприятиях федерального значения

Поворот произошел и в аграрной политике «нового курса».

· под давление фермерского движения правительственная помощь стала оказываться не только крупному фермерству, но и низкодоходным группам населения.

· на средства созданной в 1937 Администрации по охране фермерских хозяйств проводилось: строительство лагерей д/ рабочих-мигрантов, выдача займов арендаторам д/ покупки ферм,создание кооперативов мелких фермеров и арендаторов.

· наряду с сокращением с/х производства были приняты меры к восстановлению плодородия почв (актуально после засух и пыльных бурь 30-х гг). Например, деятельность Администрации долины реки Теннеси – гидроэнергетическое строительство.

Итог:

Либеральные реформы 1935-1936 были далеки от того, чтобы решить все сложные социальные проблемы, но все же они были крупным шагом вперед по пути социального прогресса. Впервые было положено начало созданию гос системы социальной защиты населения.

Но сдвиг влево вызвал недовольство консервативных групп крупного капитала.

И самое главное. По оценке Коммунистической партии, «новый курс» Рузвельта – «одна из самых прогрессивных страниц в истории США».

Выборы 1936 – наименьшее представительство республиканцев. 1938 – новые реформы. Закон о справедливых условиях труда (право федерал прав-ва устанавливать мин почасовую ставку и макс продолжать раб недели, запрет на детский труд) Гос-во, Бизнес, Профсоюзы – социальное и экономическое единство. Разница между новым курсом и фашизмом в ур-не благосостоянии страны. С 1939 Р отказался от дальнейших реформ. Впервые в истории США государство взяло на себя роль гаранта социальной защищенности.

Наши рекомендации