Тема 5. Структура права. Правоприменение
- Структура права и ее элементы.
- Система права и система законодательства.
- Систематизация законодательства.
- Правоприменение.
- Правоотношение.
- Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.
1) Право делится на частное и публичное. Частное право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между лицами. Публичное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности государства, а также между государством и лицом (лицами). Данное разграничение отсутствует в англосаксонской правовой семье или системе общего права.
Институт права – обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения определенного вида. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми.
Отрасль права – обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. В отрасли права, как правило, выделяют общую и особенную части. В общей части закрепляются определения, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, в особенной – правовые институты.
2) Система права – внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию правовых норм. Первичным и конечным элементом системы права является норма права.
Норма права – обеспеченное юридической защитой общеобязательное правило поведения, выступающее регулятором общественных отношений путем установления взаимных прав и обязанностей участников этих отношений. Норма включает три элемента – гипотезу, диспозицию, санкцию.
Гипотеза – конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма права.
Диспозиция – правило поведения, которому должны следовать участники правоотношения.
Санкция– неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы.
Логическая схема действия правовой нормы: «Если гипотеза, то диспозиция. Иначе – санкция».
Система права (или сущность права) обусловливает его актуальную (действующую, реально существующую) форму – систему законодательства.
Система законодательства – совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Первичным и конечным элементом системы законодательства является закон. Закон – нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом, как правило, закрепленным в конституции (хартии, основном законе, статуте), порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
3) Систематизация законодательства – это процесс сведения к единству нормативно-правовых актов путем внешней или внутренней обработки их содержания. Способы систематизации законодательства – это кодификация и инкорпорация.
Кодификация – это создание законодателем (органом нормотворчества) единого систематизированного, внутренне согласованного, крупного нормативного акта (кодекса). Инкорпорация – это объединение в систематизированном виде действующих нормативных актов без изменения их содержания. Инкорпорация возможна официальная и неофициальная. Официальная инкорпорация – издание компетентными органами государства сборников законов, собраний законодательства с учетом внесенных нормотворческим органом изменений и дополнений. Неофициальная инкорпорация – издание сборников, справочников законодательства по инициативе организаций и учреждений, специально на то уполномоченных государственными органами.
В странах кодифицированного права приоритет (наивысшую юридическую силу) имеет нормативно-правовой акт, именуемый Основным законом (Конституцией).
Высшую юридическую силу в нашей стране имеют федеральные конституционные законы, принимаемые по важнейшим вопросам государственно-правового регулирования, и федеральные законы. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Среди федеральных законов можно выделить Основы законодательства и кодексы.
Основы законодательства – законодательный акт сводного характера, содержащий основополагающие нормы отрасли законодательства. В Российской Федерации Основы законодательства могут приниматься по тем предметам правового регулирования, которые отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (По предметам совместного ведения также издаются федеральные законы и иные нормативно-правовые акты).
Кодекс – законодательный акт, в котором сведены к внутреннему единству нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений.
К подзаконным актам относятся:
- Нормативно-правовые акты Президента РФ;
- Нормативно-правовые акты Правительства РФ;
- Ведомственные акты;
- Акты субъектов РФ и органов местного самоуправления;
- Корпоративные акты, санкционированные государством.
4) Правоприменение (применение права) – властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.
Осуществление законов – реализация юридически закрепленных государством возможностей, проведение их в жизнь посредством деятельности людей, организаций, общества. Формами осуществления законов могут быть: соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование субъективного права. Использование субъективного права возможно в следующих формах:
- Фактические действия (собственник пользуется, принадлежащей ему собственностью);
- Совершение юридических действий (оформление наследования или дарение);
- Требования к обязанному лицу (требования возврата долга или исполнения обязательства);
- Притязания (обращение к компетентным государственным органам).
Стадиями правоприменительного процесса являются:
- Анализ фактических обстоятельств;
- Выбор применяемой нормы;
- Установление соответствия между юридическими фактами и конкретными жизненными обстоятельствами, изложенными в гипотезе;
- Вынесение решения в соответствии с диспозицией (санкцией);
- Контроль за реализацией решения.
Результатом действия правоприменителя является акт применения права. Акт применения права - решение (правовой акт) компетентного органа (должностного лица), созданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.
5) Правоотношение – урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и (или) несут юридические обязанности.
Лицо – субъект правоотношений, способный нести обязанности и иметь права. Действия лиц в рамках правоотношения могут носить характер юридических актов и юридических поступков. Юридический акт – действие, непосредственно направленное на достижение юридических результатов. Юридический поступок – действие, вызывающее юридические последствия независимо от того, осознавал или нет субъект их юридическое значение.
Субъект права – участник общественных отношений, способный на основании действующего законодательства иметь юридические права и (или) нести юридические обязанности. Стороны правосубъектности – правоспособность и дееспособность. Правоспособность – установленная государством способность иметь права и нести юридические обязанности. Дееспособность – способность своими действиями иметь юридические права и нести юридические обязанности.
Лицо может воспользоваться субъективным правом или должно понести юридическую обязанность в случае наступления юридического факта, т.е. фактических обстоятельств, порождающих правовые последствия. Юридический факт – указанные в гипотезе правовых норм жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление различных юридических последствий. Основные виды юридических фактов – события, деяния, состояния. Событие –юридический факт, который происходит вне зависимости от воли людей. Деяние – действие или бездействие, которые порождаются сознанием и волей лица и ведут к наступлению юридических последствий. Состояние –длительно существующие юридический факт или правоотношение.
6) Правомерное поведение – массовое, социально полезное, осознанное поведение людей и организаций, соответствующее правовым нормам и гарантированное государством.
Правонарушение – общественно вредное, виновное деяние деликтоспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм. Деликтоспособность – способность лица своими действиями нести ответственность за совершенное правонарушение. В зависимости от общественной опасности правонарушения делятся на проступки и преступления. Преступление характеризуется большей степенью общественной опасности.
Квалификация правонарушения – установление соответствия между признаками реально совершенного лицом общественно вредного деяния и составом правонарушения, описанным в конкретной норме права.
Состав правонарушения – совокупность обязательных признаков, установленных законом, характеризующих общественно вредное деяние как правонарушение. Признак состава правонарушения – конкретная законодательная характеристика наиболее существенных свойств правонарушения. Четыре признака правонарушения – объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения.
Объект правонарушения – это охраняемое законом общественное отношение, на которое посягает правонарушение. Объективная сторона правонарушения – общественно вредные последствия, которые наступают или могут наступить вследствие правонарушения.
Субъект правонарушения – деликтоспособное лицо, совершившее правонарушение. Субъективная сторона правонарушения – психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением правонарушения. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виною.
Вина –субъективное отношение лица к совершенному им общественно опасномудеянию.Вина может существовать в двух формах: умысел и неосторожность. Умысел может быть прямым или косвенным (эвентуальным). Неосторожность законодатель разделяет на легкомыслие и небрежность. Правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если лицо, совершая общественно вредное деяние, 1) осознавало общественную опасность своего деяния; 2) предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и 3) желало их наступления. Правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо, совершая общественно вредное деяние, 1) сознавало общественную опасность своего деяния; 2) предвидело возможность наступления общественно опасных последствий; 3) не желало, но сознательно допускало эти последствия или относилось к ним безразлично.
Правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно вредных последствий своего деяния, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение. Правонарушение признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно вредных последствий своего деяние, хотя при необходимой внимательности или предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
Юридическая ответственность – меры принуждения, применяемые государством в лице уполномоченных им органов, к лицу, совершившему правонарушение.