Понятие принципов государственной гражданской службы.

ВВЕДЕНИЕ.

Прохождение учебной практике в ВУЗе в наши дни имеет огромное значение для многочисленных студентов. Практика – это одна из форм обучения: применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем.

Я, как студентка первого курса направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» в Северо-Кавказском институте-филиале РАНХиГС, проходила практику в пределах ВУЗа.

Мной были заслушаны лекции, которые были зачитаны представителями администрации, государственных структур и иными государственными служащими.

Цель учебной практики – применение теоретических знаний в изучении будущей профессии, получение первичных навыков научно-исследовательской деятельности в изучении института государственной и муниципальной службы; получение сведений об основных видах и методах организации профессиональной деятельности по направлению подготовки 38.03.04 – «Государственное и муниципальное управление»; получение необходимого опыта для написания аналитического отчета, составленного по результатам практики.

Задачи учебной практики.

– подготовка обучающихся к осознанному и углубленному изучению дисциплин направленности (профиля);

– ознакомление с деятельностью органов государственной власти и органами местного самоуправления, их структурными подразделениями (иными некоммерческими организациями), осуществляющими управленческую деятельность;

– получение первичных умений и привитие первичных навыков научно-исследовательской деятельности;

– ознакомление с основными направлениями управленческой деятельности.

В работе продемонстрированы полученные знания в процессе изучения таких нормативно-правовых актов, как Конституция Российской Федерации, Федеральные законы и Указы Президента Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1. Принципы гражданской службы представляют собой основные требования, которыми руководствуются гражданские служащие в процессе своей профессиональной деятельности. В них выражены необходимые основания функционирования государственного административного управления. Они устанавливают основные правила этой деятельности. Принципы кладутся в основу формирования и дальнейшего функционирования гражданской службы законодательной, исполнительной, судебной власти и других органов.

2. В Федеральном законе «О системе государственной службы РФ» в гл. 1, ст. 3 сформулированы девять основных принципов построения и функционирования системы государственной службы: федерализм, законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, равный доступ граждан к государственной службе, единство правовых и организационных основ государственной службы, взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы, открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, профессионализм и компетентность государственных служащих, защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

3. Классификация принципов государственной службы может быть проведена по таким основаниям (группам): конституционные, организационные и вспомогательные. Первые обусловлены положениями Конституции РФ, вторые отражают механизм построения и функционирования государственной службы, а третьи разбросаны в различных нормативных актах.

4. В Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» в ст. 4 также имеются принципы функционирования, но уже «гражданской службы», которых здесь по численности восемь. В чем-то эти принципы совпадают с выше рассмотренными принципами «государственной службы», а в чем-то и расходятся. Если их по-прежнему разделить на конституционные и организационные, то только два из них (было четыре) повторяют конституционные принципы, шесть (было пять) - организационные. Очевидно, что совпадающие принципы нет надобности снова анализировать. Интерес представляют лишь два новых принципа, которые, очевидно, имеют отношение к гражданскому обществу. Ими являются принцип эффективности гражданской службы и степени удовлетворения интересов общества и государства, а также принцип стабильности гражданской службы.

5. В своей повседневной деятельности гражданские служащие руководствуются и вспомогательными принципами, разбросанным по другим законам. Основная их особенность состоит в том, что они не вошли в базовые законы о государственной (2003 г.) и гражданской (2004 г.) службе.

Хочется отметить, что учебная практика, пройденная мной в ВУЗе помогла раскрыть такие навыки как наблюдательность, умение структурировать информацию, а также навыки по работе с документами, законами и иными правовыми актами.

Основной проблемой являлась реализация принципов гражданской службы в ходе прохождения государственной службы, что было раскрыто в отчете.

Реализация принципов гражданской службы при прохождении государственной службы происходит в обоих видах службы, поскольку согласно Федеральному закону от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017 «О государственной и гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) Статье 6 Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов.

ВВЕДЕНИЕ.

Прохождение учебной практике в ВУЗе в наши дни имеет огромное значение для многочисленных студентов. Практика – это одна из форм обучения: применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем.

Я, как студентка первого курса направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» в Северо-Кавказском институте-филиале РАНХиГС, проходила практику в пределах ВУЗа.

Мной были заслушаны лекции, которые были зачитаны представителями администрации, государственных структур и иными государственными служащими.

Цель учебной практики – применение теоретических знаний в изучении будущей профессии, получение первичных навыков научно-исследовательской деятельности в изучении института государственной и муниципальной службы; получение сведений об основных видах и методах организации профессиональной деятельности по направлению подготовки 38.03.04 – «Государственное и муниципальное управление»; получение необходимого опыта для написания аналитического отчета, составленного по результатам практики.

Задачи учебной практики.

– подготовка обучающихся к осознанному и углубленному изучению дисциплин направленности (профиля);

– ознакомление с деятельностью органов государственной власти и органами местного самоуправления, их структурными подразделениями (иными некоммерческими организациями), осуществляющими управленческую деятельность;

– получение первичных умений и привитие первичных навыков научно-исследовательской деятельности;

– ознакомление с основными направлениями управленческой деятельности.

В работе продемонстрированы полученные знания в процессе изучения таких нормативно-правовых актов, как Конституция Российской Федерации, Федеральные законы и Указы Президента Российской Федерации.

ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ.

Термином «принцип» обозначают основное, исходное положение какой-либо теории, учения. Принципы гражданской службы это основополагающие требования, которыми руководствуются гражданские служащие в процессе своей профессиональной деятельности. В них выражены необходимые основания функционирования государственного аппаратного управления. Они устанавливают основные правила этой деятельности.

Принципы кладутся в основу формирования и дальнейшего функционирования гражданской службы как административной власти. По содержанию принципы гражданской службы представляют собой ориентиры, некоторые основания по упорядочению общественных отношений, управлению социальными явлениями и процессами. Они обеспечивают интеграцию отдельных видов управленческой деятельности в различных органах системы государственного управления, взаимную их согласованность и общую направленность на реализацию намеченных целей. На основе этих принципов организуется сам реальный процесс административного управления, т. е. продуманная и обоснованная упорядоченность действий по осуществлению административных управленческих функций, выбору методов и приемов управленческого административного воздействия.

Принципы гражданской службы изложены в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Естественно, что по большей части принципы в этих двух федеральных законах совпадают, но есть и некоторые различия, в том числе и терминологические. Так, в первом законе они обозначены как «принципы государственной службы», тогда как во втором эти принципы названы «принципами гражданской службы». В целом последние принципы развивают и обогащают данный раздел государственного законодательства. Принципы гражданской службы не являются застывшими догмами. С течением времени они совершенствуются и конкретизируются. Их эволюция обусловлена кардинальными изменениями в концепции государственного управления, которой придерживались в обществе в определенные моменты времени. Искусство управления не может опираться только на интуицию, талант руководителя. Оно основывается на солидной теоретической базе, накопленной за сотни лет административной аппаратной деятельности.

Современный законодатель не дает определения принципам гражданской службы, но перечисляет их в двух вышеозначенных федеральных законах. Правовое установление принципов гражданской службы обусловливает функционирование государственных органов, деятельность гражданских служащих, устойчивость государственно-правового регулирования государственно-служебных отношений, а также обоснование тенденций развития служебного законодательства о гражданской службе. Основное значение принципов гражданской службы заключается в том, что они определяют правовое содержание, практическую организацию и реальное функционирование гражданской службы. Эти принципы отражают наиболее существенные стороны организации и функционирования не только самой гражданской службы, но и системы государственных органов, определяют характер сложных взаимоотношений внутри этой системы. Принципы гражданской службы объективно отражают ее сущность и наиболее важные черты. Они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности гражданских служащих, закрепляют их в нормах, входящих в социально-правовой институт гражданской службы. Обычно принципы гражданской службы формулируются законодателем, исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране, и базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства. Формулировка и установление этих принципов зависят от избранной (действующей в стране) модели государственного управления, от адекватности понимания внутренних закономерностей общественных отношений и правового регулирования. Публичное закрепление принципов гражданской службы происходит в различных законодательных и других нормативных правовых актах: в Конституции РФ, федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ.

Кроме того, принципы гражданской службы, установленные в рамочном Федеральном законе «О системе государственной службы РФ»[1] и Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ», являются основой, эталоном для всех других правовых норм, которые будут приняты в будущем.


1.2 ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ.

В своей повседневной деятельности государственные служащие руководствуются и вспомогательными, разбросанными по другим законам и инструкциям.[2] В этом параграфе будут даны только наиболее встречающиеся, в том числе:

- принцип оптимизации государственного управления, который заключается в совершенствовании управляемой и управляющей подсистем;

- принцип разумной управляемости, согласно которому обычная норма управляемости колеблется от трех до семи непосредственно подчиненных руководителю исполнителей;

- принцип делегирования полномочий, когда руководитель или вышестоящий орган передает часть своих функций подчиненным без активного вмешательства в их действия;

- принцип соответствия, который имеет две стороны: с одной работник должен соответствовать должности, с другой получаемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя;

- принцип автоматического замещения отсутствующего, при котором отсутствующий работник должен замещаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально;

- принцип первого руководителя, заключающийся в том, что контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем, так как только он имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса; - принцип единоначалия, при котором подчиненные должны получать приказания только от одного начальника;

- принцип эффективности организационной структуры, состоящий в том, что она эффективна только тогда, когда способствует достижению поставленных целей при минимальных затратах труда и ресурсов;

- принцип единства доверия и проверки, сформулированный в поговорке: «Доверяй, но поверяй!»;

- принцип допустимости ошибки, который предусматривает правило: «Исполнитель имеет право на ошибку!», что обязывает предусматривать подстраховку и перестраховку;

- принцип основного звена предполагает, что не следует размениваться на мелочи, всегда надо ориентироваться на главное и основное в своей работе.

Таким образом, на смену обычным стихийным регуляторам социальных взаимодействий приходит стабильный регулятор в виде государственных нормативов, которые направляют события в нужное для людей русло. Основные социальные процессы в современном обществе регулируются главным образом государством и его государственной (гражданской) службой.[3]

Наши рекомендации