Их формирование и полномочия
Федеральные органы государственной власти России — органы власти России на уровне федерации. В соответствии с Конституцией РФ — России, власть представлена тремя ветвями власти: 1)законодательной; 2)исполнительной;3)судебной.
Законодательная власть в России представлена высшим законодательным органом: Федеральным Собранием, который состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Властные полномочия осуществляет путём принятия законов, обязательных для всех на территории России.
Исполнительная власть в России представлена системой федеральных органов исполнительной власти. Властные полномочия осуществляют путём принятия решений, постановлений, и других подзаконных нормативных актов. Помимо указанного в Конституции Правительства России действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, а также их территориальные органы. Систему органов федеральной исполнительной власти, непосредственно подчиняющихся Правительству России, утверждает Президент России, который является главой государства, гарантом Конституции России и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Судебная власть представлена системой судов: Конституционный Суд России, Верховный Суд России, другие федеральные суды. Осуществляет судебную власть, в частности, правосудие. В соответствии со статьей 75 Конституции России, Центральный банк (Банк России) обладает особым конституционно-правовым статусом и не может относиться ни к одной из ветвей власти.
Порядок распределения полномочий между РФ и её субъектами
Органы государственной власти имеют право наделять своими отдельными государственными полномочиями органы местного самоуправления всех муниципальных образований, муниципальных образований определенной категории или группы, а также отдельного муниципального образования.
Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления представляет собой передачу органами государственной власти РФ или субъекта федерации части принадлежащих им полномочий органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется на основании федерального закона или закона субъекта федерации. Законы о передаче государственных полномочии органам местного самоуправления должны содержать обоснование необходимости делегирования и его практической целесообразности.
Органы государственной власти обязаны осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они наделены, а также за целевым использованием материальных и финансовых средств, переданных для осуществления этих полномочий, в соответствии с установленными нормативами и иными требованиями.
Органы государственной власти в целях контроля за исполнением делегированных полномочий вправе:
-- запрашивать необходимую информацию от органов и должностных лиц местного самоуправления о выполнении переданных полномочий и целевом использовании средств;
-- производить проверки деятельности органов местного самоуправления;
-- назначать уполномоченных представителей для оперативного контроля за выполнением делегированных полномочий и за целевым использованием выделенных ресурсов;
-- осуществлять методическую работу и координацию деятельности органов местного самоуправления по вопросам выполнения переданных государственных полномочий.
В законе, наделяющем органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, важно указывать:
-- цель наделения;
-- срок действия делегированных полномочий;
-- дату начала осуществления;
-- нормативы обеспечения материальными и финансовыми средствами;
-- порядок и сроки передачи соответствующих средств;
--органы государственной власти, уполномоченные осуществлять материальное и финансовое обеспечение исполнения данных полномочий;
-- органы государственной власти, уполномоченные осуществлять контроль за исполнением делегированных полномочий;
-- сроки и перечень проведения подготовительных мероприятий, необходимых для организации и осуществления делегированных полномочий;
-- порядок прекращения исполнения делегированных полномочий в случае их отзыва или истечения срока действия;
-- критерии качества и эффективности осуществления делегированных полномочий;
-- порядок отчетности органов местного самоуправления по осуществлению ими данных полномочий.
Прекращение исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они были наделены, осуществляется в случае истечения срока их действия. В случае невыполнения или невозможности выполнения органами местного самоуправления муниципального образования отдельных государственных полномочий, которыми они были наделены, указанные полномочия могут быть отозваны. Основанием для отзыва может являться взаимное соглашение органов местного самоуправления и органов государственной власти о необходимости отзыва соответствующих полномочий, а также заключение суда о неисполнении органами местного самоуправления полномочий, которыми они были наделены, вынесенное по обращению органа государственной власти, уполномоченного осуществлять контроль за исполнением полномочий. Органы местного самоуправления муниципального образования не могут быть признаны ответственными за неисполнение отдельных государственных полномочий, которыми они наделены в соответствии с законом, если суд установил, что исполнение указанных полномочий не было обеспечено необходимыми материальными и финансовыми средствами в соответствии с законом, либо их исполнение было невозможно в результате решений и действий органов государственной власти.
Вопрос 24