Регулирование конкурсов законодательством РФ
В российском законодательстве понятие «тендер» отсутствует. Вместо него используются понятия «торги», «конкурс». Так, в статьях 447-449 Гражданского Кодекса РФ определяются особенности проведения в России публичных торгов. В ст.447 ГК РФ говорится о том, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. [1] Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Статья 448 определяет порядок проведения торгов, согласно которому «лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора». Статья 449. «Последствия нарушения правил проведения торгов» характеризует торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, как недействительные по судебному иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. [1]
Углубившись на уровень ниже, стоит рассмотреть регулирование конкурентных закупок, происходящих по инициативе государства. Все подобные операции регулируются Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, который принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации. [2]
Данный федеральный закон содержит 8 глав, всего 114 статей, в которых рассматриваются основные принципы конкурсных закупок, цели и особенности их осуществления, требования к участникам, виды конкурсов и их основные положения, отдельная глава посвящена контролю в сфере закупок и, конечно, в законе говорится о процедуре обжалования действий или бездействий субъектов госзакупок.
Человек, в обязанности которого входит участие в тендерах от лица компании должен знать все основные положения данного закона, а именно: статья 6- статья 12, в которых прописаны принципы контрактной системы в сфере закупок, принципы прозрачности и открытости, принцип обеспечения конкуренции, профессионализма подрядчика, принцип стимулирования инноваций и единства контрактной системы в сфере закупок и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Статья 22. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) будет так же очень полезной при участии в закупках. Считается, что 3 глава 44 ФЗ обязательна к изучению даже для новичков в тендерах. В случаях неудовлетворительной процедуры осуществления участия в государственных закупках профессионал должен обращаться к содержанию 6 главы данного закона, чтобы обоснованно обжаловать в суде действия заказчика, например. [2]
На этом же уровне уместно рассмотреть правовое регулирование коммерческих закупок в Российской Федерации. Такие операции должны проводиться в соответствие с федеральным законом от 18.07.2011 N 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Ранее говорилось о том, что в коммерческих закупках много свободы в действиях заказчика, поэтому и закон, регулирующий данный вид закупок небольшой и содержит всего 8 статей, в которых говорится о правовой основе закупок товаров, работ и услуг, об особенностях проведения, о реестрах договоров и недобросовестных поставщиков, о контроле за соблюдением требований данного закона и об ответственности за нарушение его требований. [3]
Международные тендеры
В составе российского экспорта присутствует значительная доля биржевой продукции (нефтепродуктов, пиломатериалов, цветных металлов), другая часть (кофе, хлопок, сахар и т.д.) в виде сельскохозяйственного сырья активно импортируется в страну. Одновременно Россия выступает крупным импортером ряда аукционных товаров - табака, чая, пряностей и т.п. Совокупность этих факторов обуславливает необходимость изучения и анализа проведения международных закупок.
На международные торги выставляются заказы на поставку товаров народного потребления и средств производства, оказание инжиниринговых услуг, разработку месторождений полезных ископаемых и сооружение различных комплектных объектов промышленности и инфраструктуры. Заказы на сооружение объектов капитального строительства могут включать полный комплекс услуг (изыскания и исследования, проектирование, строительство, поставку и наладку всего комплекса оборудования). На торгах также могут распределяться экспортные квоты. Таким образом, номенклатура товаров, выставляемых на торги, широка и разнообразна, включает как товары в материально-вещественной форме, так и услуги.
Такие торги отличаются некоторыми преимуществами: расширяется представление о круге потенциальных контрагентов, снижается цена, повышается уровень гарантий от заключения сделки с недобросовестным продавцом.
Международные торги чаще всего осуществляются путем проведения международных тендеров.
Международные тендеры - это оптимальный путь реализации инвестиционного проекта. В мировой практике тендер является единственным и наиболее справедливым способом найма подрядчиков, поставщиков и инженеров-консультантов. Законодательства большинства развитых стран однозначно запрещают приобретение товаров, работ и услуг без проведения тендера.
Процесс проведения международных тендеров:
- тендерный комитет уведомляет потенциальных участников об открытии торгов;
- претенденты представляют заказчику свои предложения, именуемые "тендер" или "оферта";
- определяется победитель;
- заключается формальная сделка и подписывается контракт.
Строгое соблюдение всех положений и требований, указанных в комплекте тендерной документации, является необходимым условием успешного участия в торгах. Организаторы международных торгов имеют право не только отклонить, но и не рассматривать предложения, не соответствующие требованиям тендера.
В состав тендерного комитета входят представители организации-покупателя, а также технические и коммерческие эксперты. Председателями тендерных комитетов обычно назначаются руководители организации, производящей закупки или размещение заказов. Именно такой комитет определяет победителей международного тендера. Решение о выборе может быть гласным, а может быть и закрытым. В первом случае это решение сообщается всем участникам торгов, а также через средства информации. Во втором случае решение о передаче заказа сообщается победителю в конфиденциальной форме. Оферент, выигравший торги, в соответствии с их условиями, как правило, вносит второй гарантийный залог. Его величина обычно составляет от 5 до 10% стоимости заказа. После выполнения заказа гарантийный залог возвращается. Организаторы торгов имеют право использовать этот залог для покрытия отдельных претензий в ходе выполнения контракта.
С победителями торгов подписывается контракт, в котором оговариваются все необходимые условия. Контракты, подписываемые по результатам торгов с государственными организациями, вступают в силу после одобрения правительственными службами. Заключение сделки по результатам торгов может производиться также путем принятия предложения (акцепта) без последующего подписания контракта обеими сторонами. [20,c.162-163]
Таким образом, анализ современного механизма функционирования международных торгов показывает ряд существенных отличий тендерных и двусторонних методов заключения контрактов. К ним можно отнести многоэтапность заключения сделки посредством торгов, различия в предметах сделки и контрагентах, присущие торгам элементы гласности, общности требований и предварительного отбора претендентов, состязательность между участниками торгов.
В документах ЕС международные торги подразделяют на: открытые; ограниченные, к которым допускаются только участники, приглашенные организаторами; «процедуры с предварительным конкурсным отбором» оферентов; «процедуры переговоров без предварительного конкурсного отбора», то есть вступление в международные торги с предпринимателем, выбранным заказчиком.
Виды международных торгов выбирают исходя из мотивов, целей и статуса заказчика.
Открытые международные торги привлекают большое число участников. В закрытых участвует ограниченное число фирм и консорциумов, в техническом уровне и надежности которых устроители международных торгов достаточно уверены и к которым обратился заказчик. При гласных международных торгах тендерный комитет извещает общественность о том, какая фирма получила заказ, с указанием его объемов и общей суммы контракта. Международные торги негласные - это торги, при которых тендерные комитеты не проводят вскрытия предложений в присутствии участников международных торгов и не публикуют сведений о том, какая фирма стала победителем конкурса. Единичные торги проводятся при наличии одного оферента (обладателя «ноу-хау», лицензии или патента) для выполнения специализированных поставок или работ.
Одним из главных действующих лиц тендерного соревнования ввиду больших стоимостных объемов заказов выступают финансирующие выполнение заказа финансовые институты, которые в значительной мере и определяют исход конкурентной борьбы. Если источник финансирования до международных торгов не найден; оферта заказчика включает пункт о сопровождении оферты участников международных торгов условиями финансирования, определяемыми потенциалом банков и правительственное финансирование институтов страны происхождения оферента. Заказчик должен владеть необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжаться и пользоваться ими в определенном контрактом период. Практика оказания безвозмездной помощи и льготных государственных кредитов в покрытие части или всей стоимости объектов международных торгов привела к особой их разновидности - международных торгов с участием оферентов только из стран происхождения льготных кредитов. [15]
Правила и порядок проведения международных торгов в России регламентируются Положением о подрядах в Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства РФ (апр. 2010).