Геополитическое положение России в начале XXI века
Проблематика международных отношений вековой давности была идентичной во многих смыслах с современной политической ситуацией:
- геополитическое противостояние Запада и России;
- Россия ищет союзников, а также развивает армию и флот;
- неопределённость во внутренних делах (идеологическое разобщение, латентная форма гражданской войны);
- борьба с реальным и мнимым экстремизмом и радикализмом;
- угроза мировой войны.
Россия, как геополитический субъект является основой Евразии, которая географически, ландшафтно, лингвистически, климатически, культурно и религиозно-идеологически объединяет евразийский Запад и евразийский Восток. Именно это определяет ее место, как географического связующего звена геополитического евразийского блока.
Огромный интеллектуальный потенциал и географическое положение «евразийского центра», а также значительный военный потенциал (прежде всего в части ракетно-ядерного вооружения) и традиционная духовная ориентация на Православные ценности определяют роль России, как мирового центра силы – ядра консолидации других «традиционных цивилизаций» на пути строительства многополярного мира. В связи с этим условием создания монополярного мира является устранение России как субъекта геополитики.
Это порождает основную геополитическую угрозу России – её устранение с геополитической арены, как континентального центра силы, ядра Евразийской оси. Следствием этого будет в экономическом отношении – утрата Россией экономического суверенитета, а в политическом – утрата ею государственного суверенитета.
Дополнительно надо отметить, что в ряде общественных инициатив (Народно-освободительное движение (Е.А. Фёдоров), Партия Великое Отечество (Н.В. Стариков) и др.) активно обсуждается тема фактического отсутствия с 90-х гг. экономического суверенитета (Центробанк России осуществляет эмиссию денег независимо от государства, что прописано в конституции Российской Федерации (Статья 75 пункты 1, 2) и Законе о ЦБ (статья 1). [1, 3]
Данное обстоятельство необходимо учитывать при ведении геополитики, так как влияние исторически сложившейся мировой кредитно-финансовой системы, по мнению сторонников указанных выше движений, направлено на подчинение всех без исключения государств единому центру, глобальные цели которого не так однозначны («мировой заговор»). [13]
Основным источником геополитической угрозы для России является Западная цивилизация, прежде всего США, претендующие на мировое доминирование с устранением всех альтернативных центров силы в рамках монополярного мира.
«… не хочу никого подозревать в агрессивности», - произнёс Президент РФ В.В. Путин 10 февраля 2017 года на Мюнхенской конференции по вопросам политики и безопасности. «Но система отношений — это как математика и она также не должна иметь под собой никакого личного измерения. Мы, как страна обязаны реагировать на внешние угрозы. Как – это уже вопрос. Так же, как вы? Строить многомиллиардные противоракетные системы и систему внешней противоракетной обороны? Или, имея в виду наши сегодняшние возможности — экономические, финансовые и прочие — ответить на это асимметрично?»…
«Асимметрично» – именно в этом и будет заключаться важнейшая суть российской внешнеполитической доктрины все последующие этому выступлению годы. Одновременно с этим уведомлением, сказанное несло и превентивное предупреждение коллективному Западу, посыл о том, что Россия более не пойдет по пути бездумной и неоправданной гонки вооружений. Но и отстранено наблюдать за действиями США и северо-атлантического альянса, с этих пор не намерена.
С тех пор асимметричность реакций действительно стала нашим универсальным и безотказным государственным инструментом.
Вместо зеркального ограничения въезда сотням западных чиновников, Россия прекратила ввоз европейских продуктов. Вместо пустых разговоров с сателлитами НАТО Россия вернула себе Крым. Вместо попыток сближения с США и Брюсселем Россия развернулась лицом к Востоку.
Мюнхенская речь – до крайности знаковое событие. Именно она ознаменовала собой конец ельцинской эпохи внешней политики и продемонстрировала Большому миру те российские границы, далее которых наша страна отступать более не намерена.
Не все услышали российского президента в тот примечательный день, а Вашингтон и вовсе понял для себя лишь то, что одна из подлежащих либеральной демократизации "колоний" наглейшим образом заговорила о желаниях и самостоятельной геополитике. Не удивительно, что дальнейшая рефлексия Запада ярко проявляла себя всё десятилетие.
Рисунок 2. Парад ВМФ России в г. Севастополь, 2014 г.
Присоединение Крыма к РФ в 2014 году стало ярчайшим геополитическим событием 21 века. Консолидация российских граждан была на максимальном уровне в новейшей истории страны.
Россия заявила о себе как одна из сил, которая кардинально меняет мировую ситуацию. Это касается, прежде всего, военной поддержки Сирии в борьбе с международным терроризмом, где столкнулись, по сути, два миропорядка.