Вопрос 12 органы местного самоуправления в системе публичной власти
Как уже неоднократно отмечалось, публичная власть имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти) и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация). На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. Однако для того, чтобы увидеть систему организации публичной власти и ее исполнительных органов в комплексе, целесообразно коротко рассмотреть вопрос о назначении, задачах, функциях, компетенции и видах органов местного самоуправления, а также об истории их становления и формирования в России.
Органы местного самоуправления начали создаваться в России в начале 90-х гг. после принятия Закона РСФСР от 6 июля1991 г. "О местном самоуправлении в РСФСР".
Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории с целью обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения. Органы местного самоуправления для выполнения задач и функций публичного местного управления получают соответствующие полномочия, компетенцию.
К органам местного самоуправления относятся:
1) выборные органы, образуемые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований;
2) другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.
Представительным органом местного самоуправления является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образова ния. Этот орган состоит из депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соответствующих законодательных актов Российской Федерации и ее субъектов.
В исключительном ведении этого выборного органа находятся: принятие предусмотренных уставом муниципального образования общеобязательных правил по предметам его ведения; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; установление местных налогов и сборов; установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.
Органы местного самоуправления имеют установленную различными законами и иными нормативными правовыми актами (уставами муниципальных образований) компетенцию, под которой понимаются полномочия этих органов публичной власти, осуществляемые ими в рамках предметов ведения местного самоуправления и для решения местных вопросов муниципального образования.
Уставы муниципальных образований могут предусматривать:
1) должность главы муниципального образования, т. е. выборного должностного лица(*1), который возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования;
2) должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Следуя логике распространения принципа разделения властей и на организацию местного самоуправления, исполнительными органами местного самоуправления считаются глава местной администрации и ее структурные подразделения, возглавляемые соответствующими должностными лицами. Законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении устанавливают несколько вариантов выборности глав местной администрации:
1) глава администрации избирается непосредственно населением;
2) глава администрации избирается соответствующим представительным органом местного самоуправления; 3) глава администрации занимает эту должность в силу избрания его председателем соответствующего представительного органа местного самоуправления и приобретает статус главы местного самоуправления; 4) глава администрации назначается на эту должность соответствующим представительным органом местного самоуправления по контракту по результатам конкурса.
Представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", распускается законом субъекта РФ либо федеральным законом, а глава муниципального образования отрешается от должности указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), за исключением глав муниципальных образований — столиц и административных центров субъектов РФ, либо указом Президента РФ. Одновременно с роспуском представительного органа местного самоуправления законом субъекта РФ либо федеральным законом назначаются