Индивидуальное и общественное сознание. Структура общественного сознания
Сознание существует в форме индивидуального (личного) и общественного сознания. Состав индивидуального сознания был рассмотрен нами в §5. Общественное сознание, как отмечалось в §1, формируется из социально значимых элементов индивидуальных сознаний. Последние становятся компонентами общественного сознания тогда, когда они включаются в систему коммуникации. Например, какая-либо идея, возникшая в голове политического деятеля, становится компонентом общественного сознания тогда, когда она публикуется в газетах, транслируется по радио, телевидению и в результате этого становится достоянием общественности. Когда индивидуальная идея принимается общественностью, то она начинает выполнять регулятивную функцию в отношении поведения не только породившей её личности, но и социальной группы. Социальная значимость идей, включающихся в общественное сознание, может быть как позитивной, так и негативной, однако их авторы с целью привлечь массы на свою сторону всегда представляют их как прогрессивные. Например, бесчеловечную по своей сути идею о необходимости бомбёжек Югославии в 1999 г. НАТО выдавало за гуманистическую.
В процессе преобразования идеи отдельного человека или их группы в функционирующий элемент общественного сознания выделяется три этапа: 1) ознакомление общественности с этой идеей, 2) принятие идеи общественностью, если массы поверят, что она полезна, 3) реализация идеи в массовой деятельности людей. На первом этапе идея ещё не является руководством к действию, на втором, превращаясь в убеждение, становится им. Превращение идеи, транслируемой СМИ, в личные убеждения людей зависит от двух факторов: 1)от характера информационного воздействия на общественность (интенсивности, продолжительности, авторитета источника, аргументированности), 2)от готовности общественности к восприятию данной идеи, от её внутренней установки. Последняя же определяется потребностями и опытом личности, в том числе предыдущими информационными воздействиями на неё. В некоторых случаях это информационное влияние может сформировать высокую готовность к восприятию идеи, которая объективно не отвечает потребностям людей. Например, служители НАТО до начала агрессии против Югославии посредством искусной дезинформации создали у населения западных стран высокую готовность к восприятию идеи о необходимости военных действий против этой страны.
Итак, общественное сознание формируется из элементов индивидуальных сознаний. Но существует и обратный процесс: каждое индивидуальное сознание само формируется в результате воздействия на него со стороны общественного сознания. При этом влияние индивидуального сознания на общественное особенно велико, когда данное индивидуальное сознание уже достигло зрелости. Влияние же общественного сознания на личное особенно значительно в период становления последнего в ходе обучения и воспитания.
Качественная специфичность общественного сознания обусловлена наличием системы общественной коммуникации. В результате взаимодействия элементов общественного сознания, обеспечиваемого системой коммуникации, непрерывности существования общественного сознания и в принципе неограниченных возможностей вхождения в него новых компонентов из индивидуальных сознаний, а также использования обществом всей коллективной практики как источника и критерия истинности познания оно обладает гораздо большими возможностями в отражении мира по сравнению с индивидуальным сознанием. Объективное существование системы коммуникации, в том числе и кодов, в которых зафиксированы результаты познавательной деятельности людей, служит условием обеспечения преемственности в развитии общественного сознания. Личное сознание каждого человека исчезает (перестаёт существовать) вместе со смертью последнего. Однако те его элементы, которые были выражены с помощью кодов и включены в систему коммуникации, не исчезают навсегда, а могут воспроизводиться в сознаниях других людей. Благодаря этому общественное сознание существует и развивается непрерывно, пока существует само общество.
Рис.3
В структуре общественного сознания можно выделять уровни (деление по вертикали) и формы (деление по горизонтали). К уровням общественного сознания относятся обыденное (эмпирическое) и теоретическое сознание. Они отличаются друг от друга глубиной, систематичностью и точностью отражения действительности. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики как стихийное и фрагментарное отражение бытия. Теоретическое сознание формируется целенаправленно деятелями духовной культуры и отражает глубокие существенные связи бытия. В качестве примера укажем на сознание врача и юриста. В области медицины врач находится на теоретическом уровне (знает причины, механизмы, способы лечения болезней), а в области юриспруденции он на обыденном уровне (не знает точно законы, их обоснование, сферы применения и др.). Для юриста же ситуация в этих двух сферах обратная. В той сфере, где человек является дилетантом, он находится на обыденном уровне, а там, где он – специалист, он понимается на теоретический уровень. Более высокой квалификации соответствует и более высокий уровень теоретического сознания.
Обыденное и теоретическое сознание взаимодействуют друг с другом: теоретическое сознание повышает культуру обыденного сознания, насыщает его систематическими знаниями, а обыденное сознание, непосредственно выражающее потребности масс, даёт стимулы к развитию теоретического сознания. С прогрессом общества растёт в целом и уровень теоретического, и уровень обыденного сознания. Значительную часть теоретического уровня занимает идеология – учения, которые прямо или косвенно выражают интересы социальных групп. К идеологии не относятся лишь естественные науки, математика, логика, кибернетика, нейтральные к групповым интересам.
К формам общественного сознания относятся политическое, правовое, эстетическое сознание, мораль, религия, наука, философия. Они отличаются друг от друга по предмету отражения, по способу отражения и по своим функциям.