Отдельные виды процедурных производств
Итак, мы установили, что административно-процедурный процесс проявляет себя в виде некоторой совокупности процедурных производств, среди которых выделяются правотворческие и правоприменительные производства.
Производство по принятию нормативно-правовых актов государственного управления - уникальное производство в системе процедур, урегулированных правом. Дело в том, что это единственное производство, связанное с правотворчеством в процессе государственного управления. В связи с этим производство по принятию нормативно-правовых актов имеет сходные черты с таким уникальным процессом в действующей правовой системе, как законотворческий процесс, являющийся предметом исследования отрасли конституционного права.
Об указанном производстве мы подробно говорили в параграфе, посвященном актам государственного управления. Здесь мы лишь уточним, что принадлежность данной процедуры к числу процессуальных производств подтверждается в немалой степени тем обстоятельством, что принятие нормативно-правовых актов управления характеризуется стадийностью, как каждый классический процесс, в правовом понимании этого термина.
Так, в административном законодательстве находят закрепление следующие стадии указанной процедуры:
подготовка проекта нормативно-правового акта;
рассмотрение (в том числе согласование) проекта нормативно-правового акта;
принятие нормативно-правового акта;
государственная регистрация нормативно-правового акта;
опубликование и вступление в силу нормативно-правового акта.
Каждая стадия имеет собственных субъектов, характеризуется собственной совокупностью прав и обязанностей участников стадии, принципами и четко закрепленными правилами деятельности.
Правоприменительные производства гораздо более многочисленны и разнообразны. Прежде всего, выделяются те из них, которые логически и методологически связаны с существующими юрисдикционными производствами, но не подходят под определение административно-юрисдикционного процесса. Так, выделяются производство по предложениям и заявлениям граждан, связанное с производством по жалобам населения, а также так называемое поощрительное производство, ассоциирующееся с дисциплинарным производством (связанным с применением мер дисциплинарного воздействия).
В отношении первого из упомянутых производств следует отметить, что оно не только связано с производством по жалобам, но зачастую и неотличимо от последнего, прежде всего, вследствие наличия общей нормативно-правовой базы. Действительно, оба производства урегулированы Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" *(241). Однако несомненно, что предложения и заявления граждан носят несколько иной характер, нежели жалобы, имеющие в своей основе базу для административно-правового спора. Административно-правовая наука определяет предложение как обращение гражданина (группы граждан), адресованное субъекту государственного управления и содержащее позитивную информацию об улучшении деятельности соответствующего органа управления, выполнения определенных управленческих задач, модернизации производства, оптимизации определенных положительных социальных процессов, путях достижения конкретных результатов в сфере деятельности соответствующего субъекта управления. Заявление, в свою очередь, понимается как обращение, содержащее информацию о намерении гражданина реализовать принадлежащее ему субъективное право.
Следует отметить, что в аппаратах и Президента РФ, и Правительства РФ, а также в структуре большинства федеральных органов исполнительной власти существуют специальные отделы по работе с обращениями граждан, предназначенные для обработки и реагирования на поступающие предложения и заявления.
Поощрительное производство в Российской Федерации - это совокупность различного рода процедур, имеющих своей целью реализацию мер административного поощрения, как одного из методов государственного управления. Поощрительное производство подразделяется на несколько разновидностей, среди которых:
производство по награждению государственными наградами Российской Федерации;
производство по присвоению почетных званий;
производство по награждению государственными премиями Российской Федерации;
различные служебные производства (по объявлению благодарности, награждению премией, ценным подарком, почетной грамотой, занесению в Книгу почета, награждению знаками отличия и т.п.).
Помимо указанных традиционных для государственного управления в целом производств последние реформы в сфере управления государством, связанные с изменением политического строя нашей страны, спровоцировали формирование относительно обособленных групп норм административного права, имеющих ярко выраженный процессуальный характер. К таковым можно отнести нормы, регулирующие производства в рамках так называемой разрешительной системы, которую составляют регистрационное, лицензионное, аккредитационное, аттестационное, сертификационное и т.п. производства. Каждое из них состоит из ряда самостоятельных процедур, формирование которых связано с особенностями регулируемых режимами общественных отношений.
В силу особой значимости указанных производств в свете существующей организации государственного управления в различных областях жизнедеятельности общества рассмотрение новых разрешительных производств административно-процедурного процесса буду рассмотрены нами в особенной части настоящего курса.