Лицу, совершившему правонарушение.

Адм. ответственность обладает рядом характерных черт и особенностей:

1.имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной

ответственности составляют самостоятельный институт АП;

2.основанием возникновения является адм. правонарушение (проступок);

3.субъектом адм. ответственности м.б. как физические лица, так и коллективные

образования;

4.за административное правонарушения предусмотрены административные взыскания;

5.взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц;

6.взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им

правонарушителей;

7.адм. взыскание не влечет судимости или увольнения с работы;

8.лицо, к которому применяется административное взыскание, считается имеющим

такое взыскание в течение установленного срока;

9.меры административной ответственности применяются в соответствии с

законодательством, регламентирующим производство по делам об административных

правонарушениях.

Законодательная основа административной ответственности. Конституция

относит административное и административно-процессуальное законодательство к

совместному ведению РФ и субъектов. Значит, что законы и иные акты принимаются

в соответствии с законом и не могут противоречить. В случае противоречия

действует федеральный закон.

Ответственность за административные правонарушения наступает на основании

законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

Далее действует общее правило: акты, смягчающие или отменяющие

ответственность имеют обратную силу, а акты ее отягчающие - не имеют.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на

основании законодательства, действующего во время и по месту совершения

правонарушения.

Ответственность делится на:

1.Ответственность физических лиц. Устанавливается КоАП (в дейстие с 1января

1985 г.), который делится на общую и особенную часть. В общей - понятие,

порядок наложения взыскания; в особенной - конкретные виды правонарушений.

Специфика КоАП в том, что в самом кодексе содержатся и процессуальные нормы.

Для физ. лиц КоАП является основным источником административной

ответственности. КоАП - до 1990 года единственный. С 1990 года появлялись

новые акты (Таможенный Кодекс - более 100 статей); из налогового

законодательства вытекает много составов административной ответственности;

акты субъектов РФ также устанавливают нормы административной ответственности.

Т.о., нормативная основа административного принуждения децентрализована на

сегодняшний день.

2.Ответственность организаций, на сей счет на данный момент нет отдельного

акта. Ответственность организаций наступает на основании разрозненных актов.

Основанием адм. ответственности является административное правонарушение

(ст. 10 КоАП), он же проступок, которым признается посягательство на

государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, на

установленный порядок управления - противоправное, виновное, умышленное

действие (бездействие), за которое законодательством предусмотрена

ответственность.

Субъекты исполнительной власти и их полномочия в области народного хозяйства

Управление промышленностью

По ст.71 к ведению РФ относятся:

n федеральная гос. собственность;

n установление основ фед. политики и экономического развития;

n установление основ единого рынка;

n фед. энергетические системы;

n оборонное производство.

Совместное ведение — разграничение гос. собственности.

ФОИВ:

Министерство по атомной энергии (Положение 1995)

Министерство топлива и энергетики (Положение 1996)

Министерство экономики (Положение 5 апреля 1997)

Горный и промышленный надзор

Надзор по ядерной и радиационной безопасности

Управление С/Х

Министерство с/х и продовольствия (Положение 11 сентября 1998)

Этот ФОИВ осуществляет управление в агропромышленном комплексе и

продовольственном обеспечении страны, а также в установленных законом

случаях, осуществляет координационные полномочия.

Его задачи:

-разработка и реализация мер по гос.регулированию производства сырья,

продовольствия;

-содействие формированию в агропромышленном комплексе рыночных отношений;

-проведение аграрных преобразований;

-проведение гос.политики, управления, контроля по охране животного мира;

проведение гос.политики в области обеспечения плодородия земель;

обеспечения связей с ЗС и т.д.

Министерство с/х осуществляет свои полномочия в связи с другими ФОИВ и

местного самоуправления.

Управление транспортом

В Ведении РФ — федеральный транспорт, пути сообщения и связь.

Главную роль играют федеральные органы исполнительной власти.

Закон “о федеральном и ж/д транспорте”

МПС

Положение об МПС — Положение от 18 июля 1996 года.

МПС — ФОИВ, на который возложено проведение государственной политики в сфере

железнодорожного транспорта, а также регулирования в соответствии с

законодательством РФ, хоз. деятельности ж/д, других предприятий и учреждений

федерального ж/д транспорта в области организации и обеспечения перевозочного

процесса.

Управление перевозками производится централизованно и относится к

исключительной компетенции МПС РФ.

МПС и МинАтом — отвечают за обеспечение безопасности в своих отраслях. 2

министерства непосредственно прямо руководят в сферах своей деятельности.

Задачи:

1)проведение политики в области ж/д транспорта;

2)создание условий для устойчивой работы ж/д;

3)организация работы по обеспечению безопасности движения;

4)эксплуатация транспортных средств;

5)создание сферы услуг;

6)разработка предложений по подготовке фед. законов и иных нормативно-

правовых актов;

7)разработка стандартов и норм, определяющих работу ж/д транспорта;.

8)разработка предложений и реализация программ по комплексному развитию отрасли.

Минтранс (Положение 1997).

Управление связью

ФЗ “о связи” - закрепляются принципы гос.управления в области связи.

Билет №23

Наши рекомендации