Административную правоспособность можно определить как способность гражданина
иметь административные права и нести административные обязанности].
Административная правоспособность возникает, к счастью, с момента рождения
гражданина и прекращается, к сожалению, его смертью. [По ст. 19 К РФ у всех
граждан равный объём прав и обязанностей: «1. Все равны перед законом и судом.
/абзац/ 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и
гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств. /абзац/ Запрещаются любые формы ограничения
прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или
религиозной принадлежности. /абзац/ 3. Мужчина и женщина имеют
равные права и свободы и равные возможности для их реализации». /
Получается, что кроме мужчин и женщин у нас есть и другие полы, иначе зачем бы
их было выделять отдельно?!/ Но в действительности правоспособность может
быть ограничена, ZB., в соответствии с действующим законодательством о воинской
службе, к службе в рядах вооружённых сил не призываются граждане с
заболеваниями определённого рода [это – своего рода ограничение
правоспособности, однако, суровая российская действительность такова, что если
даже гражданин на момент призыва с этой точки зрения обладал неограниченной
правоспособностью, то уже во время службы правоспособность всех граждан обычно
уравнивается, а отдельные граждане даже нарочно уравнивают себя в
правоспособности с непризываемыми, нанося себе различного рода увечья]. Или,
ZB., по уголовному законодательству имеется специальное наказание – лишение
права заниматься определённой деятельностью, лишение специального звания или
классного чина [жаль только, что не предусмотрена возможность лишения права
заниматься политикой, а то сидят себе всякие, кто в Варшаве, кто в Париже, и
заявляют, что как только уголовные дела на них будут закрыты, они сразу
вернутся обратно продолжать заниматься политикой, что в их понимании суть то
же, что и воровство; и никакие уговоры прокуроров не могут их побудить изменить
своё решение]. Или ещё, ZB.: закон о чрезвычайном положении (12.05.91)
предусматривает ограничение правоспособности не одного, а сразу всех лиц,
проживающих на территории, где введено такое положение: при введении
чрезвычайного положения вводится комендантский час, могут создаваться
внеконституционные, ZB., военные органы управления [интересен вопрос, почему во
время широкомасштабных военных действий в Чечне ни военного, ни чрезвычайного
положения введено не было? – Ответ на него очевиден для Веремеенко: чтобы не
ограничивать правоспособность граждан!]. Однако эти исключения лишь
подтверждают общее правило: все граждане обладают равной правоспособностью].
В отличие от административной правоспособности, административная
дееспособность (т.е. способность граждан приобретать
административные права и обязанности), конечно же, не у всех одинакова.
Во-первых, она возникает с 18, а в некоторых случаях, с 16 лет, а не с
рождения, т.е. до 18, а в некоторых случаях, 16 лет граждане не обладают
дееспособностью, в т.ч. и административной.
Во-вторых, естественно, что дееспособность иммигрантов, переселенцев,
инвалидов, участников ВОВ, героев РФ, героев СССР различна.
А кроме того, определённые права могут быть приобретены гражданами в процессе
реализации своих конституционных прав: особой дееспособностью обладают
охотники, дееспособность ректора и студентов МГИМО различна.
Правоспособность – это, прежде всего, права российских граждан.
1) Право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно,
так и через своих представителей.
2) Право граждан на объединение (закон об общественных объединениях реализует
это конституционное право). Основанием для объединения является общность
интересов [бывают приличные и не очень: Лига Гомосексуалистов Москвы –
субъект административно-правовых отношений, так как любое объединение должно
быть зарегистрировано (в советские времена такого рода объединение трудно
было даже себе представить)]. Право на объединение строится на определённых
принципах – добровольность, равноправие, самоуправление.
3)Право граждан на проведение митингов, демонстраций, шествий и т.д. Закон о
порядке их организации и проведения от 280688 устарел, однако есть УПРФ от
250592 о порядке проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций (хотя
регулирование этих вопросов и выходит за пределы полномочий президента). Но
ни там, ни там не определена ответственность за организацию
несанкционированных митингов – только за участие в них (а так ведь могут
замести и случайно проходившую мимо бабку!) Å не определена
ответственность должностных лиц, запретивших без оснований проведение
митингов (и т.д.); не определено также, каков их порядок: уведомительный или
разрешительный.
4) Право граждан обращаться в государственные органы с заявлениями,
предложениями и жалобами – регулируется тж. законом РСФСР от 270491 (кроме
УПВС 1968 г.) об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан.
5) Право на свободу и личную неприкосновенность [ограничение возможно лишь по
решению судебных органов].
6) Право на неприкосновенность жилища – лучшая его гарантия – металлическая
дверь. [Снова мысли вслух: «как начинаем говорить о правах, начинается
беспредел – парадокс современной России: никогда не говорили о правах так,
как сейчас, но нарушали их, по крайней мере, не более нынешнего (за
исключением Сталинского режима, хотя и тогда, в 35–37 гг. в местах лишения
свободы находилось ~1500000 человек, в то время как сейчас ~2000000)]
7) Право на передвижение, выбор места проживания и жизни – закон от 230693;
кроме права, как это и принято на Руси, есть оговорка: правительство
утвердило 170695 правила о регистрации – определённое ограничение. [Взяв на
себя обязательство (среди прочих) об отмене прописки при вступлении в Совет
Европы, через некоторое время ’блудливо ухмыльнувшись’ ввели регистрацию]
8) Право искать, передавать и производить информацию [хочется сказать: «И
дезинформацию!» – чем страдают наши СМИ, т.к. за это не установлено
ответственности] – закон РСФСР от 271291 о СМИ Å ограничения этого
права – закон от 230793 о государственной тайне.
9) Право на возмещение вреда, причинённого государственными органами и
должностными лицами за счёт казны (!), хотя она и опустела...
Обязанности.
1) Своевременно платить налоги [в этом вопросе государство и граждане друг
друга стоят: какие налоги – так их и платят – во всём мире есть понятие
уклонения от уплаты налогов, но нигде нет такого понятия, как система
уклонения (!), что связано с традицией и их размерами Þ надо не только
менять закон, но и чтобы граждане убедились, что налоги не только надо, но
иногда и выгодно платить].
2) Соблюдать закон.
3) Защищать отечество.
Т.о. баланс прав и обязанностей с советских времён изменился в сторону прав
Þ завоевание демократии, но права надо ещё и реализовать...
Иностранные граждане, по общему правилу, обладают теми же правами, за
некоторыми ограничениями [избирательное право, защита отечества, поступление
на государственную службу и т.д.]
Их правовой статус регулируется в основном актами бывшего СССР брежневского
периода (Þ не так уж тоталитарен был тогдашний режим) – закон от 240681
о правовом положении иностранных граждан в СССР Å правила пребывания
иностранных граждан в СССР, утверждённые правительством СССР в 91 г.
Т.о., основные конституционные права и обязанности составляют фундамент
административно-правового статуса, в первую очередь, российских граждан.
Существует тж. специальный административно-правовой статус.