Административную правоспособность можно определить как способность гражданина

иметь административные права и нести административные обязанности].

Административная правоспособность возникает, к счастью, с момента рождения

гражданина и прекращается, к сожалению, его смертью. [По ст. 19 К РФ у всех

граждан равный объём прав и обязанностей: «1. Все равны перед законом и судом.

/абзац/ 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и

гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,

происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,

отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а

также других обстоятельств. /абзац/ Запрещаются любые формы ограничения

прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или

религиозной принадлежности. /абзац/ 3. Мужчина и женщина имеют

равные права и свободы и равные возможности для их реализации». /

Получается, что кроме мужчин и женщин у нас есть и другие полы, иначе зачем бы

их было выделять отдельно?!/ Но в действительности правоспособность может

быть ограничена, ZB., в соответствии с действующим законодательством о воинской

службе, к службе в рядах вооружённых сил не призываются граждане с

заболеваниями определённого рода [это – своего рода ограничение

правоспособности, однако, суровая российская действительность такова, что если

даже гражданин на момент призыва с этой точки зрения обладал неограниченной

правоспособностью, то уже во время службы правоспособность всех граждан обычно

уравнивается, а отдельные граждане даже нарочно уравнивают себя в

правоспособности с непризываемыми, нанося себе различного рода увечья]. Или,

ZB., по уголовному законодательству имеется специальное наказание – лишение

права заниматься определённой деятельностью, лишение специального звания или

классного чина [жаль только, что не предусмотрена возможность лишения права

заниматься политикой, а то сидят себе всякие, кто в Варшаве, кто в Париже, и

заявляют, что как только уголовные дела на них будут закрыты, они сразу

вернутся обратно продолжать заниматься политикой, что в их понимании суть то

же, что и воровство; и никакие уговоры прокуроров не могут их побудить изменить

своё решение]. Или ещё, ZB.: закон о чрезвычайном положении (12.05.91)

предусматривает ограничение правоспособности не одного, а сразу всех лиц,

проживающих на территории, где введено такое положение: при введении

чрезвычайного положения вводится комендантский час, могут создаваться

внеконституционные, ZB., военные органы управления [интересен вопрос, почему во

время широкомасштабных военных действий в Чечне ни военного, ни чрезвычайного

положения введено не было? – Ответ на него очевиден для Веремеенко: чтобы не

ограничивать правоспособность граждан!]. Однако эти исключения лишь

подтверждают общее правило: все граждане обладают равной правоспособностью].

В отличие от административной правоспособности, административная

дееспособность (т.е. способность граждан приобретать

административные права и обязанности), конечно же, не у всех одинакова.

Во-первых, она возникает с 18, а в некоторых случаях, с 16 лет, а не с

рождения, т.е. до 18, а в некоторых случаях, 16 лет граждане не обладают

дееспособностью, в т.ч. и административной.

Во-вторых, естественно, что дееспособность иммигрантов, переселенцев,

инвалидов, участников ВОВ, героев РФ, героев СССР различна.

А кроме того, определённые права могут быть приобретены гражданами в процессе

реализации своих конституционных прав: особой дееспособностью обладают

охотники, дееспособность ректора и студентов МГИМО различна.

Правоспособность – это, прежде всего, права российских граждан.

1) Право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно,

так и через своих представителей.

2) Право граждан на объединение (закон об общественных объединениях реализует

это конституционное право). Основанием для объединения является общность

интересов [бывают приличные и не очень: Лига Гомосексуалистов Москвы –

субъект административно-правовых отношений, так как любое объединение должно

быть зарегистрировано (в советские времена такого рода объединение трудно

было даже себе представить)]. Право на объединение строится на определённых

принципах – добровольность, равноправие, самоуправление.

3)Право граждан на проведение митингов, демонстраций, шествий и т.д. Закон о

порядке их организации и проведения от 280688 устарел, однако есть УПРФ от

250592 о порядке проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций (хотя

регулирование этих вопросов и выходит за пределы полномочий президента). Но

ни там, ни там не определена ответственность за организацию

несанкционированных митингов – только за участие в них (а так ведь могут

замести и случайно проходившую мимо бабку!) Å не определена

ответственность должностных лиц, запретивших без оснований проведение

митингов (и т.д.); не определено также, каков их порядок: уведомительный или

разрешительный.

4) Право граждан обращаться в государственные органы с заявлениями,

предложениями и жалобами – регулируется тж. законом РСФСР от 270491 (кроме

УПВС 1968 г.) об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы

граждан.

5) Право на свободу и личную неприкосновенность [ограничение возможно лишь по

решению судебных органов].

6) Право на неприкосновенность жилища – лучшая его гарантия – металлическая

дверь. [Снова мысли вслух: «как начинаем говорить о правах, начинается

беспредел – парадокс современной России: никогда не говорили о правах так,

как сейчас, но нарушали их, по крайней мере, не более нынешнего (за

исключением Сталинского режима, хотя и тогда, в 35–37 гг. в местах лишения

свободы находилось ~1500000 человек, в то время как сейчас ~2000000)]

7) Право на передвижение, выбор места проживания и жизни – закон от 230693;

кроме права, как это и принято на Руси, есть оговорка: правительство

утвердило 170695 правила о регистрации – определённое ограничение. [Взяв на

себя обязательство (среди прочих) об отмене прописки при вступлении в Совет

Европы, через некоторое время ’блудливо ухмыльнувшись’ ввели регистрацию]

8) Право искать, передавать и производить информацию [хочется сказать: «И

дезинформацию!» – чем страдают наши СМИ, т.к. за это не установлено

ответственности] – закон РСФСР от 271291 о СМИ Å ограничения этого

права – закон от 230793 о государственной тайне.

9) Право на возмещение вреда, причинённого государственными органами и

должностными лицами за счёт казны (!), хотя она и опустела...

Обязанности.

1) Своевременно платить налоги [в этом вопросе государство и граждане друг

друга стоят: какие налоги – так их и платят – во всём мире есть понятие

уклонения от уплаты налогов, но нигде нет такого понятия, как система

уклонения (!), что связано с традицией и их размерами Þ надо не только

менять закон, но и чтобы граждане убедились, что налоги не только надо, но

иногда и выгодно платить].

2) Соблюдать закон.

3) Защищать отечество.

Т.о. баланс прав и обязанностей с советских времён изменился в сторону прав

Þ завоевание демократии, но права надо ещё и реализовать...

Иностранные граждане, по общему правилу, обладают теми же правами, за

некоторыми ограничениями [избирательное право, защита отечества, поступление

на государственную службу и т.д.]

Их правовой статус регулируется в основном актами бывшего СССР брежневского

периода (Þ не так уж тоталитарен был тогдашний режим) – закон от 240681

о правовом положении иностранных граждан в СССР Å правила пребывания

иностранных граждан в СССР, утверждённые правительством СССР в 91 г.

Т.о., основные конституционные права и обязанности составляют фундамент

административно-правового статуса, в первую очередь, российских граждан.

Существует тж. специальный административно-правовой статус.

Наши рекомендации