Бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.
Признаки госслужащего:
1.гражданин РФ;
2.замещает государственную должность в государственном органе (служба в гос.
предприятиях не является государственной);
3.замещает в таком органе должность государственной службы;
4.выполняет обязанности, определяемые данной должностью;
5.получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.
Существует несколько классификаций государственных служащих. Ключевым
является деление в зависимости от характера полномочий.
1. Должностные лица - государственные служащие, имеющие
право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие
юридические последствия (например, издавать правовые акты управления,
подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия,
регистрацию предприятий и т.д.). К ним относятся также служащие, которые не
совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников
и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования
(например, руководители многих структурных подразделений органов управления).
Должностные лица совершают юридические действия властного характера,
связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и
характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают
руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Руководители принимают решения по различным вопросам их деятельности, а также
меры поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным им работникам.
а) Представители административной власти - должностные лица, имеющие
право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания)
и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не
находящимся в их подчинении (например,, главные санитарные врачи, работники
милиции и др.).
б) Особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на
государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие
юридические последствия. Согласно Основам законодательства РФ о нотариате,
нотариальной деятельностью может заниматься гражданин Российской Федерации,
получивший на ее осуществление лицензию. При осуществлении нотариальных
действий нотариусы обладают равными правами независимо от того, работают ли они
в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой.
Обязательным для последних является то, что они должны быть членами
нотариальной палаты.
2. Оперативный состав (функциональные работники) - это
государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую
задачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты,
государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления
государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные
юридически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой
группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая связана с
подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта.
К ним относятся экономисты, юрисконсульты и др.
К должностным лицам по рассматриваемому признаку относятся
государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие
государственные должности, а также руководители предприятий, учреждений,
организаций и др.; к оперативному составу - младшие государственные
должности (референты 1,2 и 3 класса) и т.д.
Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных
категорий служащих, к нему не относящихся (врачей, преподавателей и др.).
Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний
совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи,
поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в
установленных случаях рецепты на бесплатное получение лекарств). Действия
таких служащих, влекущие юридические последствия, имеют значение не только
для их оценки с точки зрения юридической ответственности, но и оказывают
управляющее воздействие на общественные отношения.
3. Вспомогательный состав - государственные служащие,
служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих
юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их
обязанности и права определяются задачами обеспечения служебной деятельности
должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для
выполнения ими служебных функций (технические секретари и т.д.). В обязанности
служащих данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое
значение. Например, регистрация поступающих жалоб, ибо со дня совершения этого
действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.
Билет №6