Сравнительное преимущество: зонтик экономиста

Термин, которым экономисты обобщают почти все, что мы обсуждали в этой главе, - сравнительное преимущество. О нем можно даже думать как о термине, обобщающем весь набор концепций, изложенных до сих пор. Стремление к сравнительному преимуществу означает просто отказ от наименее ценного ради более ценного.

Почему кривые спроса идут вправо вниз? Потому что люди стремятся к своим сравнительным преимуществам. Рост цены любого блага означает, что его потребители смогут теперь достичь того удовлетворения, которое оно приносит, с относительно меньшими издержками, если найдут ему замену.

Каким образом устанавливается альтернативная стоимость любого ресурса? Путем стремления к сравнительному преимуществу. Люди предъявляют ценовую заявку на ресурс после того, как они оценивают способность этого ресурса удовлетворить их потребность относительно других ресурсов.

Почему при принятии решений имеют значение только ожидаемые предельные, а не необратимые издержки? Потому, что ожидаемые предельные издержки отражают сравнительные преимущества альтернативных решений, в то время как необратимые издержки всегда отражают лишь сравнительные преимущества прошлых решений. Однако никто не принимает решения в надежде повлиять на то, что произошло вчера.

Именно сравнительное преимущество - преимущество одних ресурсов перед другими при использовании их определенным способом (по сравнению с другими способами) - определяет наиболее эффективный способ использования чьих бы то ни было ресурсов.

Возможно, в основе экономического мышления лежит всего лишь способность последовательно мыслить в терминах сравнительного преимущества.

Повторим вкратце

Эффективность зависит от оценок. Хотя физические и технологические параметры несомненно влияют на определение эффективности, они сами по себе никогда не могут определить относительную эффективность альтернативных процессов. Эффективность определяется отношением оценки результата к оценке затрат.

Обмен создает богатство, поскольку добровольный обмен включает отказ от менее ценного (затрат) ради более ценного (результата). Обмен - настолько же производительный процесс, как и промышленное, и сельскохозяйственное производство.

Люди специализируют свою деятельность, чтобы обмениваться и, тем самым, увеличивать свое богатство. Они специализируются на том виде деятельности, где, по их мнению, они обладают сравнительным преимуществом.

Сравнительное преимущество определяется альтернативной стоимостью. Ни один человек, ни один коллектив, ни одна страна не может быть эффективнее другого во всех видах деятельности, поскольку даже у наиболее производительных экономических агентов есть сферы, в которых их преимущество чуть ниже. Если вы вчетверо умнее, втрое сильнее и вдвое красивее другого человека, этот человек имеет перед вами сравнительное преимущество в красоте, а вы, такой красивый, - в этом сравнительно уступаете.

Общественная система с ясными правами собственности и малым количеством ограничений на обмен порождает денежные цены, которые помогают людям, стремящимся реализовать свои сравнительные преимущества, определить, в каком точно направлении лежат их преимущества.

Споры о том, является ли тот или иной процесс эффективным или неэффективным, по сути своей, - споры об относительных весах, которые должны быть приданы оценкам различных людей. Тем самым это споры о правилах игры или же о том, кто имеет какие права на определенные ресурсы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Многим нравится вид и звук паровоза.

· а) Следует ли эстетическое удовольствие включать в перечень полезных свойств паровоза наряду с перевозимым грузом?

· б) Если бы у владельцев железных дорог был способ собирать плату со всех, кому нравится вид и звук паровоза, включили бы они эстетическое удовольствие в оценку результата от использования паровоза?

· в) Увеличилась бы эффективность паровоза, если бы был изобретен способ с низкими издержками получать с любителей паровозов плату, пропорциональную удовольствию, которое они получают, смотря на него и слушая его звук?

2. Эффективно ли кормить семью, используя в больших количествах "удобную" еду? (вид полуфабрикатов, готовых к употреблению, довольно дорогой. - Прим. перев.) При каких условиях эти дорогие пищевые продукты могут являться наименьшими затратами для получения результата - приготовления семейного обеда? Какое сомнительное предположение делают те, кто обвиняет покупателей "удобных" продуктов в пустой трате денег на том основании, что те переплачивают вдвое по сравнению со стоимостью обеда, приготовленного дома?

3. Соединенные Штаты использовали дрова в качестве топлива в металлургической промышленности еще долго после того, как в Великобритании перешли на каменный уголь. Являлось ли это свидетельством технической отсталости Соединенных Штатов? Если США были технически отсталыми, то как вы можете объяснить тот факт, что вся лесозаготовительная техника была усовершенствована в США в первой половине прошлого веха? Считается, что камины являются неэффективным прибором для отапливания помещения. Почему именно они, а не печи, столь широко использовались в Соединенных Штатах в девятнадцатом веке? (Подсказка: камины можно топить поленьями большего размера.) Почему популярность печей возросла с увеличением цен на дрова?

4. Как эффективнее строить плотины: с использованием большого количества ручного труда и небольшого количества механизмов или наоборот? Почему ответ на вопрос будет разным для разных стран?

5. Что эффективнее: японское сельское хозяйство на искусственных террасах холмов или же американское сельское хозяйство с гораздо большей "растратой" земли? Каким образом разница в относительных ценах в этих странах вызвала эти различия в методах земледелия? Как альтернативная стоимость повлияла на формирование этих относительных цен?

6. Адвокат Фуд - самый популярный юрист в стране, Он, кроме того, феноменально печатает на машинке - 120 слов в минуту. Стоит ли Фуду самому печатать свои работы, если самый хороший секретарь, которого он может нанять, печатает только 60 слов в минуту? Докажите, что в машинописи Фуд не эффективнее вдвое, чем его секретарь; что на самом деле он менее эффективен в машинописи и что ему надо поэтому сохранить секретаря.

7. Декан знает, что профессор Свелт - самый способный администратор на факультете, гораздо способнее, чем профессор Кланк. Можете ли вы представить себе какую-нибудь причину, по которой ему, тем не менее, стоит назначить своим заместителем по организационной работе Кланка, а не Свелта?

8. Боинг-767 потребляет менее 50 кг авиационного горючего в расчете на одного пассажира на 1000 миль полета. Более старый Боинг-727 потребляет примерно 70 кг авиационного горючего на одного пассажира на 1000 миль. Однако цена Боинга-767 в расчете на одно пассажирское место гораздо выше. Какой самолет должка приобрести авиационная компания, заинтересованная в эффективности? Влияет ли на ответ цена авиационного горючего? Как может решение купить подержанный Боинг-727 вместо нового Боинга-767 оказаться не только более эффективным, но и экономящим природные ресурсы?

9. Часто утверждают, что в капиталистической системе компании порой продолжают использовать изношенное оборудование вместо нового, "более эффективного", поскольку в старое оборудование у них вложено много денег. Имеет ли смысл такое утверждение? Какую роль "вложенные деньги" играют при принятии решений такого типа? Когда авиационная компания, "вложившая деньги" в Боинги-727, решит заменить их на Боинги-767?

10. Вы живете в принадлежащем вам большом кирпичном доме в старом жилом районе. В результате изменений правил землепользования в районе разрешено строительство новых многоэтажных домов и перестройка старых под многоквартирные. Каким образом вы будете рассуждать, принимая решение, стоит ли вам: а) продолжать жить в собственном доме с вашей семьей; б) разделить дом на несколько квартир; в) снести дом и построить новый многоэтажный? Если бы вы выбрали "б", можно было бы вас обвинить в том, что вы замедляете развитие экономики, не переходя на современное оборудование из-за вашего имущественного интереса в устаревшем оборудовании? Отличается ли эта проблема от вопроса 9?

11. В письме в редакцию газеты "Уолл-стрит джорнэл" в мае 1979 г. ставился вопрос о том, почему, несмотря на нехватку бензина, до сих пор не запрещены такие "крайне бессмысленные пути его использования", как автомобильные гонки. Автор призывал также, чтобы такие "очевидно бессмысленные затраты" были сокращены в интересах общества. Являются ли автомобильные гонки крайне и очевидно бессмысленным расходованием бензина? Попытайтесь построить ясное и обоснованное определение бессмысленных расходов, под которое попадали бы автомобильные гонки, но не попадали бы другие способы использования автомобильного бензина, применимые в те периоды, когда не хватает горючего.

12. При подготовке земли к севу пшеницы у фермеров есть богатый выбор вариантов. Они могут вспахать, а потом тщательно проборонить поле перед севом; они могут ограничиться минимальным возделыванием или вообще сеять в неподготовленную землю. Глубокая вспашка закапывает, и тем самым убивает сорняки и насекомых. Земледелие без вспашки требует внимательного и интенсивного использования гербицидов и пестицидов и приносит несколько меньший урожай. Объясните, как каждый из следующих факторов повлияет на относительную эффективность технологий с максимальной вспашкой и без вспашки:

· а) более высокие цены на дизельное топливо;

· б) повышение качества гербицидов и пестицидов;

· в) более жесткий правительственный контроль за загрязнением рек и озер сельскохозяйственными химикатами (примечание: необработанная земля с большей вероятностью удержит химикаты, которыми ее обрабатывают);

· г) у фермеров появляется такое же отношение к полям, как у некоторых дачников к своим участкам: им нравится смотреть на широкие, хорошо обработанные просторы земли;

· д) более высокие цены на землю.

13. Некоторые критики сельского хозяйства США утверждают, что высокомеханизированные технологии в этой сфере неэффективны, поскольку сельскохозяйственная техника потребляет энергии больше, чем заключено в производимых продуктах. Есть ли смысл в этом утверждении? Является ли энергия абсолютной мерой ценности?

14. В последние годы в Советском Союзе миллионы гектаров земли, пригодной для выращивания ржи и ячменя, не засеваются ради экономии удобрений. В то же время советские крестьяне порой закапывают удобрения, чтобы скрыть тот факт, что их не внесли на поля. Есть районы, где можно видеть огромные кучи лежащих годами неиспользованных и уже почти окаменевших удобрений. Как вы можете объяснить это явление - добровольный отказ от использования важнейшего редкого ресурса? Почему американские фермеры не поступают таким образом?

15. Река Севьер в штате Юта около ста лет используется для орошения сельскохозяйственных земель в центральном районе штата. Недавно был предложен проект строительства в этом районе угольной электростанции мощностью 3000 мегаватт! Электростанция будет потреблять 40 тыс. акро-футов воды в год из реки Севьер. Работа станции приведет к сокращению .количества воды, используемой для орошения.

· а) Что эффективнее: использовать воду реки Севьер для производства сельскохозяйственной продукции или для производства электроэнергии?

· б) Можете ли вы ответить на этот вопрос путем сравнивания ценности сельскохозяйственной продукции с ценностью электроэнергии? (Подсказка: ценность определяется предельными величинами.)

· в) Означает ли продажа фермерами права на использование воды реки Севьер энергетической компании обеспечение наиболее ценного использования воды?

· г) Назовите несколько групп, которые могут пострадать от решения фермеров продать свои права на воду.

16. Замечали ли вы, что в центральной части городов расположено очень мало бензозаправочных станций? В местах с таким оживленным движением владелец станции мог бы очень неплохо заработать. Почему же тогда их так мало ?

17. Ключ к ответу на вопрос 16 - высокие цены на землю в центральных районах больших городов. Есть ли смысл городским властям, обладающим преимущественным правом использования территории, взять несколько участков в свои руки для строительства станций с целью оказания "жизненно необходимых услуг"?

18. Как сообщает "Парад мэгэзин" в номере от 20 января 1985 г., земля в районах Беверли Хиллз и Вествуд в Калифорнии стала настолько дорогой, что, по оценкам архитекторов, на строительство супермаркета с нормальной автомобильной парковкой здесь потребуется истратить более 25 млн. долл.

· а) Почему земля стала такой дорогой?

· б) На весь район Беверли Хиллз и центральный Вествуд есть всего один супермаркет. Почему?

· в) При таких ценах на землю строительство супермаркета не является выгодным инвестиционным проектом. Может ли, тем не менее, быть эффективным строительство еще одного-двух супермаркетов в этом районе?

19. В напечатанной 6 июля 1985 г. статье газета "Уолл-стрит джорнэл" обсуждает проблему скупки побережья богачами.

· а) Специалист по использованию земли из Сиэтла, ратующий за прекращение этого процесса, заявляет: "Жилой дом можно построить где угодно, а вот судостроительный завод, на месте которого он строится, нельзя передвинуть на два километра от моря". Почему это неубедительный аргумент?

· б) Круги, связанные с морским бизнесом в Бостоне, возражали против планов превратить неиспользуемые причалы в жилые районы и парки отдыха на том основании, что пустующие в настоящее время причалы могут впоследствии понадобиться. Почему это неубедительный аргумент?

· в) Компании, занимающиеся морскими перевозками, жалуются, что они не могут платить за прибрежные участки столько, сколько предлагают другие компании, поэтому им необходима помощь в получении этих участков и другие виды поддержки от местных властей, чтобы не повышались цены на перевозимые морем товары. Почему расходы на перевозку товаров по морю должны снижаться с помощью действий местной власти?

20. Эффективны ли автомобильные бамперы такого веса и прочности, которые предотвращают повреждения при столкновении на скорости до 5 миль в час? Как бы вы ответили на этот вопрос, если бы вы были покупателем автомобиля? Если бы вы были владельцем автомобильного завода? Если бы вы были государственным чиновником, устанавливающим минимальные стандарты качества автомобильных бамперов?

21. Эффективно ли для Гавайев самостоятельно производить все потребляемое жителями этого острова молоко, учитывая высокие издержки на перевозку молока с материковой части США? Как повлияет на ваш ответ знание того, что гавайские скотоводы импортируют весь корм для своих коров? Если невыгодно ввозить молоко на Гавайи, то почему государственное бюро контроля за молочной продукцией получает заявки с просьбой разрешить ввоз молока из других штатов? Эффективно ли для бюро отклонять эти заявки, как оно это регулярно делает?

22. Проведенное в 1984 г. исследование, подготовленное конгрессовским отделом технологических оценок, заключалось выводом о том, что сеть скоростных железных дорог для перевозки пассажиров между американскими городами, скорее всего, не сможет привлечь достаточное число пассажиров, чтобы приносить прибыль. Означает ли это, что строительство такой сети было бы неэффективным?

23. Бонневильский шлюз - старейший на реке Колумбия. Его пропускной створ гораздо меньше, чем на остальных семи шлюзах выше по реке. В результате Бонневиль является узким местом для движения барж по реке Колумбия: прохода через этот шлюз им приходится иногда ждать по 10 часов.

· а) Каким способом центральное правительство, которому принадлежит этот шлюз и которое эксплуатирует его, может определить, эффективно ли строительство нового шлюза в Бонневиле?

· б) По северному и южному берегам реки Колумбия проходят ветки Северной Берлингтонской и Объединенной Тихоокеанской железных дорог. Эти компании утверждают, что новый шлюз должен быть построен только в том случае, если за него готовы заплатить владельцы барж и буксиров, Судовладельцы и капитаны отвечают на это, что выгоды от строительства шлюза распространятся на широкий круг лиц, а не только на них, и что поэтому правительственные субсидии на это строительство оправданны. Смогут ли другие лица, выигравшие от строительства шлюза, не оплатить полученный ими выигрыш, если федеральное правительство профинансирует строительство нового шлюза из денег, взимаемых с барж и буксиров, которые используют этот шлюз?

24. Следует ли правительству истратить 520 млн. долл. на строительство системы плотин, резервуаров и ирригационных каналов в Дюрандо, штат Колорадо, с целью защиты от разливов рек Анимас и Ла-Плата? Будет ли эффективным такое использование денег налогоплательщиков? Как мы можем принять решение?

25. В гл. 4 обсуждалась проблема увеличивающейся тесноты аэропортов, с использованием в качестве примера перегруженного вашингтонского Национального аэропорта и почти пустого аэропорта Даллеса. Авиакомпании предпочитают летать в Национальный аэропорт, который находится в десяти минутах от пригородов Вашингтона; аэропорт Даллеса находится почти в часе езды.

· а) Эффективно ли для авиакомпаний при выборе маршрута выбирать Национальный аэропорт, а не аэропорт Даллеса? Изменится ли эффективность, если правительство начнет взимать более высокую пошлину за посадку к Национальном аэропорту?

· б) Эффективно ли для пассажиров выбирать самолеты, приземляющиеся в Национальном аэропорту, а не в аэропорту Даллеса? Изменится ли для них относительная эффективность, если цена билета на самолет, приземляющийся в Национальном аэропорту, станет выше цены билета на рейс с посадкой в аэропорту Даллеса на величину, вдвое большую стоимости проезда на такси от аэропорта Даллеса до Капитолия?

· в) В 1966 г. Федеральное агентство авиасообщений решило, что все самолеты, прибывающие из городов, отстоящих от Вашингтона более чем на 650 миль, должны приземляться в аэропорту Даллеса. Было ли это решение эффективным? Как вы думаете, к чему оно привело?

· д) Транспортный отдел выступил недавно с предложением разрешить покупку и продажу прав на посадку в Национальном и других загруженных аэропортах. Некоторые критики этого проекта возражали на том основании, что все посадочные полосы скупят крупные авиакомпании. Как вы думаете, возможно ли это? Какого рода факторы определят сумму, которую каждая авиакомпания согласится заплатить за определенную посадочную полосу?

26. Авиакомпании стремятся принимать больше заказов на билеты, чем у них в действительности есть мест на рейс, поскольку знают, что некоторые заказчики на рейс не придут (будем называть такую практику авиакомпаний "перезаказом"). Однако иногда это приводит к тому, что на посадке число пассажиров с забронированными местами превышает число мест в самолете.

· а) Эффективен ли "перезаказ" с точки зрения авиакомпаний?

· б) Если закон потребует от авиакомпаний выплачивать крупные компенсации тем "лишним" пассажирам, которым они отказывают в перевозке по причине "перезаказа", изменит ли это эффективность "перезаказа"?

· в) Эффективен ли "перезаказ" с точки зрения пассажира?

· г) Как бы вы порекомендовали авиакомпаниям поступать в ситуации, когда по причине "перезаказа" они вынуждены отказывать в перевозке некоторым пассажирам? Какие пассажиры должны оказаться "лишними"?

· д) В последние годы авиакомпании пришли к следующей практике добровольного отбора "лишних" пассажиров в ситуации "перезаказа". В качестве стимула пассажирам, добровольно отказавшимся от забронированного билета, предлагается некоторая сумма денег или бесплатный полет. Кто оказывается "лишним" при такой системе отбора? Является ли эта система дискриминационной по отношению к более бедным людям?

· е) Если пассажиры могут продать свои забронированные места, когда возникает дефицит, почему они не могут продать свое право приземлиться в перегруженном аэропорту, когда обнаруживается дефицит посадочных полос?

· ж) Сравните ваши рассуждения в этом примере с рассуждениями при ответе на следующий вопрос, особенно на его часть "б".

27. Бент Грац истратил 100 тыс. долл. на посадку травы, цветов, кустарника и деревьев и превратил свой дом в произведение ландшафтного искусства. Этим летом город страдает от засухи, и власти запретили любой полив газонов и садов. Бент при необходимости готов заплатить несколько тысяч долларов, чтобы получить необходимую для нормального полива воду. Многие сограждане Бента охотно согласились бы сэкономить необходимую Бенту воду за плату гораздо меньшую, чем он готов предложить.

· а) Есть ли тут возможность для каждого обогатиться путем обмена?

· б) Почему люди обычно не могут во время засухи продать запасенную ими воду тем, кто нуждается в ней больше, чем они?

· в) Предположим, что городские власти отреагировали на засуху не запрещением полива, а повышением цены на воду втрое. Осчастливило бы это Бента?

· г) Если бы городские власти распределили дополнительную выручку от повышения цен на воду среди всех потребителей воды - одинаковую сумму каждому потребителю - компенсировало бы это эффект повышения цен? Кто выиграл бы и кто проиграл бы в результате такой системы распределения (выиграл и проиграл по сравнению с системой, когда потребление воды ограничивается, но цены не повышаются)?

28. В семидесятых годах центральное правительство США сохраняло сложную и всеобъемлющую (extensive) систему контроля цен на нефть и нефтепродукты.

· а) Почему, с вашей точки зрения, этот контроль рано или поздно должен был привести к большей нехватке нефтепродуктов в одних регионах страны по сравнению с другими регионами - к тому, что получило название "диспропорция предложения"?

· б) Когда Министерство энергетики США разрешило нефтяным компаниям перемещать 5% продукции внутри штата и между штатами для "смягчения диспропорций", большинство компаний отказалось от этого предложения. Каким образом нефтяные компании могли определить, куда и сколько нефти перемещать, если цены были фиксированы государством?

· в) После того как нефтяные компании отказались перераспределять поставки нефти, Министерство энергетики США дало право перераспределять эти 5% губернаторам штатов. Как губернаторы сумели эффективно перераспределить нефтепродукты, если нефтяные компании не смогли этого сделать?

· г) В письме в редакцию газеты " Уолл-стрит джорнэл" 16 марта 1981 г. руководитель министерства энергетики штата Нью-Джерси утверждал, что отказ нефтяных компаний воспользоваться данным им правом и их решение "спрятаться за спину правительства" свидетельствуют о неработоспособности "философии свободного рынка". Убедительно ли это утверждение?

29. Можно ли оценить эффективность введенного центральным правительством 55-мильного ограничения на скорость движения?

· а) Что является продуктом или желаемым результатом, ценность которого войдет в числитель отношения, измеряющего эффективность? Что есть затраты или издержки, или альтернативная стоимость, ценность которой войдет в знаменатель? Как вы выберете подходящие оценки после того, как решите, что является затратами, а что - результатом?

· б) Предположим, что в качестве результата мы выбрали сэкономленный бензин, а в качестве затрат - потерянное время. Что мы могли бы использовать в качестве подходящих взвешивающих оценок для того, чтобы суметь принять решение об относительной величине затрат и результата?

· в) если мы, кроме сэкономленного бензина, в качестве результата будем также учитывать спасенные жизни, не придем ли мы неизбежно к выводу, что введенное ограничение на скорость является эффективным? Как мы можем оценить человеческую жизнь конечной величиной?

· г) Экономист Чарльз Лейв вычислил, что 55-мильное ограничение на скорость вынуждает американцев проводить лишних 102 года за рулем ради "спасения одной жизни", добавив, что проведение 102 лет в автомобиле лично для него очень напоминает ад ("Ньюсуик", 23 октября 1978 г.). Перечислите несколько способов использовать 102 года для "спасения" не одной, а гораздо большего числа жизней.

· д) Гораздо больше жизней будет спасено, если мы потребуем, чтобы перед каждым автомобилем шел пешком человек с оранжевым флагом. Следует ли из этого, что введение такого закона еще более эффективно, чем 55-мильное ограничение скорости езды?

· е) Кто выигрывает от введения 55-мильного ограничения скорости? Кто проигрывает больше всего?

30. В 1977 г. государственное Агентство по охране окружающей среды потребовало от восьми теплоэлектростанций в штате Огайо привести выбросы диоксида серы в соответствие с государственными стандартами. Теплоэлектростанции могли выполнить требование либо установив фильтры, либо перейдя на уголь с меньшим содержанием серы.

· а) Электростанции выбрали второй способ, поскольку он был дешевле. Был ли он одновременно наиболее эффективным?

· б) В угольных шахтах Огайо добывается уголь, который можно сжигать без нарушения установленных стандартов только после установки дорогостоящих фильтров. Поэтому электростанции сократили покупки угля в Огайо и начали покупать уголь с низким содержанием серы в Кентукки и Западной Вирджинии. Это привело к закрытию шахт и безработице в угольных бассейнах Огайо. Меняет ли этот факт ваш ответ на вопрос "а"?

· в) Специальное постановление, принятое Конгрессом, дало Агентству по охране окружающей среды право обязывать электростанции покупать "уголь местного производства", когда это было необходимо для предотвращения существенного падения производства и безработицы на близлежащих шахтах - даже в том случае, если это вызовет необходимость устанавливать дорогостоящие фильтры. Принуждает ли это постановление к принятию неэффективных решений?

· г) Что эффективнее: ослабить требования Агентства по охране окружающей среды к теплоэлектростанциям, чтобы те могли сжигать уголь с высоким содержанием серы; разрешить добычу угля открытым способом с целью получить западный низкосернистый уголь для производства электроэнергии; производить электроэнергию на атомных станциях, или же оставить существующие стандарты на чистоту воздуха, не проводить открытой добычи угля, не ускорять развитие атомной энергетики, а поднять цены на электроэнергию настолько, чтобы люди сократили потребление электроэнергии на две трети?

31. Водохранилище накапливает воду для производства электроэнергии в часы пиковых нагрузок. В часы небольшого потребления электроэнергии вода закачивается в него обратно.

· а) Электроэнергия, вырабатываемая падающей водой, неизбежно гораздо меньше, чем электроэнергия, затрачиваемая на наполнение водохранилища. Означает ли это, что использование таких водохранилищ неэффективно?

· б) Если вы считаете, что использование двух ватт электроэнергии на производство одного ватта неэффективно или расточительно, то как вы объясните такое поведение электростанций? Может ли неэффективное поведение быть выгодным?

· в) Если вы считаете, что неэффективное поведение может иногда быть выгодным, захотите ли вы в некоторых ситуациях осудить такое поведение как не соответствующее долгосрочным или общественным интересам? Почему да (или почему нет)? В каких обстоятельствах?

32. Что вы сделаете, увидев наклейку на автомобиле: "Устранить государственное расточительство любой ценой!": засмеетесь, заплачете или закричите "ура!"?

33. Постройте кривую предложения продукта М на основании данных из примера об Энн, Бобе и Вэне. Количество М откладывается по горизонтальной оси. Что вы будете откладывать по вертикальной оси? Постройте затем кривую предложения продукта Д.

Глава 7.
Информация, посредники и спекулянты

Затраты и выгоды, влияющие на решения, связанные со спросом или предложением, - это всегда ожидаемые затраты и выгоды. Производители решают поставить именно столько единиц блага X, потому что они ожидают заплатить не больше определенной суммы за необходимые для этого ресурсы и получить как минимум немного более этой суммы от продажи X. Потребители решают приобрести товар, потому что они надеются получить некоторые выгоды от обладания им, которые превосходят ожидаемую плату за него. Однако будущее неопределенно, и ход событий часто идет вразрез с ожиданиями. Решения оказываются ошибочными. А за ошибки приходится платить.

Из-за многих взаимосвязей, характерных для нашей высокоспециализированной экономики, за ошибочные решения часто приходится платить не только тем, кто их принимал, но гораздо большему числу людей. Если нефтеперерабатывающие компании не сделают достаточных запасов сырой нефти, водителям автомобилей придется стоять в очередях за бензином. Если врачи не предугадают побочного действия лекарства, пациент может умереть. Если предприниматели переоценят спрос на свою продукцию, то рабочие, отказавшиеся от других мест ради работы у них, могут оказаться безработными.

Поскольку за ошибки приходится платить, люди стараются их избегать. К несчастью, приходится платить и за то, чтобы предотвратить ошибки. Основной способ избежать ошибочного решения состоит в том, чтобы получить больше информации прежде, чем начать действовать. Однако информация является редким благом, приобретение которого также связано с затратами. В результате может оказаться дешевле допустить некоторые ошибки, чем приобрести информацию, которая позволит их предотвратить. Одна из ошибок, которую все мы можем избежать, - это ошибочное предположение, что информация является бесплатным благом. В этой главе мы увидим, насколько часто это заблуждение влияет на наши мнения и поступки.

Наши рекомендации