IV. Осведомление в России и Европе 2 страница
Пер. с англ. С.Каптерева
Примечания
1. Цитируется по: Измозик В. Глаза и уши режима: Государственный политический контроль за населением советской России в 1918-1928 годах. Спб., 1995. С.71: Фашистский меч ковался в СССР/Под ред. Ю.Дьяконова и Т.Бу-шуевой. М., 1992. С.40.
2. О работах, где используются материалы наблюдений за населением, см. ниже (прим. 20 и 22). Однако задолго до того, как вышеуказанные материалы стали доступны, появился ряд работ, ставших важным вкладом в освещение данного вопроса. Незаслуженно недооцененным источником является здесь труд В.Зензинова «Встреча с Россией: Как и чем живут в Советском Союзе - письма в Красную Армию» (Нью-Йорк, 1945), представляющий собой компиляцию и анализ писем и автобиографических материалов, найден-ньк на телах солдат, погибших во время советско-финской войны.
3. Это особенно касается применения таких понятий, как «общественная поддержка», а также разграничений между государством и обществом, между общественным и личным. Так, исследования по истории нацистской Германии позволили выдвинуть предположение, что нацистский режим подталкивал людей к участию в общественной жизни не столько для того, чтобы получить поддержку своей политики, сколько затем, чтобы придать их поведению скульптурно четкие формы; см. Robert Gellately, The Gestapo and German Society (Oxford, 1991). О неприменимости в отношении тоталитарных режимов дихотомии «государство/общество» - дихотомии, на основе которой строятся многочисленные трактовки связанных с надзором материалов, - см.: Stephen Kotkin, Magnetic Mountain (Berkeley and Los Angeles, 1995); Michael Geyer, «The State in National Socialist Germany», Statemaking and Social Movements, eds. Charles Bright and Susan Harding (Ann Arbor, Mich., 1984); Gellately, The Gestapo and German Society. Критика склонности переносить западные понятия «личного» и «общественного» на сталинскую Россию содержится в таких исследованиях, как Jochen Hellbeck, «Fashioning the Stalinist Soul: The Diary of Stepan Podlubny, 1931-1939», Jahrbucher fur Geschichte Osteuropas 44 (1996). P.344-373; Vera Dunham, In Stalin's Time, updated ed. (Durham, N.C., 1990). P.59-74; Svetlana Boym, Common Places. (Cambridge, 1994). P.73-95. Существует также обширная литература по проблеме «нового человека» (обозначенного Юнгером как Typus), формировавшегося в Германии после первой мировой войны, - человека, решительно отвергавшего «буржуазное» и «мелкое» понятие «личной сферы»; среди многочисленных трудов по данному вопросу хотелось бы отметить такие работы, как Brigitte Werneburg, «Ernst Jtinger and the Transformed World», October 62 (1992). P.43-64; Bernd Huppauf, «Langemarck, Verdun and the Myth of a New Man in Germany after the First World War», War and Society 6 (1988). P.70-103.
4. Robert Gellately, «Enforcing Racial Policy in Nazi Germany», Reevaluating the Third Reich, ed. Thomas Childers and Jane Caplan (New York, 1993). P.50, 57-58; Robert Gellately, The Gestapo and German Society. P.259-261.
5. Показательно, что органы надзора за населением в России и по всей Европе характеризовали предмет своего исследования как «духовное», «моральное» или «нравственное состояние» или, позже, как «сознательность» населения (для сравнения можно привести немецкое выражение das geistige Leben, бытовавшее в годы первой мировой войны, и немецкое же выражение geistige und seelische Betreuung, использовавшееся во время второй мировой войны). Органы эти редко рассматривали свою задачу как выявление «общественного мнения» или степени «поддержки со стороны населения». Проблематика, связанная с изучением общественного мнения, рассматривается в работе: Pierre Laborie, «De 1'opinion publique a 1'imaginaire social», Vingtieme Sieclel8(1988).P.101-117.
6. См. Zygmunt Bauman, Modernity and the Holocaust, expanded ed. (Ithaca, N.Y., 1991). P.13, 18, 70-82. Аргументы в пользу того, что деятельность советского режима в основе своей была направлена на трансформацию общества и индивидуумов, можно почерпнуть в следующих работах: Stephen Kotkin. Magnetic Mountain; Katerina dark, Petersburg: Crucible of Cultural Revolution (Cambridge, 1995); Эткинд А. Эрос невозможного: История психоанализа в России (Спб., 1993); Boris Groys, The Total Art of Stalinism (Princeton, N.J., 1992). В работе Мартина Малиа - Martin Malia, The Soviet Tragedy (New York 1994) - убедительно показано, что это идеологическое стремление определяло все своеобразие советского эксперимента. Можно согласиться с утверждением автора, что в основе советского эксперимента лежала именно идеология, но из этого не обязательно следует, что стремление к созданию нового общества было уникальной чертой социализма (работа Кларк вносит в данный вопрос полезные коррективы). Несмотря на ту настойчивость, с которой Малиа доказывает уникальность большевизма, можно отметить его многочисленные сопоставления процессов, развернувшихся в Советской России, с аналогичными процессами в Германии (С.210-211, 246, 249, 253, 291, 306).
7. В работе Питера Кенеза - Peter Kenez, The Birth of the Propaganda State (Cambridge, 1985) отмечается стремление большевиков трансформировать мышление людей, и то центральное место, которое в числе мероприятий установленного им режима занимали вопросы знаний и информации. Однако, как свидетельствует название его работы, автор отождествляет это стремление исключительно с большевизмом.
8. По этому вопросу см.: Zygmunt Bauman, Modernity and the Holocaust; Omer Bartov, Murder in Our Midst: The Holocaust, Industrial Killing and Representation (New York, 1996); George Mosse, Nationalization of the Masses (Ithaca. N.Y., 1975); Hannah Arendt. The Origins of Totalitarianism (New York, 1977); Jacob Talmon, The Origins of Totalitarian Democracy (New York. 1952); Michael Halberstam. Totalitarianism, Liberalism and the Aestetic (New Haven, Conn.. в настоящее время готовится к публикации). Во всех перечисленных работах тоталитаризм рассматривается как этос, крайне проблематично соотносящийся с современными формами политики; они контрастируют с более традиционным, социологическим определением тоталитаризма, наиболее типичным примером которого является работа: Carl Friedrich and Zbigniew Brzezinski, Totalitarian Dictatorship and Autocracy (New York, 1956).
9. Работа Коткина содержит наиболее глубоко разработанное определение большевистского эксперимента как одной из боковых ветвей цивилизации нового времени - как конкретизации определенных черт философии Просвещения и как социалистического варианта «государства всеобщего благоденствия».
10. Наиболее часто большевизм и его идеологические конкуренты изучают изолированно друг от друга. Так. в исследовании Джона Кипа - John Keep, The Russian Revolution: A Study in Mass Mobilization (London, 1976) - внимание целиком сосредоточено на советской стороне. Но ведь мобилизацию населения осуществляли не только большевики, но и их противники. В сборнике: Party, State and Society in the Russian Civil War, ed.Diane Koenker, William Rosenberg and Ronald Suny (Bloomington, Ind., 1989), - нет ни единой статьи о каких-либо политических движениях, кроме социалистических. В таких работах, как: Richard Pipes. The Russian Revolution (New York, 1990), и Vladimir Brovkin, Behind the Front Lines of the Civil War (Princeton. N.J., 1994), были сделаны попытки осветить деятельность обеих сторон, но лишь в самом схематичном виде (в частности, в обеих упомянутых исследованиях вновь воспроизводятся стереотипные оценки белого движения). Исключением здесь является следующий труд: Orlando Figes, Peasant Russia, Civil War (New York, 1989).
11. См.: Anton Kaes, «The Cold Gaze: Notes on Mobilization and Modernity», New German Critique 59 (1993). P.105-117. В данной работе подчеркивается «связь между военной мобилизацией, надзором за населением и социальным контролем над обществом» (р. 116).
12. Мои взгляды на возникновение государства, основанного на правительственном принципе, сформировались под влиянием работы Мишеля Фуко:
Michel Foucault, «Governmentality», The Foucault Effect, ed. Graham Burchell, Colin Gordon, and Peter Miller (London, 1991). Историки Германии эпохи Вильгельмов и Веймарской республики также отмечали возникновение у государства восприятия населения как объекта политики. См.: Detlev Peukert, The Weimar Republic (New York, 1993); Paul Weindling. Health, Race and German Politics between Unification and Nazism (Cambridge, 1989); Elisabeth Domansky, «Militarization and Reproduction in World War One Germany», Society, Culture and State in Germany, 1870-1930 (Ann Arbor, Mich., 1996). В данных работах внимание в основном сконцентрировано на социобиологическом управлении обществом; необходимо отметить, что государства в равной мере были заинтересованы и в управлении психикой подвластного им населения, что и явилось причиной организации надзора за его настроениями.
13. Важные изменения целей, значения и практики правления, произошедшие в более ранний период, анализируются в следующей новаторской статье: Marc Raeff, «The Well-Ordered Police State and the Development of Modernity in Seventeenth- and Eighteenth-Century Europe», American Historical Review 80 (1975). P.1221-1243: в русском переводе - Раев М. Регулярное полицейское государство и понятие модернизма в Европе XVII-XVIII веков: Попытка сравнительного подхода к проблеме // Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Императорский период. Самара, 2000. С.48-79.
14. Шейла Фицпатрик показывает, как советское государство стремилось ранжировать общество по классовому критерию. - Sheila Fitzpatrick, «Ascribing Class: The Construction of Social Identity in Soviet Russia». Journal of Modem History 65 (1993). P.745-770 [в настоящем издании - Фицпатрик Ш. «Приписывание к классу» как система социальной идентификации. - Прим. ред.]. Многообразным механизмам, посредством которых государства и дисциплинарные системы культивируют определенный общественный порядок, посвящены следующие исследования: Marie-Noelle Bourguet, Dechiffrer la France (Paris 1988); lan Hacking, The Taming of Chance (Cambridge, 1990); Benedict Anderson' Imagined Communities, rev.ed. (New York, 1991). P.164-170.
15. Поддержание порядка с помощью полицейских мер включало в себя и надзор, осуществлявшийся Охранным отделением: само это название означает, что речь шла о чисто негативной цели защиты существовавшей тогда общественной системы от различных опасностей. В России для обозначения мероприятий по осуществлению надзора за населением использовался особый термин - «осведомление»; он подразумевал двусторонний процесс циркуляции информации и обозначал сбор и распространение этой информации органами, недвусмысленно обозначенными как «политические». К таким органам относились, например, секретные политотделы Объединенного государственного политического управления (ОГПУ). Сходное разграничение существовало в военной области и в сфере разведки: существовали «разведывательные отделения», занимавшиеся традиционной деятельностью по сбору военной и дипломатической информации («разведкой»), и политотделы, занимавшиеся надзором в политических целях. Существование двух независимых органов было необходимо потому, что они собирали различные виды информации.
16. Блестящий анализ деятельности полицейских органов в начале правления Николая I содержится в работе: Sidney Monas, The Third Section (Cambridge, 1961). Автор данного труда уделяет внимание как общеевропейскому контексту, так и конкретному пониманию института полиции в камералистике и в рамках концепции правового государства (см. р.22-23, 294 - о различиях в восприятии понятия «полиция» в девятнадцатом веке и в веке двадцатом). По более позднему периоду см. следующие исследования: Frederic Zuckerman, The Tsarist Secret Police and Russian Society, 1880-1917 (New York, 1996); Jonathan Daly, The Watchful State: Police and Politics in Late Imperial Russia, 1896-1917 (Ph.D. diss.. Harvard University, 1992). По истории становления соответствующих служб в Германии см.: Wolfram Siemann, «Deutschlands Ruhe, Sicherheit und Ordnung»: Die Anfange der politischen Polizei, 1806-1866 (Tiibingen, 1985); название работы точно отражает негативную, профилактическую направленность полицейских мер по поддержанию порядка.
17. Данный идеал четко воплощен в следующем русском административном тексте: Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. 3-е изд. Спб., 1911. Сталинский период освещен в исследовании: Jochen Hellbeck, Fashioning the Stalmist Soul; автор показывает, как сами граждане участвовали в этом процессе индивидуального подчинения в рамках более масштабного тоталитарного проекта.
18. См.: Peter Kenez, The Birth of the Propaganda State. P.10-11, где Кенез проницательно сравнивает повседневные задачи партии большевиков с практикой католической церкви.
19. См.: Майский С. «Черный кабинет»: Из воспоминаний бывшего цензора // Былое. 1918. Кн.7. С.185-197; Кантор Р. К истории «черных кабинетов» // Каторга и ссылка. 1927. № 37. С.90-99.
20. О перлюстрации, практиковавшейся советскими органами в 20-е годы, см : Измозик В. Перлюстрация в первые годы советской власти // Вопросы истории. 1995. № 8. С.26-35; Ченцов В. Табу - на думки, заборона - на слово: За матерiалами роботи полггконтролю НК-ДПУ у 20-т; роки // 3 apxiaia ВУЧК, ГПУ, НКВД, КГБ. 1994. № 1. С. 12-23. Примеры отчетов, составленных на основе выдержек из писем, см.: Vladlen Izmozik, «Voices from the Twenties: Private Correspondence Intercepted by the OGPU», Russian Review 55 (1996). p.287-308; «Soviet Jewry as Reflected in Letters Intercepted by the Leningrad OGPU, 1924-25», Jews in Eastern Europe 23 (Spring 1994). P.32-45: Переписка через ГПУ // Родина. 1994. № 9. С.78-83; С питанием дело плохо // Старая площадь: Вестник. 1995. № 3. С. 142-144; Давидян И., Козлов В. Частные письма эпохи гражданской войны // Неизвестная Россия / Под ред. В.А.Козлова и др. Т.2.М., 1992. С.200-250; Данилов О. Письма из прошлого // Свободная мысль. 1992. № 15. С.50-57; 1993. № 6. С.79-87. Отчеты, составленные соответствующими органами Девятой армии и Военным советом Северного Кавказа, находятся в Российском государственном военном архиве (РГВА): ф.25896, оп.2, д.П, лл.1-11, 41-43, 47-48, 94-95, 132-133, 145, 149; а также ф.192, оп.2, д.385, лл.2', 11, 17,27-28,38.
21. Негативные аспекты деятельности охранных отделений освещаются в следующих работах: Dominic Lieven, «The Security Police», Olga Crisp and Linda Edmondson, eds.. Civil Rights in Russia (Oxford, 1989); Nurit Schleifmann, «The Internal Agency: Linchpin of the Political Police in Russia», Cahiers du Monde russe et sovietique 24 (1983). P.152-177; Richard J. Johnson, «Zagranichnaya agentura: The Tsarist Political Police in Europe», George Mosse, ed.. Police Forces in History (London, 1975). О докладах губернаторов см.: George Yaney, The Systemization of Russian Government (Urbana, 111., 1973). P.295-301; Richard G. Robbins, The Tsar's Viceroys (Ithaca, N.Y., 1987). P.65-71.
22. Работа В.Измозика «Глаза и уши режима» «обречена» стать эталоном в области изучения инфраструктуры надзора за населением, существовавшей в советском государстве в 20-е годы. О существовавшей в советском государстве практике надзора см. также следующие работы: Andrea Romano, «L'armee rouge, miroir de la societe sovietique: Apercu des sources d'archives», Communisme 42/43/44 (1995). P.35-43; Nicolas Werth, «Une source inedite: Les svodki de la Tcheka-OGPU», Revue des etudes slaves 66 (1994). P. 17-27: Viktor Danilov and Alexis Berelowitch, «Les documents de la VChK-OGPU-NKVD sur la campagne sovietique, 1918-1937», Cahiers du Monde russe 35 (1994). p.633-682; Днщровец В. «Катеринослав. ГубЧК»: Сустiльно-полiтичне та экономiчне життя краю в Документах оргаiв державной безпеки // 3 apxiвiв ВУЧК, ГПУ, НКВД. КГБ. 1994. № 1. С. 12-23; Кудинов А.И. Органы государственно-политической безопасности в закрытой информационной системе (20-е годы) // Известия Сибирского отделения АН СССР: Серия «История, филология и философия». 1991. № 1. С.62-64; Merle Fainsod, Smolensk Under Soviet Rule (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1958). Chap.8. Среди многочисленных современных Исследований, где используются материалы советских органов наблюдения за настроениями населения: Andrea Graziosi, «Collectivization, revokes paysannes et politiques gouvernementales a travers les rapports du GPU d'Ukrame», Cahiers du Monde russe 35 (1994). P.437-632; Jean-Paul Depretto, «L'opinion ouvriere (1928-1932)», Revue des etudes slaves 66 (1994). P.55-60 : Marcus Wehner, «"Die Lage vor Ort ist unbefriedigend": Die Informatsionsberichte des sowjetischen Geheimdienstes zur Lage der russischen Bauern (1921-1927)». Jahrbuch fur historische Kommunismusiorschung 2 (1994). P.64-87; Mordechai Altshuler and Tat'iana Chentsova, «The Party and Popular Reaction to the "Doctor's Plot" (Dnepropetrovsk Province, Ukraine)», Jews in Eastern Europe 21 (Fall 1993). P.49-63: Кошелевая Л., Тепцов Н. Смерть Ленина: Народная молва в спецдонесениях ОГПУ // Неизвестная Россия. Т.4. М., 1993. С.9-24; Козлов В. «Свергнуть власть несправедливости»: Сводка донесений местных органов НКВД об антисоветских и хулиганских проявлениях. 1945-1946 // Там же. С.468-475; Лебедев В. «Объединяйтесь вокруг Христа - большевики повысили цены»: Отношение населения СССР к повышению цен на продукты питания в 1962 г. // Там же. Т.З. С.145-176; Тепцов Н. Монархия погибла, а антисемитизм остался: Документы информационного отдела ОГПУ 1920-х годов // Там же. Т.З. С.324-360; Лазарев В. Последняя болезнь Сталина: Из отчетов МГБ СССР о настроениях в армии весной 1953 г. // Там же. Т.2. С.253-260; Хаустов В. Демократия под надзором НКВД: Обсуждение проекта конституции 1936 г. // Там же. Т.2. С.272-281; Краюшкин А., Тепцов Н. Как снижали цены в конце 40-х - начале 50-х годов и что об этом говорил народ // Там же. Т.2. С.282-296; John Barber, «Popular Reactions in Moscow to the German Invasion of June 22, 1941», Soviet Union/Union Sovietique, nos.1-3 (1991). 5-18; Mark von Hagen, «Soviet Soldiers and Officers on the Eve of the German Invasion», Soviet Union/ Union Sovietique, № 1-3 (1991). P.79-101. Подробные примеры таких донесений, составлявшихся на протяжении всей истории советского государства, содержатся в следующем сборнике: Nicolas Werth, Gael Moullec, eds., Les rapports secrets sovietiques: La societe russe dans les documents confidentiels, 1921-1991 (Paris, 1995).
23. Об осведомительной сети, действовавшей в ГУЛАГе в годы второй мировой войны см.: ГУЛАГ в годы войны: Доклад начальника ГУЛАГа НКВД СССР. Август 1944 // Исторический архив. 1994. № 3. С.60-86 и особенно с.74. В.Н.Земсков в своей работе «Кулацкая ссылка накануне и в годы Великой Отечественной войны» (Социологические исследования. 1992. №2. С.23) приводит более низкий процент осужденных, участвовавших в работе осведомительной сети (примерно 3%). О донесениях о «политическом настрое» в лагерях для ссыльных кулаков в 1930-1931 гг. см.: Спецпереселенцы в Западной Сибири, 1930-1931 /Под ред. В.П.Данилова и С.А.Красильникова. Томск. 1992. С.114-123, 149-151, 195-196, 233-235. О донесениях по ГУЛАГу за период с 1928 по 1968 гг. См.: Nicolas Werth, Gael Moullec. eds., Les rapports secrets sovietiques. P.355-430. О деятельности осведомительной сети в послевоенных лагерях для военнопленных см.: Ерин М.Е., Баранова Н.В. Немцы в советском плену (по архивным материалам Ярославской области) // Отечественная история. 1995. № 6. С.133-142 и в особенности С.135-136.
24. Документация по катыньским расстрелам 1940 года содержится в журнале: Вопросы истории. 1993. № 1. С.3-22. О расстрелах заключенных в 1941 году см.: Чтоб не достались врагу // Родина. 1993. № 7. С.61; Трагедия в мед-ведевском лесу: О расстреле политзаключенных Орловской тюрьмы // Известия ЦК КПСС. 1990. №11. С.124-131.
25. Это воззрение не связано с какой-либо определенной идеологией. В своей знаменитой работе «Русская революция» Лев Троцкий - в англ. переводе: Leon Trotsky, The Russian Revolution (New York, 1959) - утверждает, что Россия занимала особое, если не уникальное, место в мировом политэконо-мическом порядке [См.: Троцкий Л. Д. К истории русской революции. М., 1990. С. 84-92, 323-324. 337, 359-360. - Прим. ред.]. Приверженцы «школы модернизации» (Теодор ван Лауэ, Сирил Блэк, Александр Гершенкрон) также указывают на особый характер экономического развития России. В своих работах как об истории Российской Империи, так и о Советской России Ричард Пайпс определяет Россию как страну со специфически патримониальной политической культурой; см.: Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993; Пайпс Р. Русская революция. 4.1 и 2. М., 1994; Пайпс Р. Россия при большевиках.М.,1997. Моше Левин - Moshe Lewin, The Making of Soviet System (New York, 1985) - указывает на социально-политическую отсталость России (и особенно на отсталость российского крестьянства) как на источник русского своеобразия - и как на одну из причин возникновения сталинизма. В высшей степени оригинальный и интересный тезис о том, что в России отсутствовали юридические структуры, предназначенные для защиты профессиональной автономии, содержится в работе Лоры Энгелстейн: Laura Engelstein, «Combined Underdevelopment: Discipline and the Law in Imperial and Soviet Russia», American Historical Review 98 (1993). P.338-353.
26. Здесь я в первую очередь имею в виду концепцию Мартина Малиа (Martin Malia, The Soviet Tragedy); но также можно сослаться на следующий влиятельный труд: Геллер М., Некрич А. Утопия у власти: В 2 кн. М., 1996; опубликовано также на английском языке: Mikhail Heller and Aleksandr Nekrich, Utopia in Power (New York: Summit, 1986).
27. Комментарии М.Гейера о формах тотальной мобилизации, практиковавшихся в Германии, весьма полезны и для понимания ситуации в России: Michael Geyer, «German Strategy in the Age of Machine Warfare, 1914-1945», Makers of Modern Strategy, ed. Peter Paret (Princeton, N.J., 1986).
28. Материалы наблюдения за настроениями политико-промышленных Кругов можно найти в работе Б. Б. Граве «Буржуазия накануне Февральской революции» (М.; Л., 1927); см. также документы о настроениях в политических, думских, оппозиционных, революционных и городских кругах в начале 1917 г.: В январе и феврале 1917: Из донесений секретных агентов Протопопова// Былое. 1918. № 13. кн.7. С.91-123. В декабре 1915 г. департамент полиции выпустил циркуляр с распоряжением всем местным жандармским отделениям составлять донесения об «организациях правого толка»; в циркуляре также указывалось, какую именно информацию надлежало предоставлять;
см. Кирьянов Ю.К. Местные организации правых партий в России накануне февраля 1917 // Отечественные архивы. 1995. № 6. С.52-59; а также: Переписка правых и другие материалы об их деятельности в 1914-1917 // Вопросы истории. 1996. № 1. C.I 13-115. По вопросу о надзоре царского правительства за земскими кругами и уфимского проекта создания сети изб-читален см. готовящуюся к защите докторскую диссертацию: Charles Steinwedel. «The Local Politics of Empire: State, Religion and National Identity in Ufa Province, 1865-1917» (Columbia University). В своей рукописи «Making Peasants Backwards» Яни Котсонис (Yanni Kotsonis) показывает, как агрономы старались превратить «темную массу» деревенских жителей в просвещенных граждан.
29. О данном периоде российской истории и проводившихся тогда мероприятиях см. следующие работы: Bernard Pares, The Fall of the Russian Monarchy (New York, 1939); W. Bruce Lincoln, Passage through Armageddon: The Russians in War and Revolution (New York, 1986); Lewis Siegelbaum, The Politics of Industrial Mobilization in Russia, 1914-17 (New York, 1983). Об отражении таких взглядов в военной прессе см.: Кривцов Е. Книга и газета на войне // Военный сборник. 1915. № 11. С.85-92. Автор призывает армию признать необходимость опоры на информированных, преданных делу граждан-воинов; он подчеркивает, что «газета необходима современной армии не менее, чем приказ полководца... Роль непрерывной посредницы между народом и армией может играть только газета» (С.86). Подобные высказывания долгое время приписывали только идеологам Красной Армии: очевидно, однако, что они восходят к более раннему периоду.
30. О циркуляре министра внутренних дел за номером 976 и об образцах докладов, поступавших из Москвы и Петербурга, см.: Покровский М.Н. Политическое положение России накануне Февральской революции в жандармском освещении // Красный архив. 1926. № 17. С.3-35; и Алфимов A.M. Царская охранка о политическом положении в стране в конце 1916г.// Исторический архив. 1960. № 1. С.203-209. Стандартная анкета, предназначенная для использования чиновниками, и полный набор ежемесячных докладов, направлявшихся из Уфимской губернии. находятся в Центральном государственном историческом архиве республики Башкортостан - ф.87. оп.1, д.551, лл. 12-13,28,90-91.95.99: ф.554 данного архива содержит доклады, готовившиеся на уездном уровне, - материалы, на основе которых составлялись губернские доклады. (Я хотел бы поблагодарить моего коллегу Чарльза Стайнведеля за то великодушие, с которым он поделился со мной собранными в Уфе материалами). Таким образом, Юбертус Ян прав, когда он пишет, чго. «конечно же, во время первой мировой войны в России не проводилось никаких опросов общественного мнения»: как и другим странам, России предстояло заняться такими опросами лишь через несколько десятков лет. - Hubertus Jahn, Patriotic Culture in Russia during World War I (Ithaca, N.Y., 1995). P.4-5. Однако, когда автор утверждает, что «крайне мало известно о патриотических убеждениях русской деревни». он прав лишь в том. что информация об этих убеждениях не публиковалась. Режим, тем не менее, интересовался убеждениями крестьянства и оставит после себя значительное количество связанных с этим материалов. Как ни странно, Измозик также не обращает должного внимания на этот важный момент.
31. Оценочно-статистическое бюро Костромской губернской управы // Война и Костромская деревня (по данным анкеты статистического отделе-дия). Кострома, 1915.
32. Анкеты, распространявшиеся в русской армии и направленные на получение информации о «поведении евреев в армии» и об «отношении еврейского населения к войне», были опубликованы вместе с другими материалами как «Документы о преследовании евреев»: Архив русской революции. Т. 19. 1928. С.253, 259. 263-265. Немецкая армия проводила аналогичные опросы в расположении частей, где служили лица еврейской национальности; об этом см.: Werner Angress, «The German Army's "Judenzahlung" of 1916: Genesis-Consequences-Significance», Leo Baeck Institute Yearbook 23 (1978). P.I 17-137. Доклады более общего характера о «настроении» войск, составлявшиеся в русской армии в 1916-1917 гг., см.: Головин Н.Н. Военные усилия России в мировой войне: В 2 т. Париж, 1939. T.I. C.229-230, 232-236; и Революционное движение в армии и на флоте в годы первой мировой войны / Под ред. А.Л. Сидорова. М., 1966. С.170-172, 290-292.
33. О «Временном уставе военной цензуры» см.: Авербах О.И. Законодательные акты, вызванные войной 1914 года. Вильна, 1915. С.17-39. Относительно истории отделений военной цензуры см.: Давидян И., Козлов В. Частные письма эпохи гражданской войны. С.200-202; Протасов Л.Г. Важный источник по истории революционного движения в царской армии перед Февральской революцией // Источниковедческие работы / Под ред. Л.Г.Протасова и др. Тамбов, 1970. T.I. С.3-18; Вахрушева Н.А. Солдатские письма и цензорские отчеты как исторический источник // Октябрь в Поволжье и Приуралье / Под ред. И.М.Ионенко. Казань, 1972. С.67-89. См. также комментарии относительно военной цензуры, содержащиеся в мемуарах М. Лемке: Лемке М. 250 дней в царской ставке. Спб., 1920; а также Alfred Knox, With the Russian Army, 2 vols. (New York, 1921).
34. Революционное движение в армии и на флоте в годы первой мировой войны. С.292.
35. Лемке М. 250 дней в царской ставке. С.405, 436-437, 442.
36. Там же. С.545. См. также: Революционное движение в армии и на флоте в годы первой мировой войны. С.296-297, 309. Костромское земство также стремилось количественно исследовать настроения деревни с помощью статистических категорий: составители отчетов сообщали, что 44% ответов свидетельствовали о настроении, которое характеризовалось ими как «угнетенное» или содержавшее взгляд на войну как на бедствие; 39% классифицировались как «воодушевленные» или «уверенные»; а 17%> считались «безразличными» или «равнодушными» (Война и Костромская деревня. С.66-77).
37. Безусловно, своим интересом к тому, как первая мировая война влия-•ча на использовавшиеся в России методы и формы самовыражения, я обязан следующей работе: Paul Fussell, The Great War and Modern Memory (New York, WS). О применении отпечатанных типографским способом писем и открыток (в Англии это были «карты полевой почты для открытых писем»), сводивших возможности самовыражения отправителей до нескольких бодрых официальных формулировок, см.: Paul Fussell. The Great War and Modern Memory. P. 183-186. О сходных мерах, практиковавшихся в России в период первой мировой войны, см.: Евдокимов Л.В, Народное солдатское письмо // Военный сборник. 1914. № 3. С.149-164; в этой работе автор приводит также немецкие, французские и итальянские образцы. См. также: Hubertus Jahn, Patriotic Culture in Russia during World War I. P.47-48. О советских фронтовых открытках периода второй мировой войны см.: Забочень М. Столетие открыток // Источник. 1995. № 6. С.54-60.
38. Протасов Л.Г. Важный источник по истории революционного движения в царской армии перед Февральской революцией. С.8-9.