Потребности пожилых в социальных услугах
В целом по России около 1,5 млн. граждан старшего возраста нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах. Более 29,1 млн. пенсионеров в наибольшей степени испытывают последствия снижения уровня жизни. Наиболее тяжелое материальное положение у возрастной группы 71-75 лет, когда резко возрастает доля одиноких пожилых из-за смерти одного из супругов. Требуют пристального внимания бездомные, достигшие пенсионного возраста или ставшие инвалидами. В социальном патронаже нуждаются беженцы и вынужденные переселенцы, среди которых 15% - лица пенсионного возраста, половина из них - одинокие пожилые люди. Старость приносит с собой и изменение привычных жизненных стандартов, и болезни, и тяжелые душевные переживания. Пожилые люди зачастую оказываются на обочине жизни. Речь идет не только о материальных трудностях (хотя они играют существенную роль), сколько о трудностях психологического характера. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни, сужение круга общения и сфер деятельности - все это ведет к обеднению жизни, к уходу из нее положительных эмоций, к чувству одиночества и ненужности. Ситуация, однако, такова, что с ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости значительную часть населения составляют люди пожилого возраста. И, следовательно, есть необходимость в организации помощи пожилому человеку в более широком ключе, нельзя ограничиваться только патронажем, социальная работа с пожилыми должна иметь социально-психологическую, социокультурную направленность. В целом невостребованность обществом пожилого человека входит в противоречие с общественной сущностью человека. Необходима работа по преодолению депривации пожилых людей посредством социальной работы, направленной на смягчение или изменение дискриминационной социальной ситуации.
Вне всякого сомнения, постарение населения оказывает существенное влияние на общественные процессы, их конфигурацию, структуру, динамику. Ученые по-разному оценивают социальные последствия постарения.
Пессимистические подходы утверждают неизбежность усиления всего комплекса социальных, экономических, моральных проблем в стареющем обществе, которые конкретизируются в следующих положениях:
Увеличивается экономическая нагрузка на трудоспособное население. Уже сейчас в России на одного пенсионера приходится 1,8 работающих. В развитых странах в настоящее время на одного человека старше 65 лет приходится четыре-пять работающих. Постарение населения означает сокращение притока молодежи в экономику, что приводит, по мнению некоторых исследователей, к замедлению роста эффективности экономики. Не меньшее значение имеет и снижение уровня мобильности населения, который становится все более важным условием качества экономического роста.
Пожилым людям, занимающим влиятельные и авторитетные позиции в обществе, свойственна ограниченная «инновационная пластичность», что препятствует инновационной деятельности.
Психологи отмечают существование так называемого «барьера неудобств», который с возрастом становится все более выраженным и заметным. Речь идет о том, что человек для оценки всего нового (предметов, идей), что встречается ему на его жизненном пути, использует «личные конструкты», свой личный опыт. Идеи, концепции, инновации, которые не соответствуют «ожиданиям» людей, их установкам (особенно это относится к тем областям, в которых они считают себя наиболее компетентными), будут вызывать у этих людей чувство тревоги, неуверенности, неудобства.
* В инфраструктуре социальной помощи и поддержки приоритетным в стареющем обществе будет формальное обслуживание.
Мы разделяем данную точку зрения, считаем, что постарение населения - приглашающая сила к социальному развитию, включает вероятность, желаемость и ожидаемость конструктивной социальной политики. Речь идет не только о постарении населения, но и об изменении «социального веса», значимости в обществе этой социальной группы. Геронтологическое направление социальной политики находится в стадии становления. Тем не менее можно говорить об определенных принципах социальной политики в отношении геронтологической группы.