Фоновые факторы в НЛП. Раппорт. Наведение транса
Раппорт как средство создания благоприятного фона
В НЛП одним из средств достижения фонового обеспечения является установление раппорта. При этом раппорт считается базовым условием успешной коммуникации между инициатором и адресатом воздействия.
Раппорт можно определить как подсознательное доверие между инициатором и адресатом, возникающее вследствие определенного уподобления инициатора адресату.
Введение в транс. Следующим за раппортом возможным этапом достижения фонового обеспечения в НЛП является введение адресата в гипноидное состояние — транс. Благодаря раппорту это происходит совершенно незаметно для адресата.
Гипноидный транс — это промежуточное состояние между бодрствованием и сном, когда внимание адресата воздействия направлено преимущественно на свой внутренний, а не на внешний мир. Ценность любого гипноидного состояния в том, что инициатор имеет возможность напрямую воздействовать на его бессознательное. Это позволяет извлекать информацию и вводить новую, минуя сознание адресата воздействия.
Каждый индивид живет с определенными представлениями об окружающем и о себе — это его модель мира. Инициатор своим воздействием частично изменяет эту индивидуальную модель или привносит в нее нечто новое в соответствии с решаемой им задачей.
Сравнительная легкость погружения в транс объясняется тем, что это одно из естественных состояний человека. Подчас мы впадаем в транс и без активного постороннего вмешательства. Глубокий транс могут вызвать воспоминания картин природы, особенно у тех людей, которые любят проводить там время. Вот, например, рыболов. Он часто находится в трансе: поза у него удобная и относительно неизменная, тело неподвижно, взгляд зафиксирован на поплавке. И главное, вода! Она очень притягивает внимание.
В обыденной жизни встречается довольно много ситуаций, когда человек погружен втранс. Люди, увлеченные чтением или телевизионной передачей: их сознание буквально отсутствует, их здесь нет!
Они живут там, в книге или фильме, но подсознание все равно остается на связи с внешним миром. Подойдите к ребенку, который переживает сюжет мультфильма, подстройтесь к его дыханию и шепните: «У тебя сильное желание доделать уроки после фильма». Результат порадует вас.
Со взрослыми это проходит еще легче. Человек естественным образом погружается в транс, если начинает вспоминать свое детство. Попросите адресата показать вам его школьные фотографии, стимулируйте его воспоминания, создайте раппорт — и получите транс, который вы всем этим и создали.
Чтобы индуцировать любое гипноидное состояние, в первую очередь необходимо завладеть вниманием адресата воздействия, сосредоточив его на каком-то объекте внешнего мира или на внутренних образах. Внимание — это канал, через который мы получаем информацию из внешнего мира. Внутри нас оно подобно прожектору, который «высвечивает» нужный участок памяти и позволяет работать с ним. Гипнотическое наведение — это процесс, во время которого инициатор вводит какую-то информацию в психику адресата, она вызывает в ней нужные изменения, и человек входит в транс.
Например, покупательницы нередко погружаются в состояние транса при изобилии товара в большом магазине (перегрузка сознания огромным объемом информации, особенно в гипермаркеmax). Внешнее проявление этого —значительное уменьшение частоты мигания глаз. Результат — значительная доля спонтанных покупок, объяснить которые покупательница не может.
Внимание захватывает также все необычное. Этот принцип очень хорошо знал выдающийся психотерапевт Милтон Эрик-сон. Для этой цели он часто использовал в своей работе удивление, потрясение, сомнение или смятение клиентов.
Приемы наведения транса
Таких приемов существует множество. Перечислим наиболее простые из них.
1. Введение в замешательство. Оно достигается концентрацией внимания адресата воздействия на необычности ситуации. Эта необычность и приводит адресата в замешательство.
2.Введете искусственной связи. Сравните два варианта изложения. Первый: «Вы сидите на стуле. Вы слушаете меня. Ваша сосредоточенность возрастает». Второй: «В то время как вы сидите на стуле и слушаете меня, ваша сосредоточенность возрастает». Чем они отличаются?
Второй вариант звучит более осмысленно. Его содержание осталось таким же, как у первого, но с помощью оборота «в то время как» и союза «и» составляющие его фразы связаны в единое целое. Между тем, что вы сидите на стуле, и тем, что ваша сосредоточенность возрастает, по-прежнему нет никакой связи, но во втором предложении эта связь создана искусственно чисто речевым способом. При этом сознание отвлекается на поиски смысла.
Несколько подобных фраз вводят адресата в транс.
Родитель говорит ребенку: «Перед тем как пойти спать, почисти зубы». Этому предложению трудно сопротивляться. Что можно возразить? «Я не хочу спать?» или: «Я не хочу чистить зубы?». Но предложение целое, и ребенок часто «проглатывает» его целиком, выполняя обе инструкции.
Типичные обороты речи, применяемые в этой технике, — «до того как», «после того как», «в течение», «по мере того как», «прежде чем», «в то время как» и т. п.
3. Отвлечение от смысла высказывания. В этом приеме целью является привлечение внимания адресата воздействия не к содержанию речи, не к смыслу, ак внешнему оформлению. Этого можно достичь по-разному. Инициатор может вести рас- сказ от первого лица, и тогда внимание будет привлечено к его личности. Или насытить рассказ множеством подробностей, в которых увязнет сознание адресата воздействия.
4. Перегрузка информацией. Эта группа методов быстрого наведения транса связана с некоторыми особенностями восприятия человеком информации. Во-первых, каждый индивид способен усваивать поступающую информацию с определенной скоростью, и если эту скорость превысить, то сознание не успевает обработать новые сведения, и они прямиком идут в подсознание. На этом построен «эффект 25-го кадра».
Во-вторых, человек может сознательно удержать в кратковременной памяти определенный объем информации, авсе, что превышает этот объем, также не обрабатывается сознанием. Таким образом, можно навести состояние транса и выйти на непосредственный контакт с подсознанием через информационною перегрузку сознания.
Если скорость обработки информации весьма индивидуальна, то объем кратковременной памяти у всех людей в среднем одинаков и составляет 7±2 независимых единиц информации. Исключение составляют люди, специально тренировавшие память.
В связи с этим число «7» оказывается по-настоящему магическим: радуга имеет семь цветов, в некоторых религиозных воззрениях существует семь небесных сфер и т. д. Именно объемом кратковременной памяти объясняется происхождение пословиц «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Семеро одного не ждут», «Семь бед — один ответ» и многих других.
Вариантов техники перегрузки информацией великое множество. Адресату воздействия могут предлагать производить в уме сложные арифметические действия, вращать кресло и одновременно прикасаться к своему телу без всякой системы, перегружая кинестетику, и одновременно использовать музыкальные отрывки, беспорядочно записанные на магнитофоне и давать противоречивые словесные инструкции, окончательно сбивая человека с-толку. В то время как внимание адресата направлено на поиск смысла в указанных действиях (которого нет) и он старается уследить за аудиальными, кинестетическими и дигитальйыми сигналами, инициатор проникает в его бессознательное.
Метод перегрузки информацией с успехом используется при обучении иностранным языкам «методом погружения». В течение 12—15 часов в сутки человек находится в новой для него языковой среде, испытывая огромные информационные перегрузки. Впоследствии обучаемый удивляется тому, как много он запомнил и многому научился, сам того не замечая. Бессознательное помнит намного больше, нежели сознание.