Модель побуждения к подражанию

На основании приведенных результатов исследований данного способа влияния на окружающих мы можем построить модель этого явления как реализацию универсальной модели влияния, приведенной в нашей работе [297, 14].

Мишени воздействия - потребности адресата в:

· идентификации со значимыми персонами;

· установлении контакта и достижении взаимопонимания с окружающими;

· приобщении к системе групповых ценностей;

· избавлении от персональной ответственности;

· научении.

Вовлечение - привлекательные образцы для подражания, отвечающие указанным потребностям адресата.

Фон - социальное одобрение поведения инициатора + личностные особенности адресата (несамостоятельность мышления, конформизм, слабая воля и т. п.).

Побуждение к подражанию - действие всеобщего принципа подражания (Тард).

СЛУХИ

Молва - это бедствие, быстрее которого нет ничего на свете.

Вергилий.

И, словно мухи, тут и там

Бродят слухи по домам,

И беззубые старухи их разносят по умам.

В. Высоцкий.

СЛУХИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Устное распространение информации по неофициальным каналам играет гораздо более важную роль в жизни человека, чем это представляется на первый взгляд.

О распространенности этого явления свидетельствуют данные социологических исследований: отвечая на вопрос «Часто ли приходится сталкиваться со слухами?», вариант ответа «иногда» выбрали 65% опрошенных.

Известно, что социологические опросы, проведенные в США после убийства Дж. Кеннеди, показали: не менее половины опрошенных узнали о случившемся от других людей, а не из средств массовой информации. И это в стране, где у всех есть радио и телевизоры!

Еще большую роль играет устный канал передачи информации в случае замалчивания неких событий официальными СМИ.

Так было, в частности, в 1986 г. после аварии на Чернобыльской АЭС.

Приведем принятое в настоящее время в отечественной психологии определение понятия «слухи».

Слухи - специфический вид межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной аудитории. Наряду с описываемым событием, слухи выражают также общественное мнение и настроение, более общие социальные стереотипы и установки аудитории и, наконец, информационную ситуацию в регионе [212, 365].

Любопытно сравнить это определение с тем, которое было, предложено известным американским социальным психологом Т. Шибутани: слухи - это «циркулирующая форма коммуникации, с помощью которой люди, находясь в неоднозначной ситуации, объединяются, создавая разумную ее интерпретацию, сообща используя при этом свои интеллектуальные потенции» [420].

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛУХОВ

Из исторических хроник известно, что слухи издавна использовались в политической борьбе, во время войн. Установлены факты, что перед наступлением римских легионов среди противников распускались слухи о невиданной храбрости римлян, их неустрашимости и непобедимости. В русских летописях сохранились свидетельства необычайной многочисленности монголо-татарских войск («тьма тьмущая» - от названия боевой единицы «тма» - 10 тысяч воинов), хотя, согласно данным исторической демографии, они никак не могли быть столь многочисленными. По всей видимости, монгольские полководцы мастерски вели пропаганду, распространяя деморализующие противника слухи. Для их поддержания на ночных стоянках разжигалось намного больше костров, чем было практически необходимо. (Кстати, последний прием многократно использовался в войнах.) В новейшей истории распространение слухов и дезинформации занимает значительное место в пропагандистских

акциях и психологических операциях. Эффект от использования ложной информации может носить кратковременный характер. Однако даже временное создание среди населения, а во время военных действий среди личного состава вооруженных сил, и других объектов воздействия состояния неуверенности, сомнений и т. п., может вызвать эффект, достаточный для достижения манипуляторами поставленных целей.

По мнению известного американского специалиста по психологическим операциям Пола Лайдбарджера, использование слухов в пропагандистских акциях заключается в планомерном их воздействии на ум и чувства группы людей с определенной, имеющей общественное значение целью - военной, экономической или политической.

В политических кампаниях слухи используются для достижения' трех основных целей. Во-первых, в борьбе с политическими конкурентами (обычно в рамках «черного» пиара). Во-вторых, в качестве «пробного шара» для зондирования общественного мнения и возможной реакции общества, прежде чем принять решение и сообщить о нем официально. В-третьих, слухи используются для «раскрутки» политиков.

Люди постарше могут вспомнить, например, такой эпизод.

В 1987 году, после скандального ноябрьского Пленума ЦК КПСС (официальная информация о пленуме, как всегда, строго дозировалась), помощники Ельцина сумели запустить слух, будто бы их босса сняли с поста и вывели из состава ЦК за то, что он выступил с критикой супруги генерального секретаря, чрезвычайно нелюбимой тогда в народе. При всей своей абсурдности слух распространился очень быстро и широко и положил начало росту популярности Ельцина.

История проведения пропагандистских акций в процессе межгосударственных конфликтов и вооруженных столкновений дает многочисленные примеры преднамеренного использования слухов при проведении психологических операций противоборствующими сторонами. Динамика развития политических и военных конфликтов показывает, что в современных условиях арсенал пропагандистских акций при проведении психологических операций не только не сокращается, а лишь увеличивается и совершенствуется.

Систематическое изучение феномена слухов началось в США и Германии после Первой мировой войны.

В Америке появились фирмы, специализировавшиеся на распространении слухов, где можно заказать нужный сюжет в нужной аудитории - например, в целях рекламы товара, или подавления конкурента, или борьбы с профсоюзом. Так, среди рабочих конкурирующего предприятия распространялся слух, провоцирующий их на забастовку. Напротив, хозяин, узнав о готовящейся забастовке на своем предприятии, заказывал распространение среди жен рабочих слуха о том, как профсоюзные лидеры наживаются на забастовках.

В Германии, когда к власти пришли нацисты, исследовательские работы в этой области были засекречены и приобрели гораздо более зловещую направленность. Немецкие войска, а также их союзники подчас весьма эффективно использовали полученные знания и рекомендации на фронтах Второй мировой войны и в тылу противника.

После войны секретные германские документы и специалисты по распространению слухов перебазировались в Штаты. Коммерческая деятельность в этой сфере была запрещена. Систематическая работа со слухами сделал ась прерогативой спецслужб. Механизмы распространения слухов профессионально изучали в ЦРУ, Пентагоне и спецподразделениях американской армии.

По оценке американских экспертов, уже в 60-е годы пропаганда при помощи слухов, особенно во внешнеполитической сфере, по своему значению была сопоставима с пропагандой через СМИ. В посольствах работали специалисты, которые внимательно отслеживали тематику, содержание и динамику слухов, циркулирующих в стране пребывания [174, 90-91].

Наши рекомендации