Научение посредством подражания
Люди учатся не только через последствия собственных поступков, но и посредством наблюдения (викарное научение): мы учимся косвенно, наблюдая за тем, что делают другие и что с ними происходит вследствие их действий.
Американский психолог Альберт Бандура провел серию классических экспериментов, предметом которых было викарное научение агрессивному поведению [327; 325; 326]. В типичной ситуации на глазах экспериментальной группы младших школьников взрослая модель «<подсадной» участник эксперимента) колотила надувную пластиковую куклу Бобо (кукла была размером с настоящего ребенка). В некоторых модификациях у детей в контрольной группе не было никаких примеров для подражания, в третьем варианте «подсадной» мирно играл с той же самой куклой. В одних случаях экспериментаторы хвалили «агрессора» И угощали его конфетами и лимонадом, в других - крепко ругали и даже шлепали, в третьих за избиением куклы не следовало ни наказания, ни награды.
Результаты этих экспериментов дают все основания утверждать, что насилие порождает насилие. Когда детям предлагалось самостоятельно поиграть с куклой Бобо и другими игрушками, те из них, кто был свидетелем сцены насилия, вели себя по отношению к игрушке более агрессивно, чем остальные. Самыми агрессивными детьми оказались те, на глазах которых «агрессор» остался безнаказанным.
Примечательно, что' дети проявили склонность подражать агрессивному взрослому даже втех случаях, когда за проявлениями жестокости не следовало никакой реакции.
Более поздние исследования показали, что наблюдаемое позитивное подкрепление поведения никак не сказывается на усилении тенденции к подражанию, за исключением тех случаев, когда подкрепление является очень сильным и значимым [409]. Таким образом, можно сделать выводы, что наблюдательное научение не требует поощрения наблюдаемой модели.
Достаточно того, чтобы наблюдатели обратили внимание на то, чему нужно научиться, запомнили действие и были способны его повторить.
По мнению теоретиков социального научения, подкрепление становится значимым при определении условий осуществления
наблюдаемого поведения, но не играет роли для научения как такового. В ходе экспериментов Бандуры дети получили информацию о том, какими способами можно проявлять агрессию по отношению к предложенной мишени - кукле Бобо. Узнали они и о том, к чему могут привести выученные действия (последствия отличались в зависимости от экспериментальных условий в данной конкретной группе). Если поведение модели для подражания «<подсадного» участника) поощрялось, дети узнавали, что, отлупив Бобо в этой конкретной обстановке, можно заслужить определенное вознаграждение. Если действия «подсадного» не были явно одобрены ведущими эксперимента, однако сам он получал очевидное удовольствие от агрессивной игры, дети также уясняли для себя, что избиение Бобо в данной ситуации окажется допустимым и приятным развлечением. Однако если модель была «наказана», это свидетельствовало о том, что отлупить Бобо непосредственно здесь и сейчас «нельзя, нельзя!», иначе взрослые будут очень сердиться. Однако - и вот в чем главная ловушка! - насилие все-таки можно осуществить, только в какой-нибудь другой ситуации, когда ребенок почувствует себя в безопасности и сможет получить такое же удовольствие от избиения, как и «подсадной» актер.
Таким образом, научение тому, как, когда и что можно делать, происходит через наблюдение. Применение же приобретенных навыков зависит от ожиданий, связанных с наказанием или наградой в данных или похожих условиях. Если избиение Бобо в самых разных ситуациях неизбежно влечет за собой наказание, ребенок может сделать выводы о том, что лучше воздержаться от подобной формы насилия, несмотря на то что он знает, как это делается.
Большинство детей ежедневно видит по телевизору агрессивные модели для подражания - модели, которые остаются безнаказанными или даже получают награды за проявленную жестокость. Учатся ли дети агрессии при просмотре жестких телепередач и фильмов о суперменах, полицейских и грабителях, а также кровавых триллеров? Длительная история исследования этого волнующего вопроса позволяет утверждать, что рост агрессивности у детей тесно связан с частым экспонированием насилия на экране [435].
Научение посредством наблюдения оказывается более эффективным, если «подсадная» модель воспринимается могущественной, сильной, способной управлять окружением наблюдателя. Второе открытие, касающееся подражания насилию, играет на руку человечеству: образцы для подражания оказывают большее влияние, если они воспринимаются добрыми и способными на оказание помощи, поддержки [364; 363]. Возникновение подражания более вероятно в тех случаях, когда моделей для подражания несколько, и все они действуют одинаково [349].
Подражание характерно не только для детей. Как показали исследования, под влиянием положительных примеров взрослые люди способны на повторение добрых поступков: притормозить, чтобы помочь водителю со спущенной шиной, отдавать деньги Армии Спасения в канун Рождества [338], а также записываться в доноры-добровольцы (Сampbell, 1977).
В повседневной жизни мы сталкиваемся с различными видами косвенного научения. Официанты и гардеробщики любят «подсаливать» блюдца для чаевых собственными монетками и купюрами в надежде, что посетители возьмутся подражать предполагаемым предшественникам. Уличные музыканты и просящие подаяние вначале сами «подают» себе. Евангелические крестные ходы насчитывают тысячи «подсадных» почитателей Господа, которым предписывалось в определенные моменты проповеди выходить к алтарю и являть собой пример тех, кто услышал зов, удостоился прикосновения или родился заново [319].
Мода
Мода - это управляемая эпидемия.
Б. Шоу.
Слово «мода» имеет латинские корни: modus - мера, правило, норма.
Мода «представляет собой подражание некоему образцу и этим удовлетворяет потребность в социальной опоре, приводит отдельного человека на колею, по которой следуют все»[95,268].
Сколько лет моде, точно сказать не может никто. Мода, скорее всего, появилась, когда у людей стали возникать эстетические чувства, когда самих себя и окружающих они стали воспринимать, используя критерии «красиво-некрасиво». С тех пор мода буквально властвует над человечеством, за модой следят, ее законам подчиняются. Даже демонстративное пренебрежение модой, по сути дела, является проверенным способом обратить на себя внимание.
Подобно привычкам, обычаям и нравам, мода представляет собой определенный образец оформления внешности или своеобразие отношений и поведения. Психологические механизмы моды сходны с механизмами подражания, поэтому некоторые исследователи их отождествляют. Мода обладает огромной силой воздействия на людей, их вкусы, систему ценностей и идеалов - в этом состоит отличие моды от подражания. Если подражать кому-то - дело личное, то отступление от норм моды в группе обычно «нежестко» осуждается. Мода весьма динамична и никогда не бывает долговечной. Мода обладает свойством цикличности, то есть через некоторое время начинает повторяться, кроме того, новая мода всегда в чем-то отрицает старую.
В исследованиях отмечают три основные психологические функции моды:
- коммуникативную (мода является своеобразным средством обмена информацией и общения);
- интерактивную (мода является средством согласования действий, способом взаимодействия; следуя Моде, человек как бы входит в «продвинутую» группу, выделяется на фоне остальных);
- компенсаторную (мода повышает престиж личности и компенсирует неудовлетворенное чувство собственного превосходства, так как модные люди обычно заслуживают более высоких оценок со стороны окружающих).
Известны три основных психологических механизма моды.
Действие первого из них связано с периодически возникающей потребностью в обновлении. Эта потребность возникает из стремления избавиться от отрицательных эмоций, вызванных однообразием и отсутствием новизны. Психическое насыщение - это путь к нервному истощению. Такое истощение сопровождается
сильными (с плохо осознаваемой причиной) отрицательными эмоциями, от которых все хотят избавиться, а это является мощным регулятором поведения.
Действие второго механизма основано на стремлении людей выделиться среди окружающих, обратить на себя внимание, но при этом одновременно принадлежать к внешне или внутренне однородной группе, обладающей высоким социальным статусом.
«Мода - это не что иное, как одна из многих форм жизни, посредством которых тенденция социального выравнивания соединяется С. тенденцией индивидуального различия и изменения в единой деятельности» [95,268].
Наконец, действие третьего механизма связано с возникающими положительными эмоциональными состояниями: если человек выглядит модно, он попадает в центр внимания, его выделяют, у него повышается самооценка, а это приятно. К положительным эмоциям люди стремятся практически всегда, и мода такую возможность предоставляет.
Мода в жизни женщин и мужчин. Наличие каждого из трех· названных механизмов объясняет, почему влиянию моды женщины подвержены в большей степени, чем мужчины.
Во-первых, потребность в обновлении сильнее выражена у женщин. Всякий женатый мужчина знает, что именно от жены исходит инициатива - сделать ремонт, сменить или хотя бы переставить мебель в квартире и т. д. Желанием обновления своего облика вызваны и сетования некоторых женщин (совершенно недоступные пониманию мужчины), которые, стоя перед шкафом, заполненным одеждой, переживают, что им нечего надеть.
Во-вторых, стремление выделится внешне из окружающих, обратить на себя внимание - это также исконно женская черта.
В третьих, женщины в целом чаще мужчин страдают от неуверенности в себе; когда женщина хорошо, модно одета, она чувствует себя значительно более уверенно.
Особая приверженность женщин к моде и сравнительно безразличное отношение к ней мужчин обусловлены их различным статусом в обществе. Еще Г. Зиммель отмечал: «Исторические факты позволяют видеть в моде как бы клапан, высвобождающий потребность женщины в некотором отличии и
личном возвышении, когда в других областях удовлетворение этой потребности им недоступно» [421, 49].
Если следование женщин моде социально одобряется, то подчеркнутое увлечение модой мужчины скорее осуждается (более того, может навести на мысль о его нетрадиционной сексуальной ориентации). Такое отношение к моде и самих мужчин проистекает из их известной консервативности в одежде, в обстановке квартиры и т. п.
Модообразующие факторы. Что же необходимо для того, чтобы мода начала господствовать? Во-первых, это высокий социальный статус инициатора новой моды. Чтобы нечто стало модным, необходимо известной, популярной и авторитетной личности заявить об этом или продемонстрировать. это обязательно привлечет внимание и вызовет у некоторой части людей желание быть похожими, подражать кумиру. Наиболее кардинальные изменения в моде вносили секс-символы соответствующих десятилетий.
Во-вторых, необходимо, чтобы сказанное или продемонстрированное было растиражировано рекламой, многократно повторено другими тоже известными и популярными людьми.
Главным модообразующим фактором является массовое заражение и подражание. Начинается оно с активного и привлекательного облика и поведения влиятельных групп, все это многократно показывается по телевидению, об этом пишут в прессе, говорят по радио. Повторение приводит к увлечению новшеством все новых и новых слоев населения [91, 50-53].
Сильное влияние моды, конечно же, всегда использовалось в рекламе. Профессионально сделанная реклама учитывает все перечисленные особенности моды. Мода позволяет выбрасывать на рынок все новые и новые товары и услуги.