Общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти
Развитое гражданское общество, по существу, неудобно государственной власти. Оно — то самое окно, о котором го& ворят: «Откроешь — шумно, закроешь — душно». «Откры& тое окно» — это прежде всего общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти. Он осуществ& ляется в различных формах. Это медиаконтроль, т. е. кон& троль со стороны средств массовой информации. Это и пар& тийный контроль, в первую очередь со стороны полити& ческой оппозиции. Своеобразной формой общественного кон& троля является система социального партнерства. Суть ее — в предоставлении широких возможностей общественным объединениям граждан выступать в качестве экспертов, со& ветников, консультантов при разработке того или иного вла& стного решения. Оперативная и адекватная оценка общест& венного мнения, его учет органами власти — важнейший фактор, повышающий эффективность властных институтов.
Новой формой гражданского контроля должна стать рабо& та Общественной палаты. Согласно закону «Об Общественной палате Российской Федерации» (2005 г.), она формируется из
42 граждан, утвержденных Президентом РФ, 42 представите& лей общероссийских объединений и 42 представителей реги& ональных и межрегиональных общественных объединений.
Одна из контрольных функций палаты — проведение экс& пертизы нормативных документов государственной власти и местного самоуправления. По замыслу авторов, Обществен& ная палата должна работать с законопроектом на этапе его создания и проводить экспертизу ко второму чтению. Реше& ния палаты имеют рекомендательный характер и рассмат& риваются в обязательном порядке соответствующими орга& нами власти.
Другой функцией Общественной палаты является осуще& ствление контроля за деятельностью исполнительных орга& нов власти, прежде всего за расходованием ими бюджетных средств. Особое внимание будет обращаться на то, как ис& пользуются средства, выделенные «силовым» ведомствам и правоохранительным структурам.
Важнейшая задача палаты — поддерживать гражданские инициативы, имеющие общероссийское значение. Она при&
|
звана обобщать все идеи, возникающие на местах, и пред& ставлять их обществу в виде общефедеральных проектов. Иными словами, Общественная палата должна формировать для государственной власти социальный заказ по эффектив& ному управлению обществом и государственному строитель& ству в целом.
Общественная палата должна стать «глазами, ушами и душой» как органов власти, так и общества.
O$Ш Основные понятия: правовое государство, гражданское общество, местное самоуправление.
ЯК Термины: социальное партнерство, группы интересов.
Проверьте себя
1) Что понимается под правовым государством? 2) Оха& рактеризуйте его признаки. 3) В чем сущность и значимость гражданского общества? 4) Что представляет собой система местного самоуправления в России? 5) В каких формах и как осуществляется общественный контроль над деятельно& стью институтов публичной власти?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. В 1974 г. 35 молодых американских юристов собрали неопровержимые доказательства того, что президент США, республиканец Ричард Никсон, причастен к установлению в штаб&квартире своих «коллег»&демократов подслушивающе& го устройства. Разгорелось так называемое «уотергейтское дело». Состоялся судебный процесс. Суд признал Никсона виновным, он вынужден был уйти в отставку. Какие прин& ципы правового государства проявились в «уотергейтском деле»? Свой ответ поясните.
2. Граждане развитых демократических стран создают по месту жительства так называемые общества «самопомощи», которые оказывают медицинские и иные услуги больным, престарелым, инвалидам. В какой из сфер гражданского об& щества действуют эти организации? На каком уровне мест& ного самоуправления они возникают? Ответы поясните.
3. Изобразите в виде схемы подсистемы гражданского об&
щества.
4. В тексте параграфа отмечается, что развитое граждан& ское общество является следствием интеллектуального и нравственно&правового развития граждан. Как вы понимае& те эту мысль? Раскройте ее на примерах.
Поработайте с источником
Познакомьтесь с рассуждениями русского философа и правоведа
Б. А. Кистяковского (1868—1920) о правовом государстве.
В правовом государстве верховная государственная власть, даже когда она всецело принадлежит народу, не аб&
|
солютна, или не «самодержавна», а ограничена; ей положе& ны известные пределы, которых она не может преступать. Такие пределы или границы создаются, однако, не какой& либо другой государственной или хотя бы негосударственной властью, а известными принципами или правовыми отноше& ниями, которых государственная власть не может нарушать. Государство не имеет право стеснять или нарушать субъек& тивные политические и публичные права своих граждан. Так называемые личные права или свобода личности и все вытекающие из них общественные свободы ненарушимы для государства и неотделимы у отдельных граждан, иначе как по суду. Этот неприкосновенный характер некоторых субъ& ективных прав отмечается и в законодательстве или путем торжественного провозглашения их в декларациях прав че& ловека и гражданина, или путем особой кодификации их в конституциях. Впервые на европейском континенте декла& рация прав была провозглашена французским Националь& ным Собранием в 1789 г., затем она была принята с неко& торыми изменениями и дополнениями почти во все конституции европейских народов.
Кистяковский Б. А. Социальные науки и право: Философия и социология права / Сост. В. В. Сапова. — СПб.: РХГИ, 1999.—С. 536.
Вопросы и задания к источнику. 1) В чем выражается право& вой характер государственной власти? 2) Как связаны между собой личные и политические права человека и гражданина? 3) Приве& дите примеры этих прав. Как они закрепляются и защищаются в правовом государстве? 4) Опираясь на ранее изученные знания, на& зовите документ, в котором провозглашенные права человека рас& сматриваются в качестве современных международных стандартов.