Для слушателей заочной формы обучения

Контрольная работа выполняется по одному теоретическому вопросу, который необходимо основательно и детально раскрыть, аргументируя свое мнение ссылками на нормативные акты и теоретические источники.

Ее выполнение имеет определенные особенности по сравнению с подготовкой подобного рода работ по другим дисциплинам. Во-первых, по проблемам обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности уголовно-исполнительной системы нет ни учебников, ни учебных пособий, ни монографических работ. Во-вторых, изучение данной дисциплины предполагает необходимость анализа солидной нормативной базы международного и отечественного права.

Обязательными элементами контрольной работы являются титульный лист, план, введение, собственно содержание, заключение, список литературы. Их отсутствие дает право преподавателю возвратить контрольную работу на доработку без рецензирования.

При оформлении работы необходимо соблюдать ряд обязательных требований.

Титульный лист имеет стандартную форму. Как правило, он должен содержать следующие реквизиты: наименование образовательного учреждения и кафедры, на которую представляется контрольная работа; наименование учебной дисциплины и избранной темы; данные слушателя, выполнившего работу (должность, звание, место работы, домашний адрес); ученую степень, должность, звание проверяющего преподавателя.

В плане отражаются со ссылками на соответствующие страницы введение, основные вопросы, заключение, список литературы.

Во введении необходимо указать актуальность темы, определение общей направленности работы, круг основных рассматриваемых вопросов.

Содержание работы должно состоять не больше чем из двух-трех вопросов, раскрывающих тему (допускается рассмотрение темы без разбивки на вопросы). Страницы должны иметь сквозную нумерацию, при этом титульный лист считается первой страницей, оглавление – второй, введение – третьей и т.д.

В тексте заголовки вопросов оформляются жирным шрифтом, не подчеркиваются, точка в конце не ставится.

В контрольной работе применяются только общепризнанные сокращения слов и учреждений (УИС, УИК РФ, ПВР, ИУ, ФСИН России и т.д.)

В сносках необходимо указывать ссылки на использованные для написания работы источники с указанием их авторов и соответствующих страниц.

В заключении слушатель должен кратко сформулировать основные выводы, вытекающие из содержания работы.

В конце работы следует указать список литературы, который был задействован. Не допускается включение в этот список не использованных источников.

Список литературы должен состоять из двух разделов:

Раздел 1. Нормативные акты и официальные документы.

Раздел включает международные нормативные правовые акты, законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Государственной Думы и Правительства, указы, инструкции, рекомендации Минюста России, ФСИН России по теме работы. Каждый указываемый нормативный акт должен сопровождаться точными данными на дату его издания, номер, источник опубликования.

Раздел 2. Книги и статьи.

Раздел состоит из перечня в алфавитном порядке учебников, пособий, монографий, статей, пронумерованных сквозным способом.

Каждый литературный источник должен иметь следующие данные: фамилия и инициалы автора, полное название, место издания, название издательства, год издания, количество страниц.

Например:

I. Нормативные акты и официальные документы

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Международная защита прав и свобод человека. – М.: Юрид. лит., 1990. – С. 71 – 85.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ. – М.: Проспект, 1997. – 135 с.

О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2 – ФКЗ // Рос. газ. 1998. 23 дек.

II. Книги и статьи

Игнатьев А.А. Уголовно-исполнительное право: Учебник. – М.: Новый Юрист, 1997. – 304 с.

Теория государства и права / Под ред. Н.М. Марченко. – М.: Моск. ун-т, 1987. – 432 с.

Уголовно-исполнительное право. Общая часть: Учеб. / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. – Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. – 584 с.

Угрюмов Ю. Критерии стабильности в кадровой политике // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2001. – №2 (8). – С. 39-41.

Контрольные работы, выполненные небрежно, неразборчивым подчерком, с множеством ошибок могут возвращаться слушателям без проверки. Лучше работу представлять в машинописном варианте, исполненным шрифтом (Times New Roman) четырнадцатым кеглем через полтора интервала между строчками. Поля должны быть: слева – 3 см, сверху и снизу – по 2 см, справа – 1,25 см.

Объем контрольной работы должен быть не менее 20 листов компьютерного текста. Контрольная работа представляется на кафедру для регистрации не позднее десяти дней до предстоящего зачета. Слушатель, не представивший работу, к сдаче зачета не допускается.

Номер темы контрольной работы, предполагаемой к выполнению слушателем, обязательно должен соответствовать порядковому номеру в ведомости.

Темы контрольных работ

1. Понятие прав подозреваемых, обвиняемых, осужденных и их классификация.

2. Всеобщая декларация прав человека (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) и ее значение для формирования правового положения осужденных.

3. Понятие и классификация гарантий прав и свобод подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

4. Понятие и содержание конституционных гарантий прав и свобод подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

5. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

6. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (защита прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания).

7. Структура Минюста России и характер прав и свобод подозреваемых, обвиняемых и осужденных, защищаемых его департаментами.

8. Формы и способы обеспечения прав и свобод личности в уголовно-исполнительной системе.

9. Механизмы защиты прав и свобод осужденных к лишению свободы.

10. Задачи мест предварительного заключения под стражу по обеспечению прав и свобод заключенных, их нормативное закрепление и формы реализации.

11. Гарантии прав и свобод заключенных, содержащихся в следственных изоляторах УИС.

12. Нарушения прав и свобод заключенных, содержащихся под стражей и порядок их восстановления.

13. Правовая основа ограничений прав и свобод граждан, содержащихся под стражей и отбывающих уголовные наказания (понятие, виды, нормативное закрепление).

14. Понятие и требования законности при исполнении уголовных наказаний.

15. Правовая основа, формы и способы обеспечения законности в уголовно-исполнительной системе.

16. Требования к сотрудникам УИС, вытекающие из принципа законности при исполнении лишения свободы (требования международных документов и отечественного законодательства).

17. Нормативное закрепление правового статуса сотрудников УИС.

18. Формы нарушений и механизм защиты прав сотрудников УИС.

19. Ответственность персонала УИС за нарушения прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

20. Гарантии обеспечения законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

21. Международные органы, осуществляющие защиту прав и свобод человека (виды, функции, способы воздействия на государства, нарушающие права осужденных и заключенных).

22. Процедуры защиты и восстановления нарушенных прав человека в международных правозащитных органах.

23. Европейский Суд по правам человека и порядок обращения в него граждан России, в том числе осужденных.

24. Европейские межправительственные организации по защите прав человека: Совет Европы, Европейский комитет по предупреждению пыток, Комитет министров, Европейский Омбудсмен.

25. Международные и российские общественные правозащитные организации и их роль в обеспечении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

26. Контроль высших органов государственной власти РФ за уголовно-исполнительной системой.

27. Судебный контроль за УИС.

28. Прокурорский надзор за соблюдением законности в местах предварительного заключения и лишения свободы.

29. Роль ФСИН России в сфере защиты прав человека.

30. Деятельность помощника начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС.

31. Контроль институтов гражданского общества за деятельностью уголовно-исполнительной системы.

32. Зарубежный опыт контроля за пенитенциарными учреждениями.

33. Международно-правовые гарантии прав и свобод подозреваемых, обвиняемых, осужденных и международно-правовая ответственность государств за их нарушение.

34. Характеристика неправительственных правозащитных организаций (НПО), контролирующих ФСИН России (Международная амнистия, Международная тюремная реформа, Международное Общество Прав Человека и др.).

35. Правовое регулирование контроля общественных объединений за деятельностью УИС.

36. Тюремные омбудсманы в зарубежных государствах.

37. Международное и российское законодательство о правах несовершеннолетних, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы.

38. Международные и национальные гарантии прав женщин в пенитенциарной системе.

39. Краткая характеристика дел, рассмотренных Европейским Судом по правам человека против Российской Федерации, по жалобам подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

40. Правовое регулирование работы исправительных учреждений с предложениями, заявлениями и жалобами осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Наши рекомендации