Соотношение юридической и ОРД.
Они соотносятся как родовое и видовое явления, причем родовым, т.е. более «широким» и объемным, выступает юридическая деятельность. Все черты юридической деятельности характерны и для оперативно-розыскной — начиная с ее социальной обусловленности и заканчивая политическим характером. Особо следует отметить тождество удостоверительно-поисковой направленности как первой, так и второй. Суть данной направленности заключается в том, что любой их субъект (будь то законодатель, судья или оперативник) вынужден для принятия решения вести поиск, собирать, официально подтверждать и закреплять соответствующую информацию.
Однако имеются и существенные отличия. В ОРД происходит видовая конкретизация, детализация тех или иных черт юридической деятельности применительно к вполне определенной разновидности деятельности социума. В этом и состоит их основное отличие друг от друга.
Соотношение ОРД и контрразведывательной деятельности.
Согласно действующему законодательству ОРО ФСБ, СВР, ФСО, ГРУ правомочны проводить контрразведывательную деятельность (КРД). Законодатель определил КРД как деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России (см. ч. 1 ст. 9 ФЗ о ФСБ). Эта деятельность является разновидностью служебной деятельности ряда спецслужб России (ФСБ России, СВР России, ФСО России, ГРУ ГШ ВС), а ее суть заключается в противодействии разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств, иностранных организаций и их представителей (как правило, конспиративными средствами и приемами) с целью обеспечения безопасности России.
Соотношение ОРД и уголовно-процессуальной деятельности.
Связь этих двух видов деятельности обусловлена единством их задач (выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений), уголовно-процессуальным характером оснований для проведения ОРМ, прямым указанием в уголовно-процессуальном законодательстве на полномочия следователя давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).
При решении задач раскрытия преступлений ОРД выполняет вспомогательную, обеспечивающую роль по отношению к уголовно-процессуальной деятельности, поскольку направлена на выявление лиц, причастных к их совершению.
Продолжительный период проблема соотношения оперативно-розыскной и процессуальной деятельности в научной литературе подвергалась всестороннему анализу. Было отмечено, что ОРД в своей основе направлена на успешное решение задач уголовного процесса, на «обеспечение доказывания по уголовному делу».
Хотя эти виды деятельности тесно взаимосвязаны, они не тождественны. Различия между ними можно провести по субъекту, правовой базе, пределам производства упомянутых действий, методам и использованию результатов этих действий.
Субъектами ОРД являются оперативные подразделения и их сотрудники, процессуальной деятельности - следователи, органы прокуратуры и суда.
Вопрос 5:
Вопрос 7-8,9
(ст.3 ФЗ)
Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
(учебник)
Система вообще — это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых объектов (элементов). Относительно системы принципов ОРД единства в теории не достигнуто. Здесь многое зависит от того, какие критерии положены в основу формирования системы. Выделяют, по меньшей мере, три таких критерия. Во-первых, широту распространения того или иного принципа. Во-вторых, непосредственное указание законодателя в ФЗ об ОРД на те или иные принципы ОРД. В-третьих, содержание и характер принципов.
По степени конкретизации различают принципы ОРД: выработанные оперативно-розыскной практикой и определенные законодателем. Причем последние делят на принципы, непосредственно указанные в ст. 3 ФЗ об ОРД, и на опосредованные, т.е. вытекающие из содержания норм оперативно-розыскного законодательства. По широте распространения различают принципы ОРД, характерные для всей юридической деятельности (законность, гуманизм, соблюдение прав человека и гражданина, равенство перед законом, вневедомственный контроль), деятельности по борьбе с преступностью (оперативность, всесторонность, полнота и объективность производства дела; ее осуществление только уполномоченными на то субъектами; сочетание гласности и негласности), только сыскной деятельности, включая оперативно-розыскную (конспиративность, привлечение конфидентов, соразмерность оперативно-розыскного реагирования).
Отметим и то, что в ст. 3 ФЗ об ОРД непосредственно названы четыре принципа ОРД: конституционные принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Однако в науке о праве известно, что принципы существуют независимо от способа отражения их в законодательных актах. Анализируя текст ФЗ об ОРД, можно прийти к выводу, что в данном случае законодатель избрал так называемый смешанный вариант. Это означает, что только часть принципов ОРД указана им непосредственно в ст. 3. Остальные принципы, выработанные оперативно-розыскной практикой, вытекают из содержания норм ФЗ об ОРД, других законодательных и некоторых подзаконных нормативных правовых актов в области регулирования ОРД.
Таким образом, систему принципов ОРД в зависимости от второго критерия образуют следующие принципы:
1) непосредственно перечисленные в ст. 3 ФЗ об ОРД. Это два общеправовых (законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина) и два межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств);
2) наличие которых в ОРД вытекает из содержания правовых норм, частично изложенных в ФЗ об ОРД и других законодательных и ведомственных нормативных правовых актах. В их число входят два общеправовых (гуманизм; равенство прав человека и гражданина перед законом), три межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств; осуществление ОРД только уполномоченными на то законом субъектами) и три отраслевых (оперативность или наступательность; всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела оперативного учёта (ДОУ); применение конфидентов).
Подчеркнем, что все принципы ОРД самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных. Внутри системы принципов не может и не должно быть противопоставления одного принципа другому.
Содержание принципов оперативно-розыскной деятельности
(ст.5 ФЗ)