Факторы, способствующие эффективному внушению

Значительно влияют на силу внушающего воздействия социальный статус и авторитет суггестора (коэффициент ранговой корреляции между этими переменными - порядка 0,8). Установлено, что добиться эффекта внушения может и суггестор с небольшим авторитетом. Для восполнения авторитета он может использовать авторитет другого человека, обладающего у суггеренда большим доверием, т. е. внушать от имени или именем другого лица. Во-вторых, суггестор может использовать авторитет целых социальных общностей, может внушать именем или от имени группы, коллектива и т. д. К. Маркс писал, что глашатаи нового «вызывают К себе на помощь духов прошлого, заимствуя у них имена, боевые лозунги, костюмы... Так, Лютер одевался апостолом Павлом...».

Современные манипуляторы сознанием используют то обстоятельство, что поиск скрытого смысла - психологически трудный процесс. Он требует мужества и свободы воли, ведь нужно на момент сбросить бремя авторитета, каким часто обладает инициатор воздействия - манипулятор. Власть имущие и денежные мешки, а в основном именно они нуждаются в манипуляции общественным сознанием, всегда имеют возможность нанять для передачи сообщений любимого артиста, уважаемого академика, поэта-бунтаря или секс-бомбу - для каждой категории населения свои авторитеты. С точки зрения психологии умение интерпретировать определяется способностью личности легко переходить

от одного контекста к другому, соединяя разные «срезы» действительности в единые картины. Однако экспериментальными исследованиями психологов установлено, что в такой ситуации около 30 % испытуемых сталкиваются с сильными затруднениями [111, 31]. Таким образом, по крайней мере, эти 30% становятся легкой добычей для манипуляторов сознанием.

Эффективности внушения способствует доброжелательность суггестора по отношению к суггеренду. Наблюдения показали, что если воспитатель, желая сделать внушение своему воспитаннику, обнаруживает доброжелательное отношение к последнему, то воздействие может дать лучший результат, чем при недоброжелательном отношении. Это подтверждают и сами наблюдаемые.

Эксперименты также показали, что для достижения успеха внушения суггестор должен чувствовать психологическое превосходство перед суггерендом. При прочих равных условиях сильнее влияет тот суггестор, который превосходит суггеренда в волевом, характерологическом и другом отношении.

От сознания наличия или отсутствия психологического превосходства над суггерендом во многом зависит увереннocть - неуверенность суггестора в достижении цели внушения.

Состояние суггестора проявляется в интонации голоса, мимике и пантомимике и передается суггеренду.

Анализ экспериментального материала дает основание утверждать, что внушение зависит от отношения суггестора к тому, что он хочет внушить суггеренду. В содержание этой детерминанты входит прежде всего вера самого суггестора в то, что он внушает. Если он глубоко верит в то, что внушает, то при прочих равных условиях его воздействие может приобрести значительную силу [134, 56-61].

Групповые внушения

Воспринимать внушающее воздействие могут и отдельные личности, и целые социальные общности, т. е. суггеренд может быть как индивидуальным, так и групповым. Причем. и тот и другой принимают внушения с учетом влияний своих групп и коллективов и более широкого социального окружения. Социальное окружение может способствовать, а может и препятствовать восприятию внушений.

Групповым адресатом может быть как постоянная, устойчивая общность людей (ученическая или студенческая группа, рабочая бригада, коллектив отдела и т. п.), так и общность временная, неустойчивая (слушатели в зале, кинозрители, стоящие в очереди, и т. д.). Но для признания общности людей групповым суггерендом необходимо, чтобы между ее членами функционировали определенные связи и отношения, в том числе и суггестивные. В этом случае члены общности будут получать внушающие воздействия не только от суггестора, но и друг от друга. В противном случае будем иметь дело не с групповым суггерендом, а с некоторым числом индивидуальных суггерендов, хотя и подвергающихся одинаковому внушению.

Проблема влияния социальной общности на личность исследовалась рядом авторов (В. М. Бехтерев, В. Медэ, Ф. Олпорт, Дж. Дашиэль). Так, В. М. Бехтерев показал, что коллектив оказывает влияние на все стороны психологии и поведения индивида. Это влияние может быть сильным и слабым, положительным и отрицательным - все зависит от взаимоотношений между индивидом и коллективом, от их особенностей и других факторов.

ВНУШЕНИЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

«Целебные» аксессуары

Немалое распространение имеет вера в лечебные свойства магнитных (и иных) браслетов, пластин, сережек, амулетов, талисманов. Помните «Храни меня, мой талисман»?

Внушительных результатов в XVIII веке добился венский BpaQ Ф. Месмер. Вначале он был уверен, что магнит помогает излечивать различные недуги, и добивался прекрасных результатов, накладывая подковообразный магнит на больной орган пациента. В дальнейшем Месмер намагничивал различные предметы, с которыми впоследствии соприкасались больные. Он «заряжал» воду, В которой купались пациенты, посуду, которой они пользовались, кровати, на которых те спали. «Магнетическую энергию» собирали даже в специальные «аккумуляторы», из которых ее потом «черпали» страждущие во время оздоровительных процедур.

Впоследствии Ф. Месмер пришел к выводу, никакой излечивающей силы («флюида») в магните нет. Честно признав свои заблуждения, он сосредоточил внимание на исследовании «нервных токов» в организме самого человека, которые можно усилить посредством внушения.

Врач признал свои былые заблуждения, чего нельзя сказать о многих современных «магах», продолжающих «заряжаем кремы, мази, газеты, журналы и вводящих в заблуждение миллионы людей (этот феномен будет рассмотрен далее). Внешнее сходство с некоторыми психотерапевтическими процедурами вроде бы и есть (вспомним эффект плацебо), однако массовость, бездуховность и ярко выраженная коммерческая подоплека всех названных процедур не позволяют относиться к указанным «магам» с уважением.

Народные целители

Вера в лучшее действительно приводит к тому, что это лучшее происходит. Искусные народные целители отличаются умелым соблюдением и тонким использованием этой психологической закономерности. Хорошо составленные народные заговоры от различных болезней имеют немало общего с внушениями, принятыми в современной психотерапии.

Начинаются они, как правило, с психологической настройки больного на «прием» воздействия, затем следует основная часть - собственно внушение с требованием «выгнать болезнь» из тела человека.

Использование в этой части заговора различных образных представлений («выгоняю болезнь (такого-то) в гнилое болото, в сыпучие пески...») позволяет более полно вовлекать различные системы восприятия (зрительную, кинестетическую), усилить и закрепить внушение.

В завершающей части могут произноситься фразы, имеющие целью продлить действие заговора в будущем, тем самым способствуя развертыванию оздоровительных процессов в организме больного.

Религиозные верования

На сходных принципах основывается положительное влияние, которое оказывает на людей вера в Бога. Верующие видят

в образе Всевышнего неиссякаемый источник любви и добра и черпают энергию из этого источника. На самом же деле энергия черпается каждым из собственных ресурсов. Просто с помошью веры в Бога получить «ключи доступа» бывает легче, поскольку Бог является существом идеальным, всемогущим и «энергетически неиссякаемым» (в отличие от религиозных представлений о человеке как о существе греховном и слабом).

В этом гениальная находка отцов-основателей вероучений о Боге и его «представителях» на Земле (Христе, Магомете, Будде) - создать возможность черпать из собственного источника, думая, что черпают из божественного. Как тут не вспомнить гениальное «Бог внутри нас»!

Другая находка - утверждение о ничтожестве человека позволяет священникам руководить паствой от имени Бога.

Телесеансы А. Кашпировского

В недавнем прошлом имя Анатолия Кашпировского было на устах у многих. Телесеансы его посмотрел почти каждый.

Успех этого талантливого психотерапевта, вызвавший неоднозначную реакцию в медицинских кругах, был результатом сложения нескольких факторов.

Главную роль здесь сыграли избранный им метод внушения, весьма похожий на тот, который в психотерапии назван именами двух ученых - Кречмера и Эриксона. Технология метода заключается в отсутствии прямого давления на участников сеанса. Психотерапевт «вяжет сетку слов» И только периодически вставляет слова внушения. На фоне нейтральных слов такая фраза действует с особой силой, поскольку у слушателей создается впечатление совместной с психотерапевтом вовлеченности в процессе лечения. Вот наглядный пример одного из вариантов гипнотического воздействия по данному методу (в тексте жирным шрифтом выделены предложения, представляющие собой прямое внушение):

«Вы можете делать что хотите - сидите или двигайтесь, можете слушать меня или нет, можете держать глаза закрытыми или открытыми. Сядьте удобно в кресле и расслабьтесь. Вы можете думать о чем-то приятном, вспоминать приятные события из вашей жизни. Можете вообще не обращать на меня внимания. Лечение уже началось. Вы можете спать; если не хотите – не спите,

но веки ваши тяжелеют. Резервные возможности вашего организма безграничны. Действует не сила врача, а ваши собственные возможности. Вы сейчас раскованы, дыхание ваше ровное, сердце ваше бьется ровно и спокойно. Я вам ничего не навязываю, ничего не внушаю. Вы сами выберете из моих слов все то, что вам нужно. Но окружающее вам уже не мешает; оно ушло на задний план, растворилось. Вы можете на время отвлечься от моих слов, представить себя на берегу моря. Вас приятно греет солнце, тело ваше теплое и отяжелевшее. Вам не обязательно спать, но это так приятно. Вам так хочется расслабиться и уснуть...».

Избранный метод, подходящие внешние данные и профессиональное построение сеанса помогли многим зрителям активизировать внутренние резервы организма. В первую очередь это смогли сделать легко внушаемые и эмоциональные люди. Основная часть улучшения состояния приходится именно на их долю.

Во время телесеансов ведущий оглашал высокие показатели излечения от различных заболеваний. И хотя в отношении к общему числу телезрителей процент этот невелик, но приведенные данные усиливали веру в Анатолия Михайловича. Он уверенно держался перед телекамерами, сохранив при этом внешние черты гипнотизера: соответствующий взгляд, позу, жесты, тембр голоса, интонацию. Подавляющая часть зрителей вообще ничего не знала о работе врачей-психотерапевтов, поэтому многие воспринимали телесеансы как «магическое действие», что, безусловно, усиливало их эффект.

На восприятие зрителей немалое косвенное воздействие оказывало необычное поведение некоторых людей в зале. Телеоператоры показывали, как одни вращали головами, другие махали руками, третьи медленно, как бы танцуя, передвигались по залу. Такие действия легко внушаемых зрителей вызывали индукцию среди присутствующих, заражая их теми же чувствами.

Сеансы А. Чумака

В свете вышесказанного легко объяснимы и эффекты, которых добивался Алан Чумак, «заряжая» воду, крем, мази, газеты и журналы. Разумеется, «заряжались» не предметы, «заряжались» умы телезрителей.

У людей с повышенной внушаемостью и горячо веривших в А. Чумака, действительно произошло улучшение здоровья, поскольку «заряженные» предметы создавали ярко выраженный эффект плацебо.

Те же, кто относился к процедуре «подзарядки» (либо к самому А. Чумаку) резко отрицательно, путем самовнушения получали «доказательства» вреда таких сеансов. И в том и в другом случае механизм воздеЙ9ТВИЯ был одним и тем же и находился внутри самих людей, а их ожесточенные споры лишь создали Алану Чумаку дополнительную рекламу.

Экстрасенсы

Последовавший вслед за выступлениями А. Кашпировского наплыв колдунов, магов и экстрасенсов явился, по сути дела, извращением основ научной психологии и психотерапии, поскольку был основан на элементарной неграмотности людей и их тяге к сотворению очередного кумира.

Минский психолог Леонид Левит дает излишне доверчивым людям такой совет: «При встрече с очередным экстрасенсом задайте ему какой-нибудь конкретный вопрос (например, на какой зуб у вас надета коронка или чем вы болели в детстве) и внимательно наблюдайте за реакцией собеседника. Многое вам станет ясно в первые же секунды. Если же вы стесняетесь ситуации разоблачения такого «целителя» больше, чем он сам, тогда хотя бы не доверяйте ему свою личность и свое здоровье – самое дорогое, что у вас имеется».

Кодирование

Оно представляет не что иное, как разновидность директивного внушения, команды. Если человек не желает бросить пить и его воля сопротивляется воле врача, то никакого эффекта от кодирования не будет. Подобная процедура помогает в первую очередь тем людям, которые действительно решили «завязать».

С целью повышения уровня внушаемости пациентов перед кодированием и во время него могут быть использованы различные устрашающие «ритуалы». (Напомним, что в состоянии нервного стресса у человека снижается критичность к поступающей информации и, соответственно, повышается внушаемость.)

Так, один изобретательный психотерапевт ставил у дверей кабинета, в котором проходило кодирование, двух здоровенных парней, одетых в белые халаты. «Охрана» сверлила глазами каждого входящего в кабинет посетителя, создавая у того стрессовое состояние. По окончании кодирования врач «с лечебной целью» орошал рот пациента раствором, образующим пузыри. Когда такой человек с «пеной у рта» выходил из кабинета, это производило сильнейшее впечатление на тех, кто дожидался своей очереди. Стоит ли удивляться, что эффект от кодирования был весьма велик!

В развитых странах подобные директивные методики в психологии и психотерапии отходят сейчас на второй план, уступая место групповой психотерапии и НЛП (о нем - отдельная глава). Причина в том, что в демократических государствах свобода человека является одной из основных ценностей. У нас же целые поколения воспитаны так, что готовы (и даже желают) подчиняться приказу. Человек, подчиняющийся приказу, снимает с себя ответственность за принятие решений и за результат своих действий, возлагая ее на лицо, отдавшее приказ.

Наши рекомендации