Тема «Общество, происхождение государства и права».

Теория государства Гегеля.

Гегель полагал, что государство есть высшая форма развития абсолютной идеи («мирового разума», «абсолютного духа»). Абсолютная идея, зарождаясь, начинает познавать себя. Сначала это самопознание осуществляется через человека, общество, а затем через высшую, по мнению Гегеля, форму общественного развития – государство.

Теория насилия.

Представители: Гумплович, Каутский.

В соответствии с этой теорией в догосударственное время существовали племена, которые воевали между собой. Государственные образования возникают в результате завоевания одними племенами других племен, т.е. в результате насилия. Как у племени завоевателей, так и у племени завоеванных было родовое общество, т.е. отсутствовал государственный строй. Но когда происходило завоевание, у завоевателей возникала необходимость управлять подчиненным племенем, а, следовательно, необходимость создания неродовых органов управления, которые со временем становятся государственными.

Марксистская теория.

(Наиболее научно обоснованная).

Представители:Маркс, Энгельс. Основной труд «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Согласно данной теории государство возникло в результате появления частной собственности и расслоения общества на классы. При разложении родоплеменного строя, когда в результате совершенствований орудий труда и разделения труда родовая община распадается на семьи и у семей появляется прибавочный продукт, тогда возникает частная собственность. А раз появляется собственность, то появляются люди, у которых она есть, и у которых ее нет, происходит разделение общества на классы: собственники и несобственники (имущие и неимущие).

Тема «Форма государства».

1. Понятие «форма государства».

2. Форма правления.

3. Форма государственного устройства.

4. Политический режим.

1. Понятие «форма государства».

Форма государства– организация государственной власти, устройство государства в целом, включающее в себя методы осуществления государственной власти, территориальное построение государства, а также формирование и взаимодействие органов государства.

Форма государства включает в себя форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма государства зависит от:

1) конкретных исторических условий, в которых существует и развивается государство;

2) политической ситуации в стране, от соотношения политических сил;

3) размера территории страны, количества национальностей, проживающих на ней.

2. Форма правления.

Форма правления включает в себя организацию и порядок образования высших органов государственной власти, а также их взаимодействие между собой.

Существуют две формы правления: монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит одному лицу — монарху. Глава государства — монарх. Он персонифицирует государство, то есть оно отождествляется с ним. Монарх получает свою власть по наследству. Выступает во внешней и внутренний политике как глава государства, представитель нации. Как правило, монарх не несет конкретную политическую и юридическую ответственность за результаты своего правления.

Монархия бывает ограниченной и неограниченной.

Неограниченная (абсолютная) монархия – это форма правления, при которой монарх осуществляет всю полноту законодательной, исполнительной, судебной власти. Издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует казну бесконтрольно. Например, Франция при Людовике XIV, Российская империя при Петре I .

Ограниченная монархия– форма правления, при которой власть монарха ограничена парламентом или (и) конституцией.

Виды ограниченной монархии:

Дуалистическая монархия: власть разделена между правительством и парламентом, который не участвует в формировании правительства. Монарх выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент – интересы буржуазии.

Парламентская монархия: власть монарха может быть ограничена конституцией. Правительство формируется из представителей определенной партии, получившей большинство голосов на выборах парламента.. Руководит правительством лидер партии, получившей большинство голосов. Главой государства может быть и не монарх, а, например, председатель правительства. Власть монарха может носить символический характер, фактически отсутствует во всех сферах: законодательной, исполнительной, судебной. Законодательные акты принимаются парламентом и лишь формально подписываются монархом. Правительство, по конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом (пример: Англия).

Республика— форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, которые избираются на определенный срок и несут ответственность перед населением.

Признаки республики:

1) Органы государственной власти формируются по принципу разделения властей.

2) Глава государства и парламент избираются.

3) Государственная власть осуществляется от имени народа.

Республика может быть парламентской и президентской, можно говорить и о смешанной республике.

Президентская республика (США):правительство формируется президентом и ответственно перед ним. Глава государства – президент, который избирается непосредственно населением или коллегией выборщиков. В руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Президент имеет право роспуска парламента.

Парламентская республика (Италия):глава государства избирается парламентом. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Парламент может выразить правительству недоверие, затем следует его отставка. Должности президента может и не быть. Правительство возглавляет премьер – министр. У президента нет права роспуска парламента.

Смешанная республика (Франция, Россия): присутствуют признаки и парламентской, и президентской республики. Например, правительство может формироваться президентом, но нести ответственность перед парламентом. Парламент может вынести квоту недоверия правительству и импичмент президенту.

3. Форма государственного устройства.

Форма государственного устройства – это административно-территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений государства как целого с его соответствующими частями, взаимоотношения между центральными и местными органами государственной власти.

Принято выделять две формы государственного устройства: унитарное государство и федерация. Отдельное место занимает конфедерация.

Унитарное государство(Франция, Великобритания)– единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственного суверенитета, такими суверенными правами как возможность иметь свои органы государственной власти и свое законодательство. В унитарном государстве единая система органов законодательной, исполнительной, судебной власти и единая система законов, издаваемых высшими органами государства.

Федерация(Россия, США) – это государственное образование, состоящее из относительно самостоятельных субъектов федерации, которые обладают признаками государственного суверенитета; форма государственного устройства, при которой составные части государства обладают такими суверенными правами как возможность иметь свою систему законодательства, свою систему государственных органов.

К суверенным правам субъекта федерации не может относиться наличие своих вооруженных сил, наличие своей денежной единицы, наличие внешних политических отношений, наличие своего гражданства.

Признаки федеративного государства:

1. Наличие двух систем законодательной и исполнительной власти.

2.Федеративное государство состоит из территорий, его территориальных частей, каждая из которых имеет свои административные границы, и вместе с тем это территория единого государства.

3. Федерация имеет единые вооруженные силы, единую финансовую, налоговую, денежную системы.

4. Субъекты федерации, как правило, не участвуют во внешнеполитической деятельности.

5. Федерация может строиться по административно-территориальному и (или) национально-территориальному признаку.

Конфедерация – объединение (союз) независимых государств на договорной основе для совместного достижения определенных целей (экономических, военных, политических и др.).

В конфедерацию входят независимые государства, каждое из которых обладает своей территорией, своим гражданством, своими государственными органами, своими вооруженными силами, своей денежной единицей. Как правило, конфедерация – это временный нестабильный союз (пример: США с 1776 по 1786 гг.).

4. Политический режим.

Политический режим – элемент формы государства, который представляет собой методы осуществления государственной власти, способы управления, используемые государством для организации общественной жизни.

Политический режим характеризует взаимодействие государственной власти с населением, соотношении политических сил в стране, результат классовой борьбы.

Выделяют демократический и недемократический политические режимы.

Нормативность.

Право — это система норм. Норма — это правило поведения, мера чего-либо, т.е. отмеренность, определенность. С помощью нормы права определяется возможность или обязанность. Нормативность отражает главное назначение права – быть регулятором, организатором общественных отношений.

Нормативность предполагает также общий характер права, его общеобязательность, т.е. нормы права регулируют общественные отношения в целом, применимы к однотипным отношениям, возникающим в разное время и между разными субъектами (многократность применения к неопределенному кругу лиц), а также обязательны для выполнения всеми .

2. Интеллектуально-волевой характер.

Право — это следствие и проявление воли и сознания людей. Право формируется как осознанный механизм регулирования, как продукт не только экономических и других закономерностей развития общества, но и как продукт разума.

Право имеет волевой характер так как:

- в основе права лежат социально-правовые притязания конкретных субъектов;

- право устанавливается волевыми действиями народа и государства;

- право функционирует (исполняется) через волевую деятельность конкретных людей, государственных органов и др. субъектов права.

3. Обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Право — это единственная социальная норма (система норм), обеспеченная государством. Этот признак не предполагает обязательное государственное принуждение, речь идет о гарантии. За счет государственной гарантированности право действенно, работоспособно. В случае нарушения права может последовать наказание.

4. Формальная определенность права.

Этот признак означает:

- нормы права закреплены в письменных актах, они четко и определенно сформулированы;

- нормы права закреплены в официальных документах, имеющих необходимые реквизиты и формы, изданных государством и подлежащих единообразному толкованию, принятых в установленном законом порядке. Нормы определены в конкретных государственных актах, которые издаются по четкой регламентированной процедуре.

Системность.

Право — это не просто совокупность норм, это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, институтов и отраслей. Форма системы права — это система законодательства, состоящая из упорядоченной и иерархичной совокупности нормативно-правовых актов.

Право предполагает организацию и упорядочивание общественных отношений и само необходимым образом организовано в определенную логическую систему.

3. Сущность права. Право и закон.

Сущность права заключается в его организующей роли, в том, что право регулирует и упорядочивает общественные отношения.

Сущность права – это его главное назначение в обществе. Право — это всегда регулятор общественных отношений, но можно говорить о классовой направленности и о социальной направленности права.

1. Классовая направленность (следовательно, классовая сущность), которая заключается в том, что содержание права и механизм права направлены на защиту интересов определенных слоев общества, в первую очередь господствующего класса.

2. Общесоциальная направленность (общесоциальная сущность), которая заключается в том, что право служит интересам всех людей, выступает универсальным регулятором, обеспечивает стабильное развитие всех социальных связей.

Классовая сущность права проявляется в меньшей степени и связана с агрессивным и, как правило, неразвитым обществом. По мере развития общества право все более и более выполняет общесоциальную роль, хотя полностью свободным от классового аспекта оно не бывает.

Право представляет собой социальную потребность каждого человека, так как общество нуждается в организации и регулировании. Только право как всеобщий и универсальный регулятор способно выполнить эту потребность.

Право является обозначением меры свободы человека и общества, поскольку определяет ее, обозначает и гарантирует, делает ее действенной благодаря обеспеченности государством.

Право и закон.

В современной догме юридической науки право и закон не рассматриваются как тождественные понятия.

Закон – это всегда официально установленный, надлежащим образом оформленный нормативно-правовой акт, созданный государством, а право, имея общесоциальную сущность, во многом выступает как самостоятельный регулятор общественных отношений, возникающий на основе естественных прав людей.

Если понимать право в этом смысле, то в основе права лежат социально-правовые притязания индивидов, которые складываются с потребностями общества и конкретных людей, исходя из их естественного развития. Соответственно выделяют правовое содержание (право в широком смысле) – сложившееся естественным образом и основанное на социально-правовых притязаниях индивида; правовую форму (право в узком смысле) – закон, изданный и гарантированный государством, т.е. естественное право рассматривается как содержание, а нормативно – правовой акт как форма.

В обществе правовое содержание и правовая форма могут совпадать и нет, если совпадение незначительно, то речь идет о тоталитарном государстве, где воля государства совпадает с нормой правовых актов и не совпадает с потребностями общества.

Если право и закон совпадают, то есть в законе отражены социально-правовые отношения индивидов, то речь идет о демократическом государстве, поскольку закон отражает реальное, фактически сложившееся право, а государство его обеспечивает.

В то же время достичь полного совпадения невозможно в силу несовершенства общественной системы и наличия классовых аспектов в деятельности государства и права.

4. Принципы права.

Принципы права — основополагающие идеи, основные направления, в соответствии с которыми должны строиться любые правоотношения.

Основные принципы права, как правило, закреплены в законах государства.

Принципы подразделяются:

· общеправовые (свойственны для всего общества);

· межотраслевые (для нескольких отраслей права);

· отраслевые.

Общеправовые(в различных источниках выделяют различное количество данных принципов: от 3 до 35):

- справедливости;

- демократизма;

- уважения и равенства свобод человека и гражданина;

- верховенство закона;

- равенство всех форм собственности;

- добросовестность;

-гуманизм;

-невмешательство в личную жизнь граждан;

+ принцип правосудия.

Межотраслевые:например, принцип гласности судопроизводства и тайны совещания судей (для гражданско-процессуального, уголовно-процессуального права).

Отраслевые: например, презумпция невиновности для уголовного права; свобода предпринимательской деятельности для гражданского права и т.д.

5. Функции права.

Традиционно выделяют: регулятивно-статическую, регулятивно-динамическую, охранительную и оценочную функции.

1. Регулятивно-статическая – функция закрепления правового статуса, правового режима, функция фиксации, функция предоставления прав. Реализуется через управомочивающие нормы. Например: закрепление прав и свобод человека и гражданина, компетенция государственного органа.

2. Регулятивно-динамическая – функция предписания, функция действия, реализуется с помощью обязывающих норм. Через обязывающие нормы субъекты совершают определенные действия, т.е. активно себя ведут. Например: обязанность платить налоги, служить в армии.

3. Оценочная – стоит особняком. Субъект права всегда может оценить свои действия с позиции соответствия или несоответствия их правовым нормам, т.е. с позиции соответствия (несоответствия) государственной воле, которая выражена в законе.

4. Охранительная – функция защиты, реализуется с помощью охранительных норм. Например: запрет на кражу, на убийство.

Социальное назначение права состоит в том, что право выступает универсальным регулятором общественных отношений и таким образом:

- обеспечивает общественный порядок, недопустимость анархии и произвола в обществе,

- обеспечивает нормальное стабильное функционирование основных общественных институтов: экономических, политических, социально-культурных,

- обеспечивает свободу индивидов как волевых и самостоятельных субъектов,

- обеспечивает реализацию в жизнь общечеловеческого и общенравственного принципа справедливости.

Мораль.

Нормы морали формируются в процессе человеческой жизнедеятельности, в сознании людей и связаны с представлением о плохом и хорошем, о добре и зле.

Нормы морали существуют в сознании человека, они нигде не закреплены. Их форма – идеи, мысли, представления.

Нормы морали имеют широкую сферу действия, но в современном обществе в большей степени они регулируют отношения любви, дружбы, преданности, этического поведения и др. отношения неподконтрольные государству, хотя в принципе мораль регулирует любое поведение.

Право изначально базируется на общечеловеческой морали, однако может вступать в противоречия с общественной, групповой или личной моралью.

Например: когда в обществе случаются внезапные серьезные изменения или катаклизмы (в конце 80-х г. отношение к предпринимательству как к спекуляции).

Обычай.

Складывается исторически в процессе повторения одних и тех же действий.

Форма существования – привычка.

Воздействует через само поведение: человек постоянно совершает одни и те же действия и таким образом соблюдает обычай.

Особый механизм обеспечения отсутствует.

Право может относиться к обычаям нейтрально, никак не взаимодействуя с ними, а может вытеснять вредный, ненужный обществу обычай.

Например: ритуальное убийство животных.

Если право ссылается на обычай, то он становится правовым, т.е. обычаем, имеющим государственную обеспеченность (обычай делового оборота в гражданском кодексе).

А если положение обычая закреплено в законе, норме права, то он перестает быть обычаем, становится нормой права.

Корпоративная норма.

Корпоративная норма -это правило поведения, действующее в организованных сообществах людей, распространяющееся на членов данного сообщества и обеспечивающее организацию и функционирование данного сообщества.

Корпоративные нормы создаются в сообществах с четкой структурой (партиях, профсоюзах, клубах) и действуют в пределах данного сообщества, т.е. в отношении его членов. Они фиксируются в определенных документах (уставах, положениях), являются четко сформулированными и структурно взаимосвязанными. Принимаются по определенной процедуре.

Корпоративные нормы обеспечиваются организацией, в которой они действуют. За их нарушение может быть применена определенная организационная ответственность.

Корпоративные нормы направлены на регулирование отношений, возникающих внутри организаций и предназначены для обеспечения ее функционирования.

Они не регулируют общественные отношения, которые регулирует право, они не обеспечены юридическими гарантиями, не обеспечены государственным принуждением. В случае их нарушения нельзя обратиться за защитой к государству.

3. Правосознание: виды и уровни.

Правосознание — форма общественного сознания, которая характеризуется определенными знаниями о государственно-правовых явлениях и определенным отношением к ним;

это сфера сознания человека, группы людей, всего общества, выражающаяся в совокупности идей, концепций и принципов, а также чувств и эмоций, которые отражают оценку права и его назначение в обществе, отношение людей к праву и правовым явлениям, ориентации, установки, готовность поступать определенным образом в юридически значимых ситуациях.

Признакиправосознания:

  1. Это часть общественного, группового, индивидуального сознания.
  2. Включает в себя два основных компонента:

- правовая идеология.

- правовая психология.

  1. Правосознание формируется:

- В процессе обыденной жизни человека, когда он осуществляет обычную правовую жизнь, сталкивается с правовыми явлениями, получает информацию о них, вырабатывает к ним определенное отношение.

- В процессе получения знаний (школа, ВУЗ, курсы и т.д.), где затрагиваются различные правовые вопросы.

Правосознание понимают как субъективную реакцию людей на право в целом и отдельные правовые явления, которые существуют как объективная реальность.

Правосознание участвует как составная часть механизма правового регулирования в течение всего процесса правового регулирования как на стадии правотворчества, так и на стадии реализации права, в том числе правоприменения.

На правосознание влияют:

  1. исторические культурные условия существования государства и права, жизнедеятельности общества;
  2. политическая ситуация в стране, соотношение политических сил, господствующая идеология в государстве;
  3. уровень защиты прав и свобод человека и гражданина в действующем законодательстве; уровень законотворческой, юридической техники; уровень правореализационной и правоприменительной деятельности;
  4. степень гарантированности воплощения в жизнь действующих норм права.

Лояльность правосознания —это свойство правосознания и его отдельных элементов обеспечивать правомерность поведения людей, реализацию ими своих прав и исполнение обязанностей и таким образом обеспечивать общественный правопорядок.

Структура правосознания.

По содержанию:

1. Правовая идеология: включает рациональные компоненты, обоснованные представления о правовой действительности. В формировании правовой идеологии большую роль играет правовая наука — юриспруденция. К правовой идеологии относятся идеи, принципы, концепции, взгляды, оценка.

2. Правовая психология: включает эмоциональные компоненты. Правовая психология формируется в основном на практическом уровне, когда люди так или иначе сталкиваются с правом, вырабатывают какое-то эмоциональное отношение к нему. К правовой психологии относятся чувства, эмоции, настроение, интересы, предрассудки, желания.

По роли:

1. Информационный компонент (совокупность знаний о праве и правовых явлениях).

2. Оценочный компонент (отношение к правовым явлениям).

3. Волевой компонент (волевая готовность к определенным действиям).

Виды правосознания.

По носителям:

1. Индивидуальное.

2. Групповое (например, правосознание студентов-юристов).

3. Массовое (правосознание толпы, формируется с помощью политических лозунгов).

4. Общественное (господствующее в данном обществе правосознание народа, нации).

По уровню:

  • Обыденное (формируется стихийно в процессе обычной жизнедеятельности людей, отражает личный жизненный опыт).
  • Профессиональное (связано с профессиональной деятельностью юриста, основывается на юридическом образовании и профессиональном опыте).
  • Научное (связано с подробным углубленным изучением права и отдельных правовых явлений как объектов научного познания).

4. Правовая культура.

Правовая культура —это качественная характеристика правовой жизни общества, отражающая совокупность всех правовых ценностей в данном обществе, обусловленная историческим развитием общества, государства и правовых явлений, а также экономической, политической и духовной составляющими жизни общества.

Виды правовой культуры:

1. общественная;

2. групповая;

3. личная.

В содержание правовой культуры входят следующие показатели:

1. Уровень правосознания граждан и должностных лиц.

2. Уровень совершенства законодательства (обоснованность, эффективность, юридическая техника, уровень развития всей системы правовых актов).

3. Уровень законности и правопорядка.

4. Уровень гарантированности исполнения правовых норм, уровень правореализационной и правоприменительной деятельности, уровень работы правоохранительных органов.

5. Уровень развития всех других правовых явлений.

Показатели правовой культуры личности.

1. Знание и понимание права.

2. Уважение права на основе собственных идей, принципов, представлений, а также чувств и эмоций.

3. Правовая активность, готовность к реализации прав и исполнению обязанностей.

Правовая культура юриста — это правовая культура личности, которая включает в себя помимо собственно правовых представлений и эмоций еще и нравственные основы деятельности, а также определенные политические воззрения.

Содержание профессиональной культуры юриста:

  1. отношение и понимание принципа справедливости как нравственного и правового принципа;
  2. знание права, правовых норм и сущности правовых явлений;
  3. отношение к праву как к универсальному регулятору, восприятие принципов законности, обоснованности и целесообразности в профессиональной деятельности;
  4. профессиональное умение (профессиональная техника, методика);
  5. профессиональная этика;
  6. умение основываться на научных исследованиях и достижениях.

Правовой нигилизм.

Правовой нигилизм —неприятие роли и назначения права в обществе, отрицательное отношение к правовой форме организации общественных отношений.

Правовой нигилизм может быть теоретический (идеологический),когда ученые или политики концептуально, используя определенную систему доказательств, утверждают о ненужности права или об отрицательной роли права и отдельных правовых явлений в жизни общества.

Правовой нигилизм может быть практический, когда определенные политики, государственные деятели, представители различных социальных групп на практике стараются бороться с правом, насаждать иные способы и меры регулирования общественных отношений, поступать не в соответствии с правом, а вопреки ему.

Когда правовой нигилизм осуществляется на уровне государственной политики, это приводит к произволу государственных органов и как следствие к многочисленным жертвам и репрессиям.

5. Правовое воспитание.

Правовое воспитание —это целенаправленный процесс воздействия на сознание личности, заключающийся в передаче правового опыта, правовых знаний , идеалов и принципов с целью формирования высокого уровня правовой культуры в целом.

Данное определение — это правовое воспитание в узком смысле слова. Правовое воспитание в широком смысле слова — это правовое формирование, которое заключается в процессе приобретения индивидом правовых знаний и представлений под воздействием самых разных факторов окружающего мира.

Правовое воспитание — это многогранный процесс, который включает в себя как правовое обучение, то есть формирование знаний о праве, правовых нормах, принципах, других правовых явлениях, так и формирование определенного отношения к праву, ценностных правовых установок, восприятие правовых идеалов, правового мировоззрения.

Система правового восприятия включает в себя субъектов (воспитателей), объекты (воспитываемых) и систему средств и методов воспитания (правовоспитательные мероприятия).

Воспитываемыми выступают граждане, в том числе не только добропорядочные, но и совершившие правонарушение.

Воспитатели — это различные лица: преподаватели в школах и вузах, работники предприятий и учреждений, работники правоприменительных органов. Их основной признак — наличие высшего юридического образования и правового опыта.

Главная цель воспитания как целенаправленной деятельности — донесение до воспитуемых роли права как универсального регулятора общественных отношений, функций и значения права.

Главные принципы правового воспитания:

1. стремление к объективности, беспристрастности;

2. принцип научности — использование научных достижений в процессе правового воспитания.

Воспитание юриста.

6. Приобретение профессионалом знаний и умений по научной организации труда, использование в юридической практике научных достижений.

5.Формирование системы убеждений и ценностных ориентаций.

4. Приобретение знаний и представлений, входящих в профессиональную этику юриста.

3. Приобретение профессиональных знаний, касающихся реализации и применения права, юридической техники, юридического формализма.

2.Приобретение конкретных юридических знаний о системе права, о правовом регулировании, о юридических нормах и т.д.

1.Приобретение основных знаний о принципах права, сущности права, о назначении и роли права в обществе.

Этапы правотворчества.

Этапы различны в зависимости от органа, который осуществляет правотворчество.

Общие этапы правотворчества:

1. Исследование отношений, подвластных правовому регулированию, выявление предмета НПА.

2. Подготовка и обсуждение нормативного акта.

3. Принятие документа и вступление его в законную силу.

Наиболее важным является принятие закона, поэтому рассмотрим этапы законотворчества.

1. Предпроектный этап.

Выявление общественных отношений, нуждающихся в системе правового регулирования на уровне закона.

2. Принятие закона.

Стадии:

1. Законодательная инициатива: внесение предложения проекта закона в законодательный орган субъектом законодательной инициативы.

2. Прохождение законопроекта в соответствующих комитетах и комиссиях парламента, т.е. доработка, усовершенствование проекта до его непосредственного рассмотрения в парламенте, обсуждения (чтения) законопроекта на заседании парламента.

3. Обсуждение законопроекта на заседании парламента.

4. Принятие закона.

5. Одобрение закона верхней палатой парламента (если такая есть). В РФ это Совет Федерации.

6. Подписание закона Президентом в президентской и полупрезидентской республике.

7. Вступление закона в силу. В РФ закон вступает в силу по истечении 10 дней с момента его опубликования в официальных источниках: Российская газета и Собрание законодательства.

3. Закон.

Закон - это нормативный акт высшей юридической силы, принятый высшим органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки:

1. Закон обладает высшей юридической силой, т.е. стоит во главе иерархии НПА.

2. Закон принимается высшим представительным органом государства либо непосредственно народом.

3. Закон принимается с соблюдением обязательной и подробно регламентированной процедуры на основе строгого соблюдения всех процессуальных правил.

4. Закон регулирует наиболее важные общественные отношения, т.е. отношения имеющие особое значение для общества и государства.

Подзаконные НПА – это акты компетентных органов и лиц, принимаемые на основе и в соответствии с законом.

4. Действие нормативно правовых актов во времени,

в пространстве и по кругу лиц.

Действие НПА во времени определяется:

  • Моментом вступления НПА в законную силу.
  • Моментом прекращения действия НПА.
  • Обратной силой (распространение действия НПА на отношения, возникшие до вступления его в законную силу).
  • Переживанием закона.
  • Длящимся действием закона.

НПА вступает в силу:

1. С момента наступления конкретной календарной даты, указание на которую дается в тексте самого принимаемого акта либо в тексте специального акта о вступлении НПА в законную силу. Например, часть IV ГК РФ принята в 2007 году с указанием о вступлении в законную силу с 1.01.2008 г.

2. С момента наступления конкретных событий, обстоятельств, на которые дается указание в тексте НПА. Например, закон о чрезвычайном положении вступает в силу с момента введения чрезвычайного положения.

3. С момента, определенного общими правилами (наиболее распространенными для вступления НПА в законную силу). Существуют специальные законы о порядке вступления в силу НПА на территории РФ. Общие правила применяются, если отсутствуют условия, перечисленные в первых двух пунктах.

Пример общих правил:

Законы РФ вступают в законную силу по истечении 10 дней с момента их опубликования в официальном источнике, указы Президента и постановления Правительства по истечении 7 дней, акты министерств и ведомств по истечении 10 дней.

Для всех НПА официальным источником является Российская газета, Собрание законодательства. Отдельно для каждого вида НПА существует дополнительно свой источник. Например, для НПА министерств и ведомств дополнительным источником является Бюллетень НПА министерств и ведомств РФ.

Прекращение действия НПА:

  1. По истечению срока действия, если такой был обозначен.
  2. Прямое объявление о прекращении действия в другом НПА.
  3. Прекращение обстоятельств, в соответствии с которыми действовал НПА (прекратилось чрезвычайное положение – прекратил действовать закон о чрезвычайном положении).
  4. Принятие нового НПА равной или большей юридической силы в отношении той же сферы, которую регулировал старый акт.
  5. Устаревание НПА либо его отдельных норм.
    • Например, большая часть актов, регулирующих деятельность органов СССР;
    • УК РСФСР действовал вплоть до 1995 г., а статью о спекуляции не применяли с 1990 г., хотя специально ее никто не отменял, норма прекратила действовать, потому что устарела.

Обратная сила закона.

Общее правило: закон обратной силы не имеет, т.е. он не распространяется на общественные отношения, возникшие до введения его в действия. Однако, законы, которые смягчают или улучшают положение гражданина, могут быть распространены на

Наши рекомендации