Социальная мотивация и мотивация внутренних побуждений как фактор эффективного мотивационного механизма несовершеннолетних осужденных

Для подростков и юношей характерны стремление к независимости от взрослых, повышенная эмоциональность, стремление к объединению в группы сверстников, юношеский максимализм и т.п., которые присущи как несовершеннолетним вообще, так и осужденным, отбывающим уголовные наказания в ВК. Противоречия этого возраста в основном обусловлены расхождением между самооценкой окружающих, уровнем притязаний, индивидуальными возможностями, собственным поведением и общественными требованиями, между воображаемым и действительностью. Последние в сочетании с неблагоприятным воспитанием способствуют формированию у несовершеннолетних правонарушителей отрицательных качеств характера, мотивов поведения, обусловливают вступление подростка или юноши на асоциальный путь. Это проявляется в деформации нравственных, эмоциональных и волевых качеств, асоциальных установках, гипертрофированных потребностях, отрицательных привычках, чертах характера, узкогрупповой направленности личности осужденных подросткового и юношеского возраста. Например, большинство несовершеннолетних совершают преступления в состоянии алкогольного опьянения, как правило, в группе. Они часто носят "немотивированный" характер, когда правонарушитель не в состоянии объяснить мотивов собственного поведения ("за компанию", "как все" и т.п.).

Совершенное преступление влечет за собой лишение свободы, в результате чего несовершеннолетние включаются в новую жизненную ситуацию, в которой они вынуждены оценивать себя и свое преступление (раскаиваться или не раскаиваться; считать справедливым или несправедливым уголовное наказание и т.д.); вступая в непривычные для них уголовно-исполнительные отношения и отношения неофициальной, "тюремной" жизни.

Методы мотивации

Способы социальной мотивации осужденных можно условно разделить на три группы:

· экономические меры воздействия,

· организационно-административные факторы,

· социально-психологические стимулы.

Экономические меры подразумевают материальное стимулирование осужденных. Включают положительное подкрепление (вознаграждения, денежные и вещевые призы, иные материальные блага).

Способы организационно-административного воздействия базируются на нескольких факторах:

· неограниченные полномочиях руководящего звена;

· необходимости подчинения установленному регламенту, уставу;

· осознаваемые осужденным обязательства соблюдать субординацию;

Социально-психологическая мотивация основана на воздействии на эмоционально-волевую сферу психики осужденного. Подразумевает методы влияния на осужденного, ориентированные на его религиозные убеждения, моральные факторы, нравственные качества, эстетические ценности, сферу интересов.

Характеризуя осужденных подросткового возраста, необходимо отметить, что они часто извращают понятие нравственных, эмоциональных и волевых качеств. Отрицательные, с общественной точки зрения, качества приобретают для них положительное значение. К примеру, упрямство, наглость, "бездумная" решительность, готовность пойти на преступление, изворотливость, беспринципность, подчинение друзьям-преступникам, понимается ими как "сила воли", смелость, развитость интеллекта, честность.

Неспособность адекватно оценить себя, свое место в обществе, совершенное преступление, назначенное наказание, жизнь и отношения людей проявляется в безответственности, равнодушии, беспечности, беззаботности, социальном инфантилизме.

По отношению к другим людям и коллективу для осужденных-подростков типично иждивенчество, которое сопровождается проявлениями грубости, скрытности, зазнайства, лживости, нечестности. В исправительных учреждениях может происходить дальнейшее искажение нравственных представлений и закрепление их в поведении и сознании.

Общение осужденных имеет узкогрупповой (неофициальный) характер, что не способствует процессу исправления, позитивному социальному развитию личности осужденных. Тем более, что в среде осужденных подросткового возраста доминирующую роль играет фактическое общение (общение ради общения), которое чаще всего представляет собой пересказ различных жизненных событий, в которых фигурируют драки, "разгульная" жизнь, связи с женщинами и т.д.

Понятие «социальное» включает в себя все то, что относится к жизни людей, их взаимоотношения в обществе. Отсюда вытекает понятия социальная мотивация- это мотивация жизнедеятельности людей, завязана также на мотивационные отношения в обществе[8] . Следует подчеркнуть, что отношение осужденных подросткового возраста к друзьям, малой группе является доминирующим. Именно друзья являются той малой группой, на нормы, правила и ценности которой в условиях изоляции ориентируется осужденный.

В такой группе осужденный находит защиту и психологическую поддержку, в то же время он обязан соблюдать групповой "кодекс" поведения. Малая отрицательная группа жестко ограничивает самостоятельность и инициативу их членов. Поэтому большинство осужденных подросткового возраста испытывают боязнь от того, "как посмотрят на его поступок другие".

Наряду с отношением к группе особое место занимает отношение к родителям. Отношение осужденных к своим родителям неоднозначное. Одни осужденные проявляют доброжелательность, чуткость, сердечность, другие, наоборот, черствость, враждебность. Перестройка системы отношений подростка имеет трудности как внешнего, так и внутреннего порядка и во многом зависит от поддержки их родственниками.

При негативном отношении к родителям процесс исправления личности подростка-осужденного во многом, зависит от наличия таких качеств, как смелость, выдержка, самостоятельность, настойчивость, решительность, которые необходимо развивать в процессе воспитания правонарушителей.

Отношение к совершенному преступлению и наказанию осужденных подросткового возраста чаще всего связано с проявлением таких качеств, как беспринципность, индивидуализм, безответственность по отношению к другим людям.

Сказанное означает, что, прежде всего, необходимо умело обеспечить такой вид управления осужденными, который позволит внедрить необходимые установки организации и позволит решить им необходимые цели и задачи, которые стоят перед учреждением[9]. Отсутствие вины у осужденных подросткового возраста связано с тем, что они часто извращенно понимают свое преступление, пытаются смягчить свой проступок, ссылаясь на стечение обстоятельств, перекладывая ответственность на других.

Такие доводы разделяются и поддерживаются средой осужденных и поэтому блокируют проявление самокритики, волевые усилия личности, направленные на перестройку сложившейся мотивации. Реализация этого отношения зависит от качеств, которые у осужденных подростков не развиты. Они не в полной мере способны контролировать свое поведение и подчинять его установленным нормам и правилам ВК, отказаться от подчинения негативной воле других людей, тормозить импульсы, мешающие осуществлению цели, что является предпосылкой для формирования установки на исправление.

Отношение подростков-осужденных к исправлению проявляется в таких качествах, как пассивность, лень, недобросовестность, безответственность, легкомысленность, пессимизм, равнодушие. Одна из причин наличия этих качеств в характере осужденных подросткового возраста кроется в отсутствии положительных интересов, трудовых навыков, что делает их малоспособными к активной жизнедеятельности.

В отношении к труду и конкретному заданию проявляются целеустремленность, самостоятельность, организованность, настойчивость. Эти качества у подростков-осужденных не выражены. Они не могут длительно удерживать в своем сознании поставленную цель. Вопросы дальнейшей жизни откладываются ("потом", "все само собой образуется" и т.д.).

В таком случае социальная мотивация не всегда способна обеспечить наиболее высокую отдачу в их деятельности[10]. У осужденных подросткового возраста преобладает пассивная установка на отбытие наказания без изменения своей личности. Осужденные подростки редко планируют свои действия и поступки, исходя из дальних жизненных целей, теряются при изменении обстановки, проявляя нерешительность и ненастойчивость. Поэтому их деятельность и поведение носят чаще всего неустойчивый, импульсивный характер. При выполнении различных видов работ осужденные подросткового возраста нуждаются в помощи, поддержке и совете.

Активность подростка-осужденного основывается в большей мере на чувственном влечении, эмоциях. Как только выполняемая деятельность теряет свою эмоциональную привлекательность, наступает апатия и спад волевой энергии. Поэтому выполнение различных заданий осужденными требует контроля воспитателя, напоминаний, требований, приказов и т.д.

Осужденным подросткового возраста присущи повышенная восприимчивость и впечатлительность, подражательность, при этом отсутствуют прочные убеждения и критичность ума. Поэтому в характере нередко соединяются положительные и отрицательные нравственные, волевые, интеллектуальные качества, которые обусловливают противоречивые поступки и действия. Такое положение усугубляется разнородными по своей направленности воздействиями на подростка-осужденного со стороны микросреды осужденных, актива, сотрудников ИУ, родителей (родственников), друзей в исправительном учреждении и на свободе. Это создает трудности в перестройке противоречивых отношений осужденных.

Таким образом, требования, предъявляемые воспитателями ВК к осужденному подростку, нацелены на коррекцию его эмоционально-волевой сферы и формирование умения реализовать социально позитивные отношения в жизни.

Это новое качество социального состояния мотивации осужденного , в котором находится узловой момент взаимодействия их интересов[11]. Для осужденных юношеского возраста типична завышенная самооценка. Для них характерны юношеский максимализм (нетерпимость к чужому мнению, особенно взрослых, категоричность, индивидуализм, отсутствие самокритичности), бравирование своими отрицательными личностными качествами, недостатками. В стремлении подтвердить свою самооценку осужденные нарушают режим в ВК, проявляют такие качества, как агрессивность, наглость.

Наряду с этим у осужденных юношеского возраста более развитое, по сравнению с подростками, самосознание, склонность к анализу своих качеств и поведения, что является благоприятным условием для перестройки стереотипа сложившихся отношений. В то же время у осужденных юношеского возраста наблюдается искаженное понимание нравственных качеств. Важнейшей сферой деятельности для осужденных юношеского возраста остается общение в группе. Дружба в юношеском возрасте выполняет функцию поддержки, при которой уважение товарищей остается главным мотивационным фактором общения. Достигается это "уважение" чаще аморальными способами и средствами (демонстрацией физической силы, грубости, унижением более слабых, наглостью, игрой в карты, опытностью и т.д.). Результатом утверждения является более высокое положение осужденного юношеского возраста в стратификационной "лестнице" ВК.

Все это укрепляет тенденции, которые ведут несовершеннолетних к достижению определенного уровня планки, определяющей меру нравственной свободы людей[12]. В то же время среди осужденных юношей в большей степени, чем у подростков, выражена тревожность, связанная с неуверенностью в себе, страхом перед более сильными и агрессивными юношами, неустойчивостью своего положения. Поэтому осужденным этой возрастной категории свойственны вспыльчивость, агрессивность, фрустрационные и стрессовые состояния. На этой основе возникает стремление освободиться от давления малой группы и ее лидеров, приобрести относительную независимость от группы, что в меньшей степени свойственно подросткам.

Отход от группы нередко перерастает в замкнутую и болезненную самоизоляцию. Изменение отношения к другим людям зависит от направленности малой группы (положительной, отрицательной, в которую входит осужденный). Принадлежность к малой группе, как правило, определяет отношение к активу, коллективу осужденных, сотрудникам учреждения.

Отношение к родителям чаще всего идентифицируется с тем, насколько они "виновны", по мнению осужденных, в факте лишения свободы. Отношение большинства осужденных к родителям характеризуется как индивидуализм, недоброжелательность, равнодушие и черствость.

У осужденных юношеского возраста в отношениях с другими воспитанниками грубость (нецензурная брань, оскорбления, угрозы) проявляется реже, чем у подростков, причем при желании они в состоянии контролировать эти негативные явления.

Отношения к преступлению и наказанию у осужденных юношеского возраста характеризуются типичной рассогласованностью между знанием норм права и их реализацией, между словом и делом, что объясняется деформацией жизненной позиции. В их поведении и деятельности проявляются безответственность, беспринципность, индивидуализм, нечестность, несправедливость, некритичность и легкомыслие, равнодушие и недоброжелательность.

Наряду с перечисленными имеют место и положительные нравственные, интеллектуальные и эмоциональные свойства, а именно: признание своих недостатков как причин совершения преступления, осознание необходимости изменения своего отношения к наказанию и преступлению. Эти положительные проявления требуют поддержки в виде актуализации самостоятельности, настойчивости и целеустремленности осужденных.

Если у подростков-осужденных в лучшем случае развиты близкие жизненные перспективы, то у осужденных юношеского возраста наряду с близкими целями отмечается наличие далеких жизненных планов (стать предпринимателем, водителем и т.д.). У них наблюдается меньшая рассогласованность между целями и доминирующей мотивацией. Осужденные юношеского возраста чаще способны отсрочить непосредственное удовлетворение каких-то потребностей, а нередко - скрывать свои истинные мотивы ради, например, условно-досрочного освобождения.

Больше выражено у них, по сравнению с подростками, и стремление проявить себя в различных видах деятельности. Отчетливо прослеживается направленность на конкретную деятельность (теоретическую или практическую). Чаще, чем у осужденных подросткового возраста, отмечаются инициатива, добросовестность, ответственность за порученное дело.

Успешность деятельности (труд, учеба, общественная работа) у осужденных юношеского возраста связана с целеустремленностью, настойчивостью в преодолении трудностей, но наряду с ними имеет место неорганизованность, упрямство, пассивность, которые проявляются как юношеский протест. Расхождения между требованиями педагогического коллектива и требованиями неофициальной малой группы - одна из наиболее частых причин внутренних личностных конфликтов, психологических срывов осужденных, что приводит их к приспособленчеству, открытому проявлению негативного отношения к администрации.

Выводы по главе 1

Исходя из вышеизложенного, мотивация сохраняется на протяжении всего поведенческого акта, определяя не только начальную стадию поведения (афферентный синтез), но и все последующие: предвидение будущих результатов, принятие решения, его коррекцию на основе акцептора результатов действия и изменившейся обстановочной афферентации.

Социальная мотивация обеспечивает инициативность, творчество, находчивость, рациональность действий всех осужденных.

Успешность деятельности (труд, учеба, общественная работа) у осужденных юношеского возраста связана с целеустремленностью, настойчивостью в преодолении трудностей, но наряду с ними имеет место неорганизованность, упрямство, пассивность, которые проявляются как юношеский протест.

Таким образом, мотивация оказывается существенным компонентом функциональной системы поведения. Она представляет собой особое состояние организма, которое, сохраняясь на протяжении всего времени — от начала поведенческого акта до получения полезных результатов, — определяет целенаправленную поведенческую деятельность организма и характер его реагирования на внешние раздражители.


Наши рекомендации