Познакомиться с журналистами
Знакомство с «нужными» журналистами – разумеется, не самоцель. Контакты Паблик Рилейшнз и журналистики естественны и плодотворны для обеих этих областей деятельности. И, тем не менее, отношения эти не складываются сами собой: их нужно разумно и деликатно организовывать.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОТНОШЕНИЙ – хорошее начало установления взаимодействия. PR-агентство через свою профессиональную Ассоциацию по связям с общественностью всегда имеет возможность присоединиться к мероприятиям Союза журналистов, Дома журналистов, клубов журналистов. Эта форма сотрудничества дает PR-специалисту выход на работу в секциях журналистских организаций, возможность участвовать в совместных мероприятиях и, в итоге, познакомиться с «нужными» людьми.
СТАТЬ ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ОТДЕЛА (РЕДАКЦИИ), избранного для будущего интервью. Эта информация лишь отчасти связана с непосредственными заботами PR-специалиста. Нужно давать интересные новости журналистам отдела в качестве его нештатного автора (предложение темы публикаций, детали и подробности, «на всякий случай», оценки прошедших публикаций и передач и т.п.).
НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ неизбежны при реализации этой PR-кампании, и PR-специалист должен строить их, деликатно учитывая интересы, склонности, увлечения, пристрастия, творческие вкусы своих партнеров по журналистскому цеху. Разумеется, совершенно исключены здесь взятка, подкуп, побуждение к злоупотреблению служебным положением, игра на человеческих слабостях представителей средств массовой информации. «Работа» в таком ключе запрещена журналистам их кодексом профессионального поведения.
ПРОЯВИТЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ в рамках совместной работы в секциях Дома (клуба) журналистов: организуйте шахматный матч, предложите загородный пикник, придумайте тему совместного семинара и т.п.
ПРИГЛАСИТЬ РЕПОРТЕРА или редактора в PR-агентство с рассказом о своей работе, газете, ТВ или радиоредакции это значит гораздо больше, чем простое продолжение знакомства. Это – начало делового, профессионального сотрудничества. Беседа с журналистом на «своей территории» определяет конкретные требования и условия, предъявляемые редакцией к публикуемым материалам (в том числе и будущему интервью). Если именно вы пригласили журналиста в гости, будьте все время рядом с ним, не оставляйте его на попечение других (чтобы гость не уходил из сферы вашего «влияния»).
ЖУРНАЛИСТ-ЭКСПЕРТ участвует в разработке концепции PR-кампании, очередной акции, в анализе эффективности PR-обращения и т.п. Такое практическое подключение журналистов к специфической деятельности PR-агентства делает возможным и обсуждение деталей будущего интервью, подготовленного PR-специалистом. Кстати, приглашение журналистов в «команду» специалистов, работающих по PR-программе (наряду с дизайнером, ТВ-режиссерами, художниками-оформителями и т.д.) делает правомерной оплату их консультаций (в виде гонорара).
НЕШТАТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С РЕДАКЦИЕЙ – самая прочная основа профессионально-творческого взаимодействия PR-специалиста и журналистов. Достигнув этого уровня взаимоотношений, PR-специалист может считать свою PR-кампанию успешно завершенной. Теперь он в состоянии оперативно разместить в ряде газет заказанные клиентом материалы (в том числе и интервью). Более того, его контакты с редакцией не ограничиваются только собственными заботами – как бы понадежней «пристроить» в газету нужный материал. Нештатное сотрудничество его предполагает и нечто большее (пусть эта дополнительная работа и не имеет, на первый взгляд, никакого отношения к Паблик Рилейшнз). Это только кажется, что не имеет отношения, на самом деле отношения взаимопонимания требуют от каждой стороны давать друг другу немного больше, чем это предусмотрено протоколом о намерениях или должностными инструкциями. PR-специалист, выступая в роли нештатного сотрудника, ищет и находит свою газетную тему, обзаводится своими источниками информации. Он становится необходимым редакции, так как привносит в работу редакции новое направление, привлекает новых читателей (подписчиков). При этом совершенно необязательно писать самому, достаточно снабжать редакцию своей уникальной информацией.
ДРУГИЕ СЕКРЕТЫ установления профессионального взаимодействия, мы надеемся, будут найдены каждым PR-специалистом в конкретной ситуации поиска «нужных» контактов, ситуации решения проблемы, трудность которой удесятеряет творческие силы изобретательных людей.
▲