Преодоление духовного кризиса
Пренебрежение этическими принципами в политике и в законах государства привело к тому, что сегодня Россия переживает все виды кризисов: духовный, экономический, политический, социальный и экологический. Духовный кризис – самый опасный, поскольку он порождает все остальные. Если люди не знают, к чему им надо стремиться, то низменные страсти овладевают всем обществом, и возникнет хаос. Причина духовного кризиса обусловлена падением моральных норм и утратой духовных ценностей, причём особенно быстро кризис развивается в случае, если теряется моральный принцип преемственности.
Некоторые видят причину духовного кризиса в забвении идей коммунизма в России, но как может быть забыто то, чего никогда не было? В России идея коммунизма была принята крестьянами, потому что они привыкли к общинной форме жизни, которую им уничтожили столыпинские реформы. Они поверили большевикам, что им возвратят ту форму жизни, которой жили их предки. И не только они. Множество людей из других стран, основываясь на идеях английского социалиста-утописта Роберта Оуэна, приехали в Россию, и пытались возрождать на территории СССР эту форму общественной жизни. Но большевики начали превращать общины в колхозы, а несогласных раскулачивали и ссылали вместе с семьями в специальные поселения. Некоторые общины в то время были очень богатыми, особенно на Алтае, их рекорды в животноводстве по надоям молока до сих пор никем не превзойдены. Со всех уголков планеты в общины ехали люди, поверившие в мечту о лучшей жизни, не зная, что они едут за своей смертью. Трагическая история ликвидированных российских общин 20-х годов ещё не написана. Поэтому не надо путать два понятия: социалисты, т.е. большевики, которые из тактических соображений называли себя коммунистами, и коммунары (по-русски – общинники), которые жили общинами, хотя каждый имел своё хозяйство.
Отказ от коммунистической идеи светлого завтра, т.е. от извечной мечты о рае на Земле, для российского народа также опасен, как в прошлом отказ от идеи Царя и Державы, как отказ от православия и ещё более древних народных верований. Как только нарушается преемственность,о значимости которой для народа мы уже говорили, кризис неизбежен. Прежде чем отвергать традиционные ценности, руководители должны спросить себя: как отнесутся к изменениям те, которые всю жизнь прожили с этим, некоторые даже отдали за это жизнь? Разве три поколения россиян, прожившие бок о бок с идеей светлого коммунистического завтра, с восторгом примут её попрание? Разрушить несложно, но при этом мы разрушаем и себя: ведь независимо от того, верили мы в коммунистическое будущее или не верили, мы жили с теми, кто верил, и впитывали веру не только от средств массовой информации, но и с молоком матери. Мы – дети той эпохи, которая всё еще продолжается.
В XVIII веке, начиная с Г.С. Сковороды, зародился русский космизм. У его истоков стояли столпы русской мысли А.А. Богданов, Н.Ф. Фёдоров. Последний, являясь основателем философии «общего дела», лично оказал большое влияние на Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, B.C. Соловьёва, Н.К. Рериха, В.И. Вернадского, К.А. Тимирязева, П.А. Флоренского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского. Представителями русского космизма были В.Ф. Одоевский, Н.А. Умов, А.С. Хомяков, Н.Я. Данилевский, Н.А. Бердяев, К.Н. Леонтьев, П.А. Флоренский, А.В. Сухово-Кобылин, В.Н. Муравьёв, А.К. Горский, Н.А. Сетницкий, Н.Г. Холодный, А.К. Манеев, В.Ф. Купревич и др. Последний из них допускал существование физического бессмертия человека. Идеи космизма поддерживали русские естествоиспытатели Д.И. Менделеев, В.В. Докучаев, И.П. Павлов, Б.Б. Полынов, Н.И. Вавилов. Неудивительно, что этическая основа учения космистов совпадает с русской общинной моралью. Разница наблюдается только в оттенках слов, например, соизмеримостьони называют равновесием и стройностью (Умов), уважениелюбовью (Соловьёв), сотрудничество –единением (Фёдоров), братством (Соловьёв). Главное, они поняли, что объединение разных людей может произойти только на морально-нравственной основе и Общем деле. Бережное отношение к наследию космистов будет способствовать преодолению духовного кризиса не только России, но и Человечества.
Синтез отвергнутых идей, которым в то или иное время служили наши предки, поможет выйти из духовного кризиса.
История России неотделима от нас, от всех, кто вырос на её земле и впитал её культуру. И надо искать в ней не то грязное, за что стыдно, а то светлое, чем по праву гордились наши отцы и прадеды.
Мораль есть мера духовности: чем выше мораль, тем сильнее дух. Именно мораль способна облагородить рыночные отношения и углубить религиозность человека. Чем больше людей придерживаются единых для всех них норм морали, тем выше духовность обществаи тем больше возможностей для духовного возрождения России.
Этика и общность
Феномен общества стал возможным благодаря общности. Человек зачастую не подозревает, насколько она важна. Лишь в одиночестве приходит понимание, что всё достигнутое и приобретённое оказывается самому человеку ненужным. Ощутив счастье от общности, человек долго живёт этим впечатлением.
Низкий уровень морали разлагает общность. Людям нужно уважение, а не слава, но, не находя его у окружающих, они начинают стремиться к славе. Людям не нужна ни власть, ни деньги, а необходима лишь возможность удовлетворения своих желаний.
Древние понимали значение общности. Так, у славян она проявлялась в культе богини Тани, исчезнувшем на заре первого тысячелетия нашей эры. Суть его в том, что человеку желали того, чего он хотел бы пожелать себе сам. Это относилось к его качествам, целям, желаниям. Считалось, что благодаря таким пожеланиям человек неизбежно достигнет успеха. Остатки этих верований сохранились у славянских и сосуществующих с ними народов в традиции тостов за праздничным столом, пожеланий друг другу приятного и важного.
Человека создала культура, и не меньшую роль в этом сыграла общность людей. Эволюция и рост общности привели к превращению стада в племя, племени в общину, общины – в государство. Дальнейшее ее развитие превратит государство в живой организм. Благодаря общности возникли речь, язык, мышление и общинные моральные качества, ставшие врождёнными. Общность ускорила эволюцию человека вследствие появившейся возможности обмениваться опытом. Она усложняет отношения, и чем они сложней, тем более развиты люди. Углубление общности приведёт ко многим ещё непроявленным качествам в творчестве, сенситивности, мастерстве. Она даёт возможность формировать живые коллективы, способные совместно развиваться.
Обращаясь к глубинам духовного мира человека, где идёт формирование нашего «Я», благодаря терпимости мы расширяем диапазон восприятия мира. Мало кто знает, что операции над алгоритмами мышления совершают именно этические принципы, которые способны сделать наше «Я» бесконечно разнообразным. Потому что, применяя их к событиям в своей жизни, человек овладевает этическими принципами настолько, что получает возможность применять их и к алгоритмам мышления, выстраивая из них самые различные последовательности.
Благосостояние народа, оптимальное устройство общества и будущее страны определяются существующим уровнем общности, развитию которой должна способствовать система воспитания и образования.
В современном обществе чрезвычайно много препятствий, препятствующих достижению общности людей. Главное из них – разделение по специальностям, следствием чего является разделённость людей по сословиям и имущественное неравенство. Мы так к этому привыкли, что не можем увидеть всех ужасных последствий специализации: несбывшиеся надежды, неосуществлённые мечты, неудовлетворённые желания, уязвлённое самолюбие, бесцельность существования, растраченные понапрасну силы, сделки с совестью, неблаговидные поступки... Всё это последствия разделения труда, которое изменило мораль не в лучшую сторону.
Оно сделало человека зависимым от общества и полностью управляемым другими. В этом состоянии он легко усваивает мысль о своей неполноценности и превосходстве над ним представителей других профессий. К сожалению современное искусство и пропаганда делают всё, чтобы поддерживать эту иллюзию.
Доказано, что вымирание биологических видов происходит из-за чрезмерной специализации организма или крайней дифференциации органов. Так, некоторые виды рыб, приспособившиеся к воде определённого химического состава, погибают при его изменении. Крайняя дифференциация органов приводит к потере регенерации и к невозможности адаптироваться к новым условиям среды. Прогрессом можно признать только универсальную форму дифференциации, т.е. когда ткани, клетки и вообще элементы биосистемы взаимопревращаемы. Эта способность сохраняется у организмов с малой степенью дифференциации.
Как только общество сворачивает на путь дифференциации, оно обрекает себя на гибель. Если бы ремесленничество не стало дробиться на ещё меньшие специализации, а происходила бы большая интеграция ремёсел, то феодализм превратился бы не в так называемый капитализм, а в универсальное общество, состоящее из развитых людей. Таким образом, возможность пойти по интеграционному пути в XVI веке была упущена, и ни Макиавелли, ни Монтень не удержали Европу от неверного шага. Хотя первого можно упрекать только за то, что он не додумался до этого, а Монтень знал и чувствовал, но не остановил людей категорично и убедительно.
Универсальные люди всегда значительно мягче, поэтому многих конфликтов и войн на Земле могло бы не произойти, если бы цивилизация пошла по пути универсализации.
Дифференциация является причиной гибели многих народов и государств. Империя Македонского, владения Ватикана и т.д. исчезли после того, как общество дифференцировалось на сословия. Если сравнивать законы Солона в Афинах (при которых, собственно, и произошёл наибольший расцвет Афинского государства) и законы Ликурга в Спарте, то увидим, что в Спарте дифференциация людей на сословия ограничивалась и запрещалась, а законы Солона её, напротив, поощряли. В результате Афины существовали хотя и недолго, но оставили миру прекрасные памятники архитектуры и искусства. Спарта же существовала очень долго, но кроме героической истории от неё ничего не сохранилось.
Как сочетать оба эти пути таким образом, чтобы были и расцвет культуры, и бесконечно долгое существование?
Равенство противоположно дифференциации. Многие выдающиеся лидеры понимали, что только благодаря равенству можно создать устойчивое сильное государство. Но подходить к нему нужно разумно. Так, в государстве инков, где все получали со складов бесплатно и поровну, люди не могли иметь даже дополнительной одежды. Та же картина наблюдалась в средние века в Парагвае, в государстве, созданном христианскими монахами-иезуитами: подъём и отбой всей страны происходил одновременно для всех её граждан. Такие же стремления были у братьев Гая и Тиберия Гракхов в Древнем Риме в их «республике равных», просуществовавшей несколько дней. Несмотря на свою военную силу, такие государства отставали в своём интеллектуальном и духовном развитии. В итоге это отставание сказывалось на военной силе, и они становились добычей более развитых соседей. Конечно, абсолютного равенства нельзя достичь, потому что даже при равном распределении оно уже нарушается, так как все люди работают неодинаково. И поэтому можно говорить лишь о равенстве возможностей, о котором пишет в своих трудах американский социолог Скинер.
Чтобы соблюсти эти оба условия, людей нужно воспитывать универсальными творцами и созидателями. Тогда они будут оставаться равными друг другу в своей универсальности. Хотя, работая, они будут использовать лишь одну какую-то свою специальность, но уметь-то будут всё. Действительно, между узко специализированными людьми невозможно достичь равенства и очень трудно обрести понимание и общность.
Необходимо создавать условия жизни, способствующие общности людей. В Древнем Риме для этой цели служили так называемые бани, в которые входили ещё и библиотека, и спортивные залы, и бассейн, и столовая. У римлян это было излюбленное место отдыха. Здесь можно было узнать последние городские новости, старики могли общаться с молодёжью, герои-воины – со своими почитателями. При социализме начали создаваться дворцы культуры, которые должны были способствовать общности, однако они со своим назначением не справились. Нам не нужна роскошь римских бань, но окультуренные бани действительно могут стать центром отдыха и общения для всех возрастов и слоев населения, а не местом тусовки «тузов» и новоявленных «авторитетов».
У живущих и работающих вместе граждан исчезнет чисто механическая преграда для общности, возникшая с момента появления городов с их архитектурой разобщённости.
Достигнув равенства людей в их универсальности, мы устраним главную преграду, мешающую общности.
Этика и язык
Причина разобщённости людей лежит не только в их необратимой специализации. В древности не было звукового языка, и люди общались между собой телепатически. Человечество запомнило этот период и донесло его до нас в легенде о Вавилонской башне.
Всё увеличивающаяся редукция языка не позволяет адекватно отображать ни внешний, ни внутренний мир, поэтому уровень непонимания между людьми растёт от столетия к столетию, если не от десятилетия к десятилетию. Мы знаем, что взаимопонимание рождает дружбу, а полное понимание рождает духовную любовь. В условиях уменьшения понимания сила любви и дружбы снижаются. Чуть более тысячи лет назад славянка, потерявшая мужа, накладывала на себя руки, а мужчина, потерявший жену, искал смерти в бою.
Даже если человек хочет понять другого, современный уровень языка ему не позволит это сделать адекватно и точно. Отсутствие взаимопонимания – это разлады, войны, смерть. Мы должны преодолеть эти последствия редукции языка и восстановить утраченный способ общения. Во-первых, необходимо ввести в русский язык правила открытой грамматики (открытость предполагает наличие в языке правил, которые конструируют новые правила словообразования и связи слов между собой). Первоязык тоже имел открытую грамматику, из-за чего впоследствии и возникло такое разнообразие языков. Во-вторых, восстановить древний смысл используемых букв и слов и старинные правила словообразования, частично сохранившиеся в глаголице, благодаря которым можно строить новые слова. Каждая буква азбуки была базовым словом. На основе базовых слов строились все слова языка и выводился любой смысл. Это очень важный момент для развития человека, его мышления и науки, так как эволюция науки есть ни что иное, как эволюция понятий. А в рамках закрытого словообразования и языка создать новое понятие достаточно трудно. Если же создание новых понятий станет для человека делом обычным, то развитие человека неимоверно ускорится. Очень важно заложить в язык познавательные возможности, которые даёт открытая грамматика.
Взаимопонимание людей определяется уровнем организации языка и его определённостью. Культурные народы часто гибли от варваров только потому, что простая жизнь последних не требовала столь сложного языка, поэтому уровень понимания у них был намного выше. У культурных же народов начался процесс разложения на сословия, и соответственно появились сленги, а это ослабило единство.
Существует корреляция между уровнем морали и определённостью языка. Поэтому не следует думать, что раскрытие русского языка будет искусственным. Овладение высокой общинной моралью автоматически вызовет острую необходимость в раскрытии языка и мышления.
Не надо забывать, что именно постепенное сокращение смысловых элементов, т.е. букв, и неупотребление их образов во время речи привело к утрате телепатического языка. Мы должны восстановить необходимое количество букв.
Сегодня было бы смешно говорить о ненужности звукового языка. Даже если человек вновь овладеет телепатическим языком, было бы неразумно отказываться от других способов общения. Древние хорошо понимали важность многоканальной связи, поэтому наряду со звуковым языком они разработали язык жестов, тактильный и язык запахов. Частично эти языки сохранились в Индии и в странах Востока.
В первоначальном языке смыслом нагружены были и звуковые фонемы, т.е. характеристики звука. Как пишет языковед A.M. Кондратьев, существует около тридцати звуковых фонем (т.е. характеристик звука): долгота, высота, глухость, раскатистость и т.д., часть которых в различных языках продолжает нести смысловую нагрузку (долгота в английском, высота в китайском, мягкость в русском). Сам по себе звук представляет собой сложное явление, он включает в работу множество нейронов мозга. Распознание звукового смысла слова начинается с распознания звуковых фонем, затем звуков, наконец, слова и его смысла. Согласно работам известного советского нейрохирурга А.Р. Лурии, одному зрительному нейрону соответствует распознаваемый элемент предмета или его цвет, или угол наклона в его форме. Точно так же за распознавание одной звуковой фонемы ответственен один нейрон, и значит, может напрямую осуществляться связь звукового смысла и зрительного образа: ведь отдельным нейронам всегда легче связаться между собой, чем комплексу нейронов. Если связь элементарных звуков и зрительных образов структурно зафиксируется в мозге и устранятся все промежуточные способы распознавания, то изменится вид памяти, её химизм. А это приведёт к тому, что объём памяти человека увеличится почти в пятьсот тысяч раз.
С нарушением принципа преемственности звуковой язык вытеснил телепатический и человек потерял способность понимать все языки. Наша задача восстановить эту утраченную человеческую способность, которая даст самый высокий уровень общности, какого только можно достичь при незвуковом общении, что вновь возвратит Человечество к космической жизни.
Этика и образование
Назначение образования – зажечь в человеке огонь творчества, воспитать в нём потребность трудиться и обучить навыкам самовоспитания. Фридрих Ницше считал, что назначение Культуры – делать из человека учёного, художника и философа. Но этот подход лишает Человечества будущего, потому что без морали общество нежизнеспособно, без потребности людей трудиться общество рано или поздно развалится, а без самовоспитания человека оно не будет развиваться. Цель образования – превратить человека в Творца, Созидателя и Святого, что обеспечит эволюцию общества и человека.
Для этого система образования должна:
- разработать формы обучения, позволяющие овладевать алгоритмами мышления;
- отказаться от практики перегрузки памяти ученика ненужной информацией;
- давать ученикам жизненно важные знания и навыки: как правильно жить, учиться, содержать семью, обустраивать свой дом, как вести себя в коллективе, с друзьями, к чему нужно стремиться и чего добиваться;
- обучать учеников нескольким основным специальностям, необходимым для общества.
Овладев живой моралью и необходимым для индивидуальной эволюции стремлением к главным человеческим ценностям, ученик параллельно обретёт и навыки открытого мышления, благодаря которому станет возможным творчество и созидание.
В течение семидесяти лет, в условиях духовной и интеллектуальной тирании, человеческая мысль была в подполье. Много творцов ушло в небытие, унеся с собой нереализованные идеи, неосуществлённые замыслы, незаконченные лучшие дела, необнародованные открытия.
Истоки тирании лежат не в отдельном человеке, не в отдельном учении и даже не в отдельном народе. Истоки эти обусловлены способом мышления людей нашей цивилизации, который формируется существующими моральными принципами. Способ мышления порождает формы отношений, культуру, науку, уклад общества. Выйти за их рамки значит выйти за порог способа мышления, для чего надо изменить мораль. Мы уже говорили, что алгоритмы мышления конструируются моральными принципами, но та мораль, которая нам постоянно навязывается западным обществом, кроме хаоса и тираний (а русское общество ими уже сыто), ничего больше принести не может. Дихотомичное мышление обрекает все дела и начинания на провал – это самый простой тип мышления, поэтому он преобладает над остальными. Дихотомия утвердилась в культуре многих народов и установила жёсткий предел развитию науки и общества.
Освенцим и Гулаг, Хиросима и Бабий Яр – это всё результат одного типа мышления, одного вида морали. Неважно, что при этом провозглашалось и писалось на знамёнах. Важно, какая мораль лежала в основе всех этих деяний и какое отношение к человеку было на самом деле. Если терпимость, уважение, сотрудничествоещё кое-где и можно встретить, то преемственность, открытость, соответствие и соизмеримостьв нашем обществе крайне редки. Поэтому у человека с упрощённой моралью – простое дихотомичное мышление, которое красит мир лишь в два цвета – чёрный и белый – и не позволяет замечать всю бесконечную палитру цветов природы. Это же мышление делит людей лишь на врагов и друзей, не обращая внимания на всё многообразие взаимодействий живого в природе, и оказывается не в состоянии дать других оценок, кроме как «добро» или «зло». Это мышление раскладывает все научные представления на противоположности: положительный и отрицательный электрические заряды, северный и южный магнитные полюса, кислоты и щёлочи и т.д., будто в природе нет других зарядов, других видов соединений. Дихотомичное мышление, расцветшее на нашей планете, породило царство зла, которое, как правило, побеждало все другие проявления мысли, хотя в этом способе мышления нет ничего плохого, при условии, что оно не единственное и не главенствует над остальными. Для преодоления дихотомичного мышления необходимо вывести образование на достаточно высокий уровень духовности, возвратиться к своей национальной морали, которая является общечеловеческой общинной моралью. И задача образования – нести детям знания и древнерусские моральные принципы, позволяющие создать внутреннюю гармонию. А если, как говорил китайский мыслитель Конфуций, люди достигнут внутренней гармонии, они достигнут гармонии в семье, а если достигнута гармонии в семье, то воцарится гармония и в государстве.
Считается, что человек отличается от животных наличием языка как средства общения. В действительности же, для человека важны методы оперирования своими понятиями и навыками, ибо только по количеству овладения такими методами можно отличить человека от животного. С созданием открытой грамматики количество этих методов увеличится. То же происходит при овладении человеком многими специальностями. В работах Спинозы, Канта, Лейбница, Гегеля, Маркса подчёркивается важность не самой теории, а метода мышления, приводящего к ней. Будущее за таким образованием, которое не только передаёт информацию и прививает навыки, но и создаёт у человека новые виды рефлексов.
В универсальном образовании не только спасение цивилизации, но и залог дальнейшей эволюции человеческого вида. Сейчас человеку трудно представить, что он может овладеть двадцатью специальностями и сделать самостоятельно абсолютно все окружающие его вещи. Специалисты-универсалы утверждают, что достижение мастерства, как и овладение языками, затруднительно только при освоении трёх первых профессий. Точно также трудно представить, что человек может получить и семь основных высших образований. Рационально организовав обучение, их можно получить за 10-12 лет. Но у государства не было и нет потребности в таком развитии индивидов, поскольку оно в этом процессе ничего, кроме расходов, видеть не способно. Но хорошее образование и воспитание экономически выгодно обществу, поскольку оно будет затем компенсировано изобретениями, открытиями и социальными достижениями. При этом сократятся расходы на содержание милиции и органов правосудия, неизбежные при плохой системе воспитания.
Для реализации идеи универсального, полного образования необходимо охватить более широкий возрастной диапазон учащихся и начинать обучение с ясельного возраста, используя для этого опыт ведущих педагогов игрового обучения и наши национальные игры, которых до революции насчитывалось более двух тысяч. Это позволит учащимся уже к 12–13 годам освоить школьную программу, а к 22–25 годам получить универсальное высшее образование, базирующееся на основных достижениях цивилизации.
Необходимо шире применять идеи педагогов-новаторов В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, В.М. Щетинина, А.И. Новикова. Идеи последнего – это революция в педагогике, поскольку он предлагает убрать сложившуюся классноурочную практику и разрешить детям производительный труд. Отмена запрета на детский труд имеет колоссальное эволюционное значение, поскольку исчезнут условия формирования иждивенцев и тунеядцев. Школьный производительный труд нужно начинать с первого класса, а производительный труд на общество – с 14 лет.
Для воспитания в человеке чувства красоты, необходимо больше и полнее практиковать преподавание искусств и овладение ими.
Формировать характер у детей нужно такой, чтобы они потом из-за него не страдали и не мучили других, поэтому правы те, кто предлагает отказаться от оценок в школе (во всяком случае, детям о них необязательно знать), поскольку они способствуют развитию тщеславия. Вообще вся оценочная система в обществе требует серьёзного пересмотра. Так, квалификацию рабочих следует оценивать не разрядом, а коэффициентом мастерства, определяемым отношением энергии станка, пошедшей на изготовление детали, затраченной человеком энергии. Преимущество такой оценки в том, что она не ставит для человека барьер, как это делает разрядная система, а позволяет ему совершенствоваться бесконечно. Это преимущество должно быть заложено и в других сферах деятельности.
К процессу воспитания должны быть допущены лучшие люди общества, которые способны учить как моральным нормам, так и нравственности: быть честным, упорядочивать свою жизнь и делать её гармоничной. Школа должна обучать семейно-бытовой жизни и искусству общения. Детей, начиная с детского сада и школы, нужно воспитывать по щадящей методике, которая не ломает и не изменяет их врождённых качеств, тогда мы увидим проявление Живой Морали, которая в них вложена генетически.
Воспитание ребёнка в семье – это такая же работа. Если она выполнена качественно, то должна сполна оплачиваться государством. На Западе это поняли уже давно, и женщина, вырастившая и воспитавшая двух детей, получает пенсию.
Другой немаловажный вопрос: образование должно быть платным или бесплатным? В образовании заинтересовано прежде всего государство и общество, поскольку они существуют благодаря ему. Поэтому оно должно быть только бесплатным (исключение составляют лишь дополнительные услуги), и более того, учащиеся должны получать за учёбу плату, обеспечивающую их основные потребности.
С низвержением коммунистической идеологии была разрушена общественная система воспитания. Развал октябрятской, пионерской и комсомольской организаций обеднил жизнь школы, упростил отношения детей, убрал стимулы к совершенствованию. Необходимость восстановления детских и юношеских организаций не подлежит сомнению и вряд ли вызовет протест у основной массы педагогов.
Согласно закону Геккеля, развитие плода повторяет эволюцию всего вида: клетка – рыба – земноводное – млекопитающее – человек. Так и история наших предков повторяется в каждом из нас. Очень близко к этой мысли стоит ведическое мировоззрение, считающее, что в жизни человека повторяются четыре сменяющих друг друга периода, отвечающих за стихии огня, земли, воздуха и воды. Им соответствовала принадлежность к определённому роду занятий: волхвы, огнищане (крестьяне), ремесленники (воины), старейшины (купцы). Причём эти периоды отличаются и физиологически, что надо учитывать воспитателям. С 6 до 9 лет дети могут принадлежать обществу Бояна – это период веры в чудесное. С 9 до 12 лет период организации у детей «тайных обществ», название «пионеры», т.е. первооткрыватели, как нельзя лучше его характеризует. Как альтернативу этому, можно воссоздать дореволюционную детскую организацию – Сокольское общество – всеславянское спортивно-патриотическое движение, запрещённое большевиками в 1922 году, девизом которого было: «В мышцах – сила, в сердце – отвага, в мыслях – Родина». С 12 до 15 лет у девочек и мальчиков появляются различные интересы, поэтому их общества должны быть разными, например: «Ильи Муромца» – для мальчиков, которым становятся важны их мускулы, и «Святой Ольги» (символ верности и мудрости) – для девочек. Для мальчиков этого периода могут быть воссозданы ещё две организации – витязей, основанная в эмиграции Н.Ф. Фёдоровым, и скаутское движение, существовавшее в России с 1909 года. С 15 до 18 лет, в период поиска смысла жизни и своего места в ней – общая организация для девочек и мальчиков памяти Сергия Радонежского. Цели этих организаций должны быть не столько идеологическими, сколько нравственными и практическими: больше узнать, большему научиться, большим овладеть, стать лучше... Никакие кружки не заменят государственно значимых организаций. Одно дело чувствовать себя участником кружка, и совсем другое – ощущать себя включённым в общенародное дело. Человек никогда не сможет стать патриотом своей страны, если в нём не развито чувство сопричастности ко всем бедам и заботам его народа. Чтобы у нас в стране не формировалась «пятая колонна», мы обязаны ввести в школы подобные организации и серьёзно заниматься патриотическим воспитанием.
Универсальное образование требуется для осуществления четырёх круговоротов, о которых говорилось выше: человек должен уметь добывать себе пищу, производить товары, заниматься творчеством и самосовершенствованием.
Этика и веротерпимость
Российское общество всегда обладало удивительной веротерпимостью: православие и ислам, ламаизм и католичество, буддизм и иудаизм – столь разноречивые конфессии уживались в одной стране и сотрудничали друг с другом. Русский философ Н.А. Бердяев писал: «Общение с Богом проявляется через природу у язычников, через историю – в иудаизме и через дух – у христиан». Индийский просветлённый Рамакришна, пройдя через принятие всех религий мира, утверждал, что Бог один, но путей к нему много.
Все религии объединяет одна морально-нравственная основа. Нравственность – это правила по отношению к себе; мораль – это правила по отношению к другим. Все этические учения выросли из одного корня – из общин и их правил.
Этика не претендует на роль всеобщей религии. Утопизм идеи религиозного объединения история демонстрировала не раз. Единение должно быть в духе, на основе общечеловеческих моральных принципов, а не по национальным или религиозным признакам.
Согласно теореме Шеннона-Эшби, система устойчива, если она разнообразна. Этот вывод верен для общества и всей биосферы. Допустим, что в биосфере уничтожены все животные и растения и оставлен всего один вид. Долго ли она просуществует? Не пройдёт и недели, как от этого вида и биосферы ничего не останется. Такую же ошибку делают искатели единой религии, на основе которой якобы можно объединить всё Человечество, не понимая, что обрекают свой народ на культурное вырождение. Исторические примеры показывают, что при многообразии социальной жизни происходит удивительный расцвет наций и государств. И вопрос не в том, чтобы найти нечто единое, что могло бы объединить Человечество, а в том, чтобы для каждого убеждения в обществе была своя социальная ниша. В этом понимании все люди должны быть едины, тогда будет возможна социальная эволюция.
Этика относится ко всем религиям терпимо. Но сегодняшнее увеличение различных сект, проникающих к нам из-за границы или вновь возникающих на нашей территории, вызывает лишь недоумение.
Этика не входит в противоречие с религиозными конфессиями, а помогает благодаря усвоению этических принципов углубить религиозность прихожан.
Этика в быту
Здоровый быт определяется следующими факторами: что мы едим, чем дышим, как живём (психологический климат), с кем живём (качество семьи) и где живём (место и архитектоника дома).
Наши способности во многом зависят от качества употребляемой нами пищи. В настоящее время русские используют в пищу около 10 видов растений, а ежедневно – не более пяти, в то время как до революции на крестьянском столе было свыше 50 видов выращенных крестьянской семьёй растений. Во времена Екатерины II, по указу её величества, крестьяне из предместий Санкт-Петербурга выращивали в оранжереях цитрусовые, и петербургский рынок был заполнен ими. В монастыре на Соловецких островах монахи выращивали виноград, груши и другие теплолюбивые растения.
Всего на нашей планете насчитывается одомашненных съедобных фруктовых и овощных растений около 3000 видов, большинство из них произрастает в тропиках. В США за последние 20 лет освоено 400 видов, и они регулярно попадают на стол простых американцев. В течение 10 лет планируется освоить ещё 100 видов. До 1917 года также и в России повсеместно велись работы по адаптации тропических растений к условиям наших субтропиков, в результате которых, например, на территории Грузии сегодня выращивают мандарины, апельсины, лимоны и т.д. До революции были получены прекрасные результаты по одомашниванию диких животных и растений. Например, одомашненная в России в прошлом веке клюква получила широкое распространение во всём мире, а у нас в стране сегодня о ней даже не знают.
Разнообразное гармоничное питание – залог красоты, долгожительства, развитых способностей и здоровья индивидов. От питания во многом зависит и наша индивидуальная эволюция. При формировании организма никакая аскеза не даст положительных результатов, если организм не будет насыщен разнообразным и полноценным питанием. Нужно сначала дать возможность узнать бесконечное разнообразие вкусовых веществ, которые организм будет синтезировать в период аскезы.
Практически мы не употребляем в пищу адаптогены (столь же важные для организма, как и витамины), которые находятся в таких растениях, как элеутерококк, заманиха, женьшень, лимонник и др. Они помогают нам адаптироваться к новым условиям и способствуют нашей эволюции. Существуют растения, которые могут вызывать у нас те или иные эмоции, стимулировать радость и вдохновение, или вводить в глубокое спокойствие.
Ещё большее влияние оказывает на нас состав воздуха. Известно, что многие газы вызывают у нас те или иные эмоции и состояния. Например, окислы углерода вызывают сонливость и головную боль, летучие соединения серы вызывают угнетённое состояние, закись азота – веселье, пары ртути – ярость и т.д.
В масштабах государства необходимо уделять больше внимания медицине, предупреждающей болезни (диетотерапии, физиотерапии и науки о продлении молодости – ювенологии). Современная тенденция сделать медицину платной более чем антигуманна. Западное общество воспитало целую прослойку врачей, которые заинтересованы в том, чтобы их пациенты болели и как можно дольше. Неужели мы не учтём их горький опыт? Вышедшие наконец из вынужденного подполья специалисты по народной медицине также должны оплачиваться государством. Предупреждающая медицина, внедряемая на каждом предприятии, активно смогла бы воздействовать на наш быт и здоровье.
Конечно, просто сидеть и ждать, пока все предприятия внедрят у себя на производстве воздухоочистительные системы и предупреждающую медицину – безнадёжное занятие. Гораздо реальнее строить для себя экологические дома, которые не только защищали бы от непогоды, но и снабжали бы человека чистым воздухом, широким ассортиментом съедобных растений, выращенных на огороде, пищей и энергией. Проекты и разработки таких домов в России давно уже имеются.
С древности известны семь путей со