Занятие №12. Представительство, выборы и голосование. Избирательные системы: дискуссии и противоречия. Электоральное поведение. Иные способы политического участия
Основные аспекты темы:
• Выборы как политический институт
• Теории представительства
• Функции выборов
• Мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы
• Теории электорального поведения
• Три социологических закона Мориса Дюверже
• Концепция Уоллерстайна о сочетании формы правления и избирательной системы
• Способы политического участия
Проблемные вопросы:
1. Каковы наиболее распространенные причины абсентеизма?
2. Какова роль СМИ в электоральном поведении?
3. Возможно ли объяснение электорального поведения сугубо рациональным выбором избирателя?
4. Каковы основные недостатки системы простого большинства?
5. Целесообразно ли возвращение смешанной избирательной системы при выборах в Государственную Думу РФ?
Занятие №13. Политическая культура. Отличительные черты политической культуры. Структура и функции политической культуры. Типологии политической культуры. Политическая социализация.
Основные аспекты темы:
• Современные интерпретации политической культуры и политико-культурных объектов
• Отличительные черты политической культуры
• Структура политической культуры
• Функции политической культуры
• Политические символы
• Базовые и специфические основания типологий политических культура
• Цивилизационные основания особенностей политической культуры западного и восточного типов
• Понятие политической социализации
• Агенты политической социализации
Проблемные вопросы:
1. Почему, на Ваш взгляд, Уильям Джеймс называл политическую культуры «цветущей и жужжащей неразберихой»?
2. Как выражается интеграционная функция политической культуры в российской действительности?
3. Что такое политическая десоциализация?
4. Как влияют глобализация на развитие национальных политических институтов?
5. Чем отличается политическая социализация современной молодежи от аналогичных процессов в 1970-1980-х гг.?
Занятие №14. Политическая идеология. Функции идеологии. Понятие идеологического спектра. Типология крупнейших политических идеологий в историческом и современном аспектах. Будущее идеологии.
Основные аспекты темы:
• Происхождение категории политической идеологии
• Многообразие интерпретаций политической идеологии
• Социальные функции идеологии
• Идейно-политический спектр
• Либерализм: история и современность
• Основные вехи развития консерватизма
• Идеология социализма
• Национализм: идеология ли?
• Доктрина фашизма
• Анархизм и его разновидности
• Конец идеологии?
Проблемные вопросы:
1. Можно ли среди остальных выделить либерализм и консерватизм как метаидеологии?
2. На каких постулатах зиждется экономический либерализм?
3. Можно ли феминизм считать идеологией?
4. Вытеснит ли эпоху социальной рефлексивности (по Энтони Гидденсу) идеологии?
5. Почему понятие «идеология» вызывает столь негативные ассоциации?
Занятие №15. Политическое изменение. Проблематика изменений в ретроспективе. Реформа, революция, переворот, реставрация, пересмотр конституции. Понятие политической модернизации.
Основные аспекты темы:
• Природа политического изменения
• Тезисы общей теории политического развития
• Проблема политического прогресса
• Теория революций Эйзенштадта
• Реформа и ее виды
• Переворот, реставрация и пересмотр конституции как типы политических изменений
• Предпосылки и факторы политической модернизации
• Модернизация по Хантингтону
Проблемные вопросы:
1. Приведите примеры революций сверху. Каковы их результаты по сравнению с революциями снизу?
2. Оправдано ли представление о традиционных обществах как о «примитивных и отсталых»?
3. Может ли государственный переворот сравниться по своим последствиям с революцией?
4. Какие наиболее приемлемые варианты модернизационных преобразований в теории Растоу?
5. Какова специфика обществ «позднего старта»?
Занятие №16. Политическое поведение. Человек как основной актор политики. Бихевиоризм. Факторы воздействия на политическое поведение. Организованные и стихийные формы политического поведения. Политическое участие и его виды. Кризисы политического участия
Основные аспекты темы:
• Понятие политического поведения и его виды
• Политические темпераменты
• Психологическая составляющая политического поведения
• Политическая идентификация
• Модели политического участия
• Кризисы политического участия и модели их разрешения
Проблемные вопросы:
1. Как можно определить политическую установку, мотив, потребность?
2. Каким образом изменяется поведение человека в толпе?
3. Какие способы прямого политического участия видятся Вам наиболее эффективными?
4. Какие формы политического участия представляются Вам важными в современной России и почему?
5. Какие бывают кризисы политического участия?
Занятие №17. Мировая политическая система и международные отношения. Исторический экскурс в развитие МО. Различные школы МО. Тенденции современного развития политической структуры мира. Глобализация.
Основные аспекты темы:
• Краткий обзор основных этапов развития МО
• Школы реализма и неореализма
• Школы либерализма и неолиберализма
• Многообразие трактовок глобализации
• Противоречия и сложности глобализации
• Много- и однополярный мир
Проблемные вопросы:
1. Каков вклад теории в формирование мировой политики?
2. Какая теоретическая школа международных исследований и какие аспекты современной политической системы мира описывает наиболее точно?
3. Есть ли уязвимые стороны в теории школы либерализма?
4. Могут ли и как именно государства противостоять негативным аспектам мирового развития, связанным с современными технологиями?
5. Велика ли роль международных организаций в формировании современного мирового порядка?