II. Изучение нового материала. Нации и межнациональные отношения
У р о к 19
Нации и межнациональные отношения
Цель: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.
П о н я т и я: этнос, нация, национальное самосознание, национальная политика, национализм.
Тип урока – комбинированный.
I. Проверка домашнего задания.
Размышление: «Молодежь счастлива тем, что у нее есть будущее».
II. Изучение нового материала.
План
1. Этнические общности.
2. Национальное самосознание.
3. Развитие межнациональных отношений в современном мире.
4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.
5. Национальная политика.
Социальные общности– относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.
– Что такое этнос? Этнические общности?
Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Различные подходы к пониманию сущности этносов их генезиса и многообразия состава населения Земли.
1. Естественно-биологический или расово-антропологический подход о неравенстве человеческих рас, культурном превосходстве белой, европиоидной расы. (Ж. Гобино, Ж. Лапуж). Несовершенство расовых признаков – основа культурной отсталости наций и народностей.
2. «Пассионарная теория этногенеза» Л. Н. Гумилева. Этнос – природное, биологическое, географическое явление. Этнос – результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания.
Пассионарность – определенная характеристика поведения и природных свойств человека.
3. Социокультурный подход к пониманию сущности этносов: этнические общности – компоненты социальной структуры общества.
4. Концепция нации П. Сорокина – решающая роль в формировании нации, государственности, языка, территории.
5. Марксистская теория – экологические отношения – главная основа формирования нации.
Нация – определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.
Нация – важный элемент общественно-политической надстройки.
Нация – неразрывное единство государства и гражданского общества.
Нация – исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.
Задание: прочитайте фрагмент из повести Ч. Айтматова «Белый пароход», приведенный на с. 222–223, поразмышляйте над прочитанным. Согласны ли вы с тем, что здесь написано?
Национальное самосознание – совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций. (Национальные отношения: словарь.)
– Приведите примеры единства вековых традиций и современной деятельности в истории какой-либо нации.
Национальный интерес – совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.
Национальный интерес – это выражение потребностей какого-либо одного доминирующего этноса (коренной нации).
– Приведите примеры национального интереса для какой-либо нации.
Межнациональная дифференциация – это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах.
Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.
Причины:
1. Невозможность государства жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.
2. Экономическая и политическая взаимосвязь стран.
Особенности развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами:
1. Утрата прежнего высокого статуса русской нации.
2. Рост сепаратистских тенденций на территории России.
3. Демографические и миграционные процессы.
Изучить вопросы о межнациональной дифференциации, интеграции и особенностях развития современных взаимоотношений можно в группах, предложив учащимся самостоятельно определить, что представляет из себя межнациональная дифференциация, интеграция и особенности взаимоотношений русской нации с другими нациями.
– Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране?
– Что такое национализм?
Национализм – идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.
– Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распада Советского Союза?
Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. (Национальные отношения: словарь.)
– Назовите известные вам межнациональные конфликты?
– Каковы причины межнациональных конфликтов?