Укрепление государственного суверенитета и института президенства. Конституция Республики Казахстан 1995 года
Со второй половины 1990-х годов начался процесс поэтапного формирования государственно-политической системы современного Казахстана. Однако он не был идеально гладким: отправным моментом трансформации стало решение Конституционного Суда Республики от 6 марта 1995 года, признавшего Верховный Совет ХIII созыва, избранный 7 марта 1994 года, нелегитимным (в связи с нарушением Кодекса о выборах). Поводом послужил поданный в Конституционный Суд иск кандидата в депутаты Татьяны Квятковской, требования которой сводились к признанию недействительными выборов по Абылайхановскому избирательному округу города Алматы. В итого не соответствующими Конституции были признаны некоторые документы Центризбиркома Республики Казахстан, применение которых нарушало равенство прав граждан во время их участия в выборах, способствовало созданию избирательных участков, не равнозначных по численному составу избирателей. Также были выявлены многочисленные примеры нарушения подсчета голосов. В результате Верховный Совет ХIII созыва был распушен.
Более глубокие причины роспуска Верховного Совета заключались в его низкой эффективности, замедленности действий, когда законы, нужные обществу, особенно в период перехода к рынку, принимались очень долго. Подобная неторопливость могла замедлить темпы реформ, осуществление взятого курса на скорейшее становление рыночных механизмов.
В стране сложилась нестандартная политическая ситуация: Казахстан остался без законодательного, представительного органа. Однако при этом 11 марта 1995 года Конституционный Суд подтвердил, что Закон «О временном делегировании Президенту Республики Казахстани главам местных администраций дополнительных полномочий», принятый 10 декабря 1993 года, продолжает действовать. Вот так на очередном повороте современной истории ответственность за курс развития страны легла полностью на плечи Главы государства.
Выходом из сложившейся политической ситуации стала инициатива Ассамблеи народа Казахстана (создана 1 марта 1995 года) о проведении референдума по продлению полномочий Президента. После подписания Указа 25 марта 1995 года «О республиканском референдуме» 29 апреля 1995 года был проведен референдум о продлении полномочий Президента Н.А. Назарбаева до 1 декабря 2000 года. В нем участвовали 91,26% избирателей, из них 95,46% проголосовали за продление срока полномочий Президента. С этого момента институт президентства стал ведущим политическим институтом в стране. С марта по декабрь 1995 года Президент страны Н.А.Назарбаев, наделенный законодательными полномочиями, подписал сто пятьдесят рыночных законов, окончательно закрепивших модернизационные процессы в Казахстане.
После апрельского референдума встал вопрос о разработке новой Конституции, адекватной задачам нового этапа государственного развития. При этом Конституция должна была отвечать не только текущим потребностям, но, главное, - перспективам Казахстана. Она должна была позитивно решить проблему взаимоотношений между обществом и государством, укрепить чувство патриотизма и уверенность в будущем у всего народа с учетом масштабов Казахстана, полиэтичности населения, состояния общества и опыта стран, успешно нашедших выход из сходных ситуаций.
Был рассмотрен целый ряд проектов. Для анализа и экспертизы выбранного проекта Конституции 22 мая 1995 года по указу Президента был создан экспертно-консультативный совет. В этот совет вошли 12 человек: Ю.В.Басин, профессор Казахского государственного юридического института, доктор юридических наук; В.А.Ким, заведующий кафедрой государственного права КазГНУ, доктор юридических наук; К.А.Колпаков, представитель Президента Республики Казахстан в Верховном Совете, доктор юридических наук; А.К.Котов, заместитель директора Научно-исследовательского центра частного права Казахского государственного института; Б.А.Мухамеджанов, заведующий отделом по вопросам законодательства и судебно-правовой системы Администрации Президента Республики Казахстан; Е.К.Нурпеисов, видный ученый, ректор Казахского государственного юридического института, кандидат юридических наук; Г.С.Сапаргалиев. директор Института государства и права Министерства юстиции, академик НАН Республики Казахстан; M.X.Сулейменов, директор Научно-исследовательского центра частного права Казахского государственного института, член-корреспондент НАН Республики Казахстан; Н.А.Шайкенов, министр юстиции, доктор юридических наук. В состав комиссии также вошли зарубежные эксперты: С.С.Алексеев, председатель Ученого совета Центра исследования Российской Федерации; Роллан Дюма, председатель Конституционного Совета Франции.
Проект Конституции был вынесен на всенародное обсуждение с 30 июня. Целый месяц шло активное обсуждение главного закона: в республике состоялось около 35 тыс. собраний по обсуждению проекта и было высказано около 30 тыс. различных предложений и замечаний. В итоге в 55 статей Конституции (из 95) было внесено 1100 поправок. В обсуждении также приняли участие 58 республиканских организаций, общественных объединений и движений, от них поступило 678 предложении и замечаний.
30 августа 1995 года во всенародном референдуме приняли участие 8 212 773 граждан, или 81,14% электората. Только 9,9% участников референдума высказались отрицательно. В итогеза новую Конституцию Республики проголосовало 89% участников референдума. Принятие Основного закона государства в такой короткий срок – редкое явление в мировой практике. В новой Конституции были установлены прочные основы государственности и четкий политико-правовой контур единой государственной власти, способной направлять и регулировать общественное развитие. По Конституции Республика Казахстан является демократическим, светским, унитарным, социальным и правовым государством. По существу, Казахстан стал государством с президентской формой правления. Основой демократического строя, демократических принципов и ценностей являются человек, его права и свобода, идеологический и политический плюрализм, равенство перед законом.
Конституция установила демократические принципы разделения власти в республике на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые взаимодействуют на принципах сдерживания и равновесия. Принципиальным было положение, что институт президентства отныне стал олицетворением единства государства и народа Казахстана, а по Конституции 1993 года он находился в рамках исполнительной власти.
В соответствии со статьей 40 раздела 3 Конституции Президент – глава государства, определяющий направления внутренней и внешней политики страны. Президент, во-первых, символ и гарант единства народа и государственной власти, во-вторых, обеспечивает унифицированное действие ветвей государственной власти, сохранение ответственности органов власти перед народом Казахстана. Тем самым Президент выступает высшим арбитром между ветвями власти и обладает соответствующими полномочиями.
Таким образом, особенностью новой Конституции и зафиксированной в ней государственно-политической системы управления страной является усиление института президентства, что в целом соответствует вызовам современной эпохи. Казахстан – свободное общество, поэтому не удивительно, что тенденция усиления института президентства, отраженная в Конституции 1995 года и в реальной практике государственного строительства, вызвала в обществе дискуссии о наличии авторитарных признаков в политической системе Казахстана. Однако следует учесть, что расширение полномочий Президента как главы государства связано с необходимостью ускоренного завершения реформ в социально-экономической сфере в условиях транзитного периода.
Впервые в Конституцию было введено понятие «Парламент» как демократический институт, апробированный во многих странах и доказавший свою эффективность. Новая Конституция определила полномочия во взаимоотношениях Президент - Парламент и Президент– Правительство. Парламент был признан высшим представительным органом, осуществляющим законодательную деятельность Республики Казахстан. В соответствии с конституционными полномочиями Парламент может в ограниченном виде выступать от имени народа, а также утверждать основные принципы и нормы, регулирующие определенные стороны государственных и общественных отношений
В целях внедрения механизма сдержек и противовесов, а также совершенетвования законодательного органа в Казахстане был создан двухпалатный Парламент. По Конституции 1995 года Парламент состоит из двух постоянно действующих палат: Сената и Мажилиса. Полномочия Сената - 6 лет, Мажилиса - 5 лет. Верхняя палата Парламента - Сенат - предназначена для выполнения функции надзора, регионального представительства, является связующим звеном между Главой государства и нижней палатой - Мажилисом, которая, в свою очередь, как основная представительная палата, особое внимание уделяет требованиям народа.
Таким образом, в середине 1990-х годов впервые в истории Казахстана начал формироваться профессиональный Парламент. При этом в условиях усиления института президентства произошло не упрощение, а, наоборот, дальнейшее развитие государственной системы, о чем и свидетельствовало создание двухпалатного Парламента, пришедшего на смену однопалатному Верховному Совету.
В реформированной государственной системе была увеличена ответственность и значимость исполнительной власти. Правительство самостоятельно осуществляет руководство деятельностью системы исполнительных органов. В 5-м разделе новой Конституции были четко обозначены полномочия правительства.
В отличие от Конституции 1993 года, Конституция 1995 года урегулировала, уточнила взаимоотношения основных политических институтов государственной системы. Трансформация политической системы Казахстана протекала сложно, параллельно с формированием гражданского общества, реформированием экономики. Отсутствие развитых политических институтов, практики демократического управления, слабость избирательной системы привели ко многим трудностям. Именно в целях преодоления этих трудностей и скорейшего выхода из кризиса и обеспечения устойчивого развития в период структурной перестройки институту президентства была отведена главная, решающая роль.
В результате политической трансформации в середине 1990-х годов в стране сформировалась особая модель президентского правления, что соответствовало исторической значимости проводимых масштабных преобразований, состоянию казахстанского гражданского общества, особенностям его национально-политической культуры и формирующейся рыночной экономике.
В середине 1990-х годов данная трансформация политической системы Казахстана была неоднозначно встречена мировой и отечественной общественностью. Одни (некоторые бывшие депутаты, представители партий, эксперты) рассматривали события 1995 года не иначе, как «неконституционный разгон парламента». По мнению других, в 1993-1995 годах имел место не столько «разгон», сколько «самороспуск» Верховного Совета двух созывов, из чего логично вытекало принятие новой Конституции и усиление (в сложных внутри- и внешнеполитических условиях) полномочий действующего президента.
Тогда, в 1995 году, разные политические силы по-разному видели суть этих перемен. Одни стояли на стороне политических преобразований, другие же, по существу, против них. Но история все расставила по своим местам. Время показало, что создание новой парламентской системы было абсолютно необходимым и обоснованным. В конечном счете, не только в Казахстане, но и во всех странах СНГ произошли подобные трансформации, и прежняя система Советов, и прежние конституции уступили свое историческое место новым политическим структурам и законам.
Преимущество, большой плюс казахстанской ситуации 1995 года (как и 1993 года) состояли в том, что роспуск Верховного Совета произошел мирно, бескровно, на основе правовых механизмов, а не через вооруженное противостояние, как это было в сопредельной стране. Казахстан твердо вступил на путь законности и порядка.