Основные положения Конституции РК 1995 года. Значительный этап конституционного развития страны открыла перед Казахстаном Конституция республики

Значительный этап конституционного развития страны открыла перед Казахстаном Конституция республики, принятая на референдуме 30 августа 1995 года и провозгласившая Республику Казахстан демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Конституция Республики Казахстан 1995 года представляет собой принципиально новый документ, которая проявляется, прежде всего, в новых принципах, закрепленных в ней. Основополагающими принципами новой Конституции Республики Казахстан выступают следующие: национальный и народный суверенитет; демократизм власти и конституционализм; правовое государство и гражданское общество; естественность и неотъемлемость прав и свобод человека и гражданина; общественное согласие и политическая стабильность; экономическое развитие на благо всего народа; казахстанский патриотизм; соблюдение принципов и норм международного права. Конституция Республики Казахстан юридически оформила основополагающие вопросы общественной жизни государства: основные права, свободы и обязанности граждан, принципы осуществления государственной власти, основы экономической и политической систем республики.

В Конституции 1995 года уже нет положений об особом характере государственности как самоопределившейся казахской нации. При этом нисколько не ущемляется историческое и этническое самосознание казахского народа, его законное право на свою государственность. Оно отражено в названии государства — Республика Казахстан. Единственным источником власти государства признается народ Казахстана, который составляет не только казахская нация, но и все другие национальности, объединенные общей исторической судьбой в Казахстане.

Конституция делает существенный шаг вперед в решении вопроса о распределении правомочий между Президентом и Правительством. По новой Конституции, Президент является главой государства и становится его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики республики и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Таким образом, Президент, как глава государства, теперь не относится ни к одной ветви власти, а выступает координатором их взаимоотношений. Систему исполнительных органов республики отныне возглавляет Правительство страны в лице Премьер-Министра. Получила свое закрепление в новой Конституции и двухпалатная структура Парламента страны. Создание постоянно действующего двухпалатного Парламента позволило создать прочную базу парламентаризма в Казахстане.

В Конституции окончательно поставлена точка в вопросах о гражданстве. В статье 10 Конституции прямо установлено, что за гражданином Казахстана не признается гражданство другого государства. Данное положение получило свое закрепление и в статье 3 Закона Республики Казахстан “О гражданстве Республики Казахстан”. Новым в Конституции является положение, согласно которому гражданин Казахстана ни при каких условиях не может быть лишен гражданства, права изменить свОе гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана. Гражданин Республики Казахстан не может быть также выдан иностранному государству, за исключением случаев, установленных международными договорами.

Окончательно решен вопрос и статуса языков. В Конституции записано, что в Республике Казахстан государственным языком признается казахский язык, а русскому языку придан статус официального языка. Наравне с казахским языком во всех государственных организациях и органах местного самоуправления может употребляться и русский язык. Основным законом государства запрещено ограничение прав и свобод граждан по признаку не владения государственным или иным языком.

Новая Конституция закрепляет свою высшую юридическую силу и утверждает свое прямое действие на территории государства. Отныне нормы Конституции являются юридическими предписаниями прямого действия. В случае отсутствия в текущем законодательстве каких-либо конкретных норм, регулирующих те или иные правоотношения, нормы Конституции должны применяться прямым образом. В ныне действующей Конституции записано, что действующее на момент вступления в силу новой Конституции законодательство применяется в части, не противоречащей Основному закону страны. Все нормативно-правовые и подзаконные акты Республики Казахстан должны приниматься на основе и во исполнение Конституции. Законы и международные договоры, признанные несоответствующими Конституции Республики Казахстан, не могут быть подписаны либо, соответственно, ратифицированы и введены в действие.

Одним из характерных признаков Конституции 1995 года является ее приверженность общепризнанным демократическим и правовым принципам. Нормы и положения нового Основного закона страны разработаны в соответствии с огромным опытом мирового конституционного законотворчества. Основной закон конституционно закрепляет приоритет прав и свобод человека и гражданина, что, безусловно, является большим прогрессивным шагом вперед на пути демократических преобразований. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. В нормах действующей Конституции четко разделены понятия гражданина, как субъекта гражданских правоотношений, и человека, как личности, обладающей абсолютными и неотчуждаемыми правами и свободами, приобретаемыми с момента своего рождения. Впервые в этих вопросах Конституция отошла от догм командно-административной системы.

Справедливым, думается, что уровень демократизма в обществе определяется не только формальным провозглашением в Основном законе прав и свобод, но и созданием таких условий, при которых человек действительно может ими пользоваться. Из норм Конституции вытекает, что государство и его органы должны создавать условия для того, чтобы граждане могли реально использовать свои права и свободы. Конституционное закрепление и гарантированность прав и свобод человека и гражданина выступают определенным механизмом ограничения государственной власти. Вместе с тем, Конституция определяет не только права личности, но и его обязанности: каждый обязан соблюдать Конституцию и законы, уважать государственные символы страны, права, свободы, честь и достоинство других лиц.

Однако реализация принципов и норм, заложенных в Конституции Республики Казахстан 1995 года, возможна только в результате сознательных и решительных действий. Необходимо понимать, что эффективность Конституции будет обеспечена лишь в том случае, когда она будет воспринята не как очередная декларация намерений, а политико-правовой документ, служащий защите прав и свобод человека, укреплению национального согласия и суверенитета Казахстана. Поэтому очень важно, чтобы в общественном сознании укрепилось правильное понимание места и роли Конституции в жизни общества и государства, понимание того, что Конституция будет реальной лишь при условии, что в ее реализации примут участие не только государственные органы, но и все общество в целом. Соблюдая Конституцию, сверяя свои действия с принципами и нормами Конституции, а, в необходимых случаях, непосредственно применяя их, мы сможем построить правовое и демократическое государство.

91. Н.А.Назарбаев – первый Президент РК.

Президент Республики Казахстан — высшее должностное лицо и главнокомандующий Вооруженными силами Республики Казахстан. Его полномочия определяются специальным разделом конституции Республики Казахстан. С момента учреждения должности 24 апреля 1990 года, президентом Казахстана является Нурсултан Абишевич Назарбаев.

Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.

24 апреля 1990 года Верховный Совет Казахской ССР (высший орган власти в республике) учредил должность президента Казахской ССР, приняв Закон «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в конституцию (основной закон) Казахской ССР». В этот же день, Верховный Совет избрал президентом Нурсултана Назарбаева[3]. На момент избрания, Назарбаев уже руководил Казахстаном с 22 июня 1989 года в должности Первого секретаря ЦК Коммунистической партии Казахской ССР.

1 декабря 1991 года состоялись первые всенародные выборы президента Казахстана. Выборы были безальтернативными, единственный кандидат — Нурсултан Назарбаев — победил с 98,7 % голосов при явке избирателей 88,2 %.

10 декабря 1991 года Нурсултан Назарбаев подписал закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан. 16 декабря 1991 года Верховный Совет провозгласил государственную независимость Казахстана.

28 января 1993 года Верховный Совет Казахстана принял новую конституцию, заменившую прежнюю, действовавшую ещё с советского времени. По этой конституции, президент избирался всенародным голосованием на 5 лет, пребывание одного человека в должности было ограничено 2 сроками[5].

29 апреля 1995 года в Казахстане был проведен референдум по продлению полномочий президента Казахстана Нурсултана Назарбаева до 1 декабря 2000 года[6]. За это высказалось 95,46 % избирателей при явке 91,26 %[7].

30 августа 1995 года на референдуме была принята новая конституция Республики Казахстан.

1998—2000

7октября 1998 года в конституцию Казахстана были внесены изменения, в том числе касающиеся президента — срок его полномочий был увеличен до 7 лет, отменено ограничение на срок пребывания в должности одного и того же человека, минимальный возраст президента был увеличен до 40 лет.

10 января 1999 года состоялись вторые (внеочередные) всенародные выборы президента Казахстана. Действующий президент Нурсултан Назарбаев победил, получив 79,78 % голосов, и остался в должности на следующие 7 лет. Единственный оппозиционный кандидат Серикболсын Абдильдин (Компартия Казахстана) получил 11,7 %[10].

20 июня 2000 года Конституционный совет Республики Казахстан издал официальное толкование пункта 5 статьи 42 конституции Республики Казахстан. Согласно этому пункту, одно и то же лицо не имеет права занимать должность президента более двух сроков подряд. Конституционный совет постановил:

Данное конституционное положение не распространяется на лицо, осуществлявшее полномочия президента Казахской ССР и Республики Казахстан до избрания его на эту должность 10 января 1999 года в соответствии с конституцией Республики 1995 года.

Наши рекомендации