Общезначима (имеет значение для всего социума)
Основное свойство информации – адресность!
Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. (Форма: носитель, выпуск, издание. Условие: регистрация, лицензия.)
МИ – см. закон о СМИ – сообщение, предназначенное для неограниченного круга пользователей.
Сообщение
Минимальная единица информации
Неделимое (Виннер)
Возникновение сообщения – следствие любых происходящих изменений действительности. Любое из этих изменений – информационно.
Социальная информация – то, что востребовано обществом. Ее формулирует журналист. Не весь массив социальной информации переходит в массовую, т.к.. нужен еще один критерий - общедоступности.
Отобранная информация попадает в канал информации. МИ будет представлять ту часть социальной информации, которая методом отбора перешла в критерий общедоступности.
Журналист + редакция = интерпретация информации.
После отбора – обработка информации.
Существует несколько видов ТД (творческой деятельности), в результате которых создается качественно новый информационный продукт. Это называется интерпретацией первичного сообщения.
стадия – авторское творчество (создание текста): рождается порождающая модель текста (идет от прагматики)
стадия – редактирование (окончательное формирование текста)
стадия – организаторская деятельность (определить в рубрику, соответствующую плану)
стадия – размещение (+иногда окончательное редактирование – урезание и проч)=реализация
стадия – реализация принципа обратной связи (рейтинги, оценки, голосования) с целью оценки текста.
Рецепиент после текста должен знать, что ему нужно делать. (подробнее об этом в 8.2)
!!! Синтактика, прагматики и семантика.
Об истории понятия М.И.
Понятие МИ четко определено в законе о СМИ. История насчитывает несколько тысячелетий, но появление ее как объекта связано с возникновением самой журналистики и СМИ. (См. Пражурналистские явления и Формирование журналистики как социального института)
Определение М.И. рождается в начале ХХ века и связано с первыми философскими работами о журналистике (Бергсон, Шопенгауэр). Субъективность восприятия информации.
Эйдос – мельчайшая частица идеи. (Платон). Он косвенно определил, что мир сам по себе информационен и любая идея – тоже.
Гегель. «Дух», который сопрягал идею и ее земное воплощение. Дух – информационное понятие.
Гиббс (математическая статистика) и Августин (теология) – на них опирается Виннер.
Риккерт – Любой факт – результат сложного психофизического действия, интерпретации ( не то, что произошло, а как это было воспринято).
Шопенгауэр – СМИ предполагает повседневную информацию. Появление слова «информация».
1948 – книга Виннера «Кибернетика». 1954 – версия книги «Кибернетика и Общество». Он создает теорию социального регулирования (методы поведения и социальной регуляции). В основе регуляции социального поведения человека лежит информация. !!! категория МИ становится инструментом массового регулирования, а журналистика – социальным институтом, осуществляющим это регулирование.
(- саморегуляция. Рождение массовых информационных потоков, происходящих в следствие необходимости возникновения социальной коммуникации.
Компьютер создал. Придумал кибернетику. Если все процессы в мире информационны, если понятие интеллекта может быть смоделировано, значит, возможно создать и модель интеллекта на основе взаимодействия информационных процессов: возможна подмена человеческих функций.
Его универсальная теория применима ко всем системам (Интернет, телефон и проч.)
Лит-ра: Колосс
Соотношение творческой деятельности журналиста с понятием о ней в других областях человеческой деятельности. Роль творческой деятельности журналиста в формировании общественного мнения.
Под творческой деятельностью понимается создание объектов, которые не имеют аналогов в действительности, иначе это будет уже репродуктивная деятельность, т.е. создание копии (подробнее об этом в 7 билете). ПРИМЕР: Региональные выпуски новостей состоят из разных сегментов (их творч. деятельность) но обязательно возьмут часть из московского контента, например о встрече Путина, т.к. это контент федеральный, общий (репродуктивная деятельность).
Творч. деятельность – все, что существует в области науки (изобретения)
Искусство. Живопись - если новый замысел, манера, сюжет – творчество; если копирование картины - репродуктивная. ПРИМЕР: сравнить картины Дюрера и Дали. Нужно знать результат – сходство или самовыражение.
Религия. Иконы – канонический сюжет, но не стремятся к сходству. В каждую эпоху своя традиция.
Образование – репродукция чистой воды, но творчество начинается на уровне поиска метода.