Тема 5. Государственное управление как процесс принятия и исполнения решений.

Информация и коммуникации – основы принятия и исполнения решений в государственном управлении. Выбор цели – определяющее звено процесса принятия решения. Приоритетность выбора. Виды и формы государственных решений. Методологические основы разработки государственных управленческих решений. Последовательность этапов принятия государственного решения. Характеристика технологий принятия и реализации государственных управленческих решений.

Понятие «эффективность государственного управленческого решения». Современные подходы к оценке эффективности государственных управленческих решений.

Учебным планом предусмотрено выполнение курсовой работы в 4 семестре – 22,5 ч.

Общие требования к выполнению курсовой работы:

На основе разрабо­танного плана студентом реализуется исследовательский замысел пу­тем последовательного решения исследовательских задач.

Во введении, как и в любой исследовательской работе, необходимо обосновать актуальность выбранной темы, показать характер имею­щихся источников и проблем, существующих в пространстве изучения данной темы.

Обзор литературы. Для того чтобы обосновать актуальность выбранной темы необходимо сообщить о состоянии разработки данной области, которая заключается в рассмотрении и систематизации источников по данной теме. Поэтому после обозначения актуальности темы составляется краткий обзор литературы (обзор информационной базы), который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.

Цель курсовой работы – систематизация и углубление теоретических и практических знаний, полученных в рамках изучаемой дисциплины, закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы. Работа должна свидетельствовать о степени готовности к практической деятельности.

Задачи курсовой работы. В соответствии с поставленной целью, автором формулируются задачи, которые предстоит решить, чтобы достичь обозначенной цели. Это обычно делается в форме перечисления («дать определение…», «дать характеристику…», «описать…», «установить…», «выявить…», «определить…», «охарактеризовать….», «вывести формулу…», «разработать методику…», «проанализировать….» и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав и параграфов рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Объект– это область, сфера деятельности или совокупность организаций или учреждений и их деятельность. Объект должен быть обозначен и в названии темы. Объектом исследования могут быть: государство, федеральный округ, субъект Федерации (регионы, города федерального значения), му­ниципальное образование, объекты государственного, регионально­го и муниципального управления, государственные и муниципальные предприятия, организации, отрасли экономики и социальной сферы, на материалах которых выполняется выпускная квалифи­кационная работа.

Предмет – это одна из сторон деятельности объекта, связанная с той проблемой, которая решается в ходе исследования.

Методы исследования. Обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Основные источники получения информации. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических).

Основная часть должна содержать данные, отражающие сущность проблемы, методику и основные результаты выполненного исследования:

теоретический обзор – обобщение на базе анализа литературных источников по теме, обосновывающее выбор направления исследования, авторская позиция по теме и ее отдельным аспектам;

методы решения задач, описание методик и техник исследования, их сравнительная оценка, разработка общей методики исследования;

теоретические и (или) экспериментальные исследования, описание их характера и содержания;

обобщение (выводы) и оценку результатов исследований, оценка полноты решения поставленных задач, оценку достоверности полученных результатов.

В заключении приводятся обобщающие выводы на уровне итого­вых результатов по всей работе.

Объем курсовой работы составляет 30-35 машинописных страниц. Текст курсовой работы должен быть на­бран на компьютере шрифтом Times New Roman размером 14 пт при оформлении текста с использованием текстового редактора Microsoft Word, либо аналогичным по размеру и типу шрифтом при использовании других текстовых редакторов на одной стороне лис­та белой бумаги формата А4 (210x297мм) через полтора межстроч­ных интервала.

Шрифт, используемый в иллюстратив­ном материале (таблицы, графики, диаграммы и т.п.), при необхо­димости может быть меньше основного, но не менее 10 пт.

Поля страницы должны быть следующие:

левое поле - 30 мм;

правое поле -10 мм;

верхнее поле - 20 мм;

нижнее поле - 20 мм.

Каждый абзац должен начинаться с красной строки. Отступ аб­заца - 12,5 мм от левой границы текста.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ, СНОСОК И ПОДСТРОЧНЫХ ПРИМЕЧАНИЙ

В список литературы включаются только использованные источ­ники (не менее 15-20). Их оформление следует проводить в соответ­ствии с ГОСТом.

Список использованных источников указывается в следующем порядке:

- указы Президента РФ, постановления Правительства РФ;

нормативные акты;

учебники, монографии, диссертации и т.п.;

статьи из периодических изданий;

интернет-ресурсы.

Законодательные акты

Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. (с изменениями от 30 декабря 2008 г.).

Федеральный закон РФ «Гражданский кодекс РФ. Часть 1» от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ).

Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 г. № 63-Ф3 (в ред. от 8 декабря 2003 г.).

Постановление Правительства г. Москвы «Об образовании территориальных органов исполнительной власти города Москвы – управ районов» от 3 декабря 2002 г. № 981-ГШ.

Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) «Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)» от 12 августа 1994 г. № 31-р.

- Книги

Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2003. 304 с.

- Учебники

Рой О.И. Основы государственного и муниципального управления: Учебное пособие. СПб: Питер, 2013. 448 с.

Управление в городском хозяйстве: учебное пособие / Под ред. Р.Ж. Сираждинова. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2012. 352 с.

Сборники конференций

Смирнова К.Л. Православная культура как фактор экономического развития современной России: к постановке проблемы // Наука. Образование. Культура. Вклад молодых исследователей: материалы Первой междунар. научн. конф. преподавателей, аспирантов, студентов, студентов вузов / Отв. ред. Е.В. Сусименко; Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, 24-25 мая 2016 г., г. Новочеркасск. Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2012. С. 34-44.

- Диссертации

Казакова Н.В. Управление организационным развитием производственных систем. Дис. … д-ра экон. наук. СПб: С-Пб. гос. техн. ун-т, 1997. 145 с.

Статьи из журналов

Грейнер Л. Е. Эволюция и революция в процессе роста организаций // Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент. 2002. № 4. С. 76-94.

Интернет - ресурсы

Валеева Н.Г. Единицы перевода [Электронный ресурс]. URL: http://www.trpub.ru/valeeva-ed-perevod.html (дата обращения: 14.01.2010).

Подстрочные сноски

Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М., 2003. С. 7.

Рой О.И. Основы государственного и муниципального управления: Учебное пособие. СПб, 2013. С. 5.

Управление в городском хозяйстве: учебное пособие / Под ред. Р.Ж. Сираждинова. М., 2012. С. 12.

Казакова Н.В. Управление организационным развитием производственных систем. Дис. … д-ра экон. наук. СПб, 1997. С. 3.

Грейнер Л. Е. Эволюция и революция в процессе роста организаций // Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент. 2002. № 4. С. 78.

Приложения оформляются после списка использованных источников, последовательно нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу, например: «Приложение 1» и т.д. Страницы приложений не нумеруются. В тексте работы на все приложе­ния должны быть приведены ссылки. Каждое приложение начинается с новой страницы. Каждое приложение должно иметь заголовок, который ставится на следую­щей строке после слова «Приложение» и центруется относительно текста.

Сноски и подстрочные примечания помещаются в нижней части соответствующей страницы и заканчиваются до гра­ницы нижнего поля. Все страницы, за исключением приложений выпускной квалификационной работы должны быть пронумерованы. Первой страницей считается титульный лист, на котором но­мер страницы не проставляется.

ОФОРМЛЕНИЕ ФОРМУЛ И РАСЧЕТОВ, РИСУНКОВ И ТАБЛИЦ

Помещаемые в текст формулы должны быть пронумерова­ны и иметь сплошную, например, формулы (1, 2, 3 и т.д.).

Ссылки в тексте на соответствую­щие формулы даются в круглых скобках. На следующей строке после формулы ставится слово «где» (без двоеточия после него) и даются пояснения символов, использован­ных в формуле, в той последовательности, в которой они встречают­ся в формуле. Пояснения каждого символа даются с новой строки.

Иллюстративный материал (таблицы, графики, рисунки, фор­мулы, схемы и т.д.) включается курсовую работу с целью обеспечения наглядности. Графики, схемы и ди­аграммы располагаются непосредственно после первого его упоминания в тексте. Название графиков, схем и диаграмм помещается под ними, пишется без кавычек и содержит слово Рис. и указание на порядковый номер рисунка без знака №, например: Рис. 1. Название рисунка. Все рисунки должны быть пронумерованы в пределах главы арабскими цифрами.

Все таблицы в тексте должны быть пронумерованы в пределах главы, аналогично рисункам. Ссылка на таблицу в тексте дается по ее номеру (например, см. табл. 1.1). Над таблицей с правого края листа помещается слово «Таблица» и ставится ее порядковый но­мер (2.1, 2.2, 2.3 и т.п.). Ниже, на следующей строке, указывается на­звание таблицы. Название таблицы должно быть выровнено по цен­тру. Точка в конце названия таблицы не ставится. После названия помещается сама таблица.

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ТЕКСТА

Оригинальность текста является очень важным требованием, предъ­являемым к научным исследованиям в том числе и курсовым работам. Этот показатель сейчас легко проверяется с помощью имеющихся в распоряжении вузов, издательств систем «ан­типлагиат». Несмотря на то, что они не могут осуществить максимально объективную оценку оригинальности текста и процента заимствован­ного материала, все же они дают определенную картину относительно самостоятельности проведенного исследования.

Под плагиатом в настоящее время понимается «намеренное ча­стичное или полное копирование чужого интеллектуального продук­та с целью представить его как результат собственной интеллектуаль­ной деятельности»[1]. Более широким по смыслу выступает понятие заимствования, под которым понимается как плагиат, так и исполь­зование чужого интеллектуального продукта со ссылкой на автора. Иногда заимствование крайне сложно отличить от плагиата, и толь­ко специальная экспертиза может установить в точности характер за­имствования.

Различают три основных вида заимствования. Самым распространенным является заимствование содержания чужого интеллектуального продукта в виде чужих идей, концепций, мыслей. Выявить такое заимствование, особенно если при этом при­сваивается авторство, наиболее сложно.

Вторым видом является такое заимствование, которое проявляется в присвоении как формы, так и содержания чужого интеллектуального продукта. Диагностировать такое заимствование довольно просто, так как оно проявляется в использовании части или целого текста другого автора. Система «антиплагиат» легко определяет такое заимствование.

Третий вид заимствования менее распространен и проявляется в за­имствовании формы с пополнением ее другим содержанием, но обыч­но такое заимствование не воспринимается как плагиат.

Оригинальность текса в курсовой работе бакалавров должна составлять 50 %.

Студент защищает курсовую работу комиссии, в состав которой входят ведущие доценты выпускающей кафедры.

Ключевым элементом защиты курсовой работы является доклад. Для сообщения по содержанию курсовой работы студенту отводится, как правило, не более 5-7 минут.

Выступление, как правило, построено на основе заранее подготовленного полного текста выступления и желательно с сопровождением слайдов, содержание которого обсуждено с научным руководителем.

Порядок слайдов:

1 слайд – название темы курсовой работы, ФИО автора, руководителя;

2 слайд – предмет и объект исследования;

3 слайд – цель исследования;

4 слайд – задачи исследования;

последующие слайды – результаты исследования, выводы, практические рекомендации и др.

В структурном соотношении выступление можно разделить на три части. Первая часть в сокращенном виде представляет введение работы - отмечается актуальность избранной темы, дается описание проблемы, формулировка целей и задач исследования (проектной работы), определяются объект и предмет исследования, а также методы, с помощью которых получен фактический материал, характеристика общей структуры работы. Во второй части характеризуется каждый раздел работы, при этом особое внимание уделяется результатам самостоятельного исследования. Третья часть выступления строится по тексту заключения. Автор представляет выводы и те практические рекомендации, которые содержатся в его работе.

При защите могут представляться дополнительные материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной работы (печатные статьи по теме, документы, указывающие на практическое применение результатов работы и т.п.), использоваться технические средства для презентации материалов курсовой работы.

Наши рекомендации