Основы государтвенного и муниципального управления

ОСНОВЫ ГОСУДАРТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Методические указания к практическим занятиям

и самостоятельной работе по курсу для бакалавриата направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», направленность

«Муниципальное управление»

Новочеркасск
ЮРГПУ (НПИ)
2017

УДК 351/.352(075.8)

ББК 64.401

И 231

Рецензент

Профессор философских наук, доцент, профессор кафедры

«Управление социальными и экономическими системами»

Воденко Константин Викторович

Иванченко О.С.

И 231 Основы государственного и муниципального управления: мелодические указания к семинарским занятиями самостоятельной работе по дисциплине / О.С. Иванченко; Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова.– Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2016.– 41 с.

В пособии приведены вопросы для подготовки к практическим занятия, перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение, примерный перечень вопросов для подготовки к зачету, а также методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям.

Предназначено для бакалавров, обучающихся по программе бакалавриата по направлению «Государственное и муниципальное управление»

УДК 351/.352(075.8)

ББК 64.401

© Южно-Российский государственный

политехнический университет

(НПИ) имени М.И. Платова, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.. 4

3.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (СРС). 23

4.ТИПОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.. 36

4.2. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.. 45

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 53

Семинарские занятия, их наименование и объем в часах

Наименование тем занятий Кол-во часов Форма контроля Сроки контроля Литература
Современные подходы и направления к изучению государственного управления. Доклад 15-20 марта Раздел 5 [1-17]
Государственное управление и менеджмент как процесс управляющего воздействия Доклад, опрос 15-20 марта 7 [1-17]
Государственное управление как система Доклад, опрос 15-20 марта 7 [1-17]
Организация государственного управления в зарубежных странах Доклад, опрос 15-20 марта 7 [1-17]
Институты государственной власти в РФ Доклад, опрос 15-20 марта 7 [1-17]
Организация государственного аппарата. Институционально-структурная составляющая государственно-административного управления Доклад, опрос тестирование 15-20 марта 7 [1-17]
Функциональная составляющая система государственно-административного управления. Коммуникативная подсистема. Доклад, опрос 15-20 апреля 7 [1-17]
Кадровая подсистема государственно-административного управления. Профессионально-культурное обеспечение государственной службы. Доклад, опрос 15-20 апреля 7 [1-17]
Государственное управление социально-экономической сферой Доклад, опрос 15-20 апреля Раздел 7 [1-17]
Законность и ответственность в государственном и муниципальном управлении управление Доклад, опрос 15-20 апреля Раздел 7 [1-17]
Предмет и методологические основы изучения системы муниципального управления Доклад, опрос 15-20 апреля Раздел 7 [1-17]
Становление и развитие местного самоуправления в России Доклад, опрос, тестирование 15-20 апреля Раздел 7 [1-17]
Становление и развитие местного самоуправления в зарубежных странах Доклад, опрос 15-20 мая Раздел 7 [1-17]
Система местного самоуправления Доклад, опрос 15-20 мая Раздел 7 [1-17]
Организация процесса муниципального управления Доклад, опрос 15-20 мая Раздел 7 [1-17]
Порядок и условия прохождения муниципальной службы Доклад, опрос 15-20 мая Раздел 7 [1-17]
Приоритетные направления деятельности органов местного самоуправления в современной России Доклад, опрос, тестирование 15-20 мая Раздел 7 [1-17]


Тема 1. Современные подходы и направления к изучению государственного управления

Темы для подготовки докладов

1. Базовые и ключевые понятия курса: содержание и их толкование в современной литературе.

2. Государственное управление как наука и искусство.

3. Связь теории государственного управления с другими общественными науками.

4. Современные направления и подходы к изучению государственного управления.

5. Классификация методов управления государством.

6. Методы теории государственного управления – общенаучные методы исследования.

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Каковы задачи и методы изучения дисциплины?

2. Что такое базовые и ключевые понятия?

3. Что такое «управляющее воздействие» и какие трактовки этого понятия встречаются в научной литературе?

4. Каково соотношение и содержание понятий: государственное управление, государственно-административное управление, муниципальное управление, менеджмент?

5. Государственное управление и государственный менеджмент – это синонимы?

6. Какое из двух понятий является более широким по значению (и почему): государственная власть или государственное управление?

7. Проанализируйте и объясните следующую цитату: «Ни один человек не занимается ремеслом, которому он не учился хотя бы немного; однако каждый считает себя достаточно квалифицированным для занятия самым трудным из всех ремесел – управление государством» Сократ.

8. Аргументируйте свою позицию, что публичное управление – это управление обществом вместе с обществом.

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Что такое «глобальная революция в государственном управлении»?

2. Каково соотношение и содержание понятий «государственное управление» и «менеджмент»?

3. Что означает «эффективное публичное управление в духе менеджмента Тейлора»?

4. В чем сущность понятия «государственный менеджмент»?

5. Что такое менеджеризм, в чем состоит критика менеджеризма?

6. Каковы общие черты менеджмента в государственном и частном секторах?

7. Каковы отличительные черты менеджмента в государственном и частном секторах?

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Что такое «система» как понятие?

2. Каковы общие сущностные характеристики системы?

3. Что вы вкладываете в понятие «система государственного управления»?

4. Охарактеризуйте видовые признаки социальной системы.

5. В чем специфика системы государственного управления в ряду социальных систем?

6. Что такое субъект и объект государственного управления?

Что такое структура системы государственного управления? Какие подсистемы входят в структуру государственного управления? Охарактеризуйте подсистемы в порядке приоритетности

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Охарактеризуйте различные формы государственно-территориального устройства.

2. В чем заключаются принципиальные различия модели государственного устройства: США, Англия, Франция.

3. Главой какой ветви власти является президент США?

4. Кто является главнокомандующим вооруженными силами Великобритании: премьер-министр, королева или спикер палаты общин?

5. В чем суть формы правления Швеции, которая характеризуется как конституционная монархия?

6. Что такое «модель хозяйствования» и каковы её основные черты?

7. Охарактеризуйте основные признаки монетаризма как формы экономической политики?

8. Что такое кейнсианство?

9. Какие формы хозяйствования наиболее приемлемы для экономики России?

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Раскройте содержание термина «институт государственной власти».

2. Что содержат в себе понятия: сильный президент, слабый президент?

3. Охарактеризуйте институт Президента РФ в совокупности его составляющих: статус, функции, полномочия Президента РФ.

4. Что такое законодательный процесс и законодательные процедуры? Как они соотносятся между собой?

5. Охарактеризуйте Федеральное Собрание РФ в совокупности его функций и полномочий.

6. Какова структура Федерального Собрания РФ?

7. Раскройте содержание понятия «правительство». Прокомментируйте следующее утверждение: «Какое правительство самое лучшее? То, которое учит человека управлять самим собой» (Гете).

8. Охарактеризуйте статус, компетенцию, функции и полномочия Правительства РФ.

9. Что такое правопорядок и какова роль судебной власти в его обеспечении?

10. Охарактеризуйте структуру судебной системы РФ.

11. Каковы направления деятельности прокуратуры?

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Что такое организационная структура государственного управления?

2. Какие уровни государственной власти имеют место в Российской Федерации?

3. Что такое организационно-правовая структура исполнительной власти?

4. Проанализируйте структуру федеральных органов исполнительной власти РФ.

5. Перечислите действующие на сегодняшний момент министерства.

6. По какому принципу осуществлялось административно-территориальное деление?

7. Каковы основные задачи полномочного представителя федерального округа?

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Что включает в себя понятие «правовой статус государственного органа»?

2. Каково соотношение понятий организационная структура органа управления и организационная структура управления.

3. Проанализируйте структуру органов государственной власти в любом субъекте федерации (на ваш выбор).

4. Что такое функционально-структурная подсистема?

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Раскройте содержание понятий: человеческий потенциал, профессионал должности государственной гражданской службы.

2. Каковы основные направления государственной кадровой политики?

3. Что такое государственная служба?

4. Какие основные нормативно-правовые акты регулируют государственную службу РФ?

5. Что такое должность гражданской службы?

6. Определите содержание и соотношение понятий: государственный служащий и государственная служба.

7. Что такое профессиональная культура управления? Каковы её сущностные черты?

8. Назовите синонимы термина «профессиональная культура управления».

9. Какие элементы (компоненты) входят в структуру профессиональной культуры управления?

10. Что такое культура политическая, правовая культура, нравственная культура?

11. Что означает понятие «административная этика»?

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Охарактеризуйте роль государства в рыночной экономике.

2. Чем обусловлена необходимость государственного вмешательства в экономику?

3. Каковы цели и функции государственного регулирования переходной экономики?

4. Какие инструменты государственного регулирования наиболее эффективны в переходной экономике России?

5. Что такое социальная политика как важнейший инструмент государственного регулирования?

6. Каковы негативные последствия социальных реформ, проводимых в России в 90-е годы?

7. В чем специфика проблемы бедности в условиях переходной экономики и каковы пути её решения?

8. Какие индикаторы характеризуют социальное развитие страны?

9. Каковы основные негативные стороны заработной платы в рыночной экономике России?

10. Какая система денежных доходов населения подлежит государственному регулированию?

11. Роль рынка труда в формировании заработной платы?

12. Сформулируйте цели и формы реализации политики занятости в современной России.

13. Какую роль играет социальное страхование в системе социальной защиты населения? Виды социального страхования?

14. Какую роль местное самоуправление играет в развитии демократических методов управления обществом?

15. Каковы основные направления стратегической государственной социальной политики России?

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Что такое законность вообще и в государственном управлении в частности?

2. Каковы средства обеспечения законности в государственном управлении?

3. Какова роль дисциплины (её различных видов) в обеспечении законности в государственном правлении.

4. В чем заключается роль судебной власти в обеспечении законности в правовом государстве?

5. Что такое ответственность и каковы её виды?

6. Раскройте взаимосвязь между свободой, законностью и ответственностью в государственном управлении.

Тема 11. Предмет и методологические основы изучения системы муниципального управления

Темы для подготовки докладов

1. Сущность и содержание муниципального управления.

2. Предмет и задачи муниципального управления как научной дисциплины.

3. Основные принципы муниципального управления.

4. Формирование и развитие муниципального управления в России.

5. История развития муниципального управления зарубежьем.

6. Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта.

7. Основные теории местного самоуправления.

8. Повышение роли местного самоуправления на современном этапе.

9. Основные теории местного самоуправления.

10. Гражданское самоуправление, муниципалитет, префект.

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. В чём сущность понятия «Муниципальное управление»?

2. Каковы задачи муниципального управления как научной дисциплины?

3. Каковы цели данного курса? Что должен знать студент после изучения данного курса?

4. Назовите основные факторы, определяющие особенности муниципального управления.

5. Дайте определение понятию «Муниципальное образование».

6. Каковы основные принципы муниципального управления?

7. Каковы важнейшие документы, регламентирующие деятельность местного самоуправления?

8. С какими научными дисциплинами связано муниципальное управление?

9. Опишите основные этапы развития местного самоуправления в России.

10. Содержание основных теорий местного самоуправления.

11. Укажите основные черты организации местной власти в советский период.

12. Каковы основные тенденции развития местного самоуправления на современном этапе.

13. Охарактеризуйте англосаксонскую модель управления.

14. Сущность континентальной модели управления.

15. Отличия советской модели управления.

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Опишите основные этапы развития местного самоуправления.

2. Охарактеризуйте содержание основных теорий местного самоуправления.

3. Каковы основные тенденции развития местного самоуправления.

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Охарактеризуйте англосаксонскую модель местного самоуправления.

2. В заключается сущность континентальной модели управления.

3. В чем отличия советской модели управления.

4. Сравнительное отличие трех основных моделей местного управления.

Тема 14. Система местного самоуправления

Темы для подготовки докладов

1. Система местного самоуправлении: ее принципы и функции.

2. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

3. Полномочия субъектов РФ в сфере местного самоуправления.

4. Правовая основа местного самоуправления.

5. Характеристика представительных органов местного самоуправления (на выбор)

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Что включает в себя понятие «организационные основы муниципального управления»?

2. Какие нормативные акты регламентируют организацию и деятельность органов местного самоуправления?

3. В чём выражается понятие «объект муниципального управления»?

4. Какие факторы учитываются при формировании объектов муниципального управления?

5. Дайте определение понятию «муниципальное образование».

6. Основные полномочия муниципального образования.

7. В чём выражается понятие «муниципальное хозяйство»?

8. Что называется муниипально-правовыми нормами?

9. Классификация правовых норм.

10. Понятие системы местного самоуправления и её функции.

11. Что относится к муниципально-правовым институтам?

12. Источники муниципального права.

13. Особенности органов местного самоуправления, отличающие их от органов государственной власти.

14. Что включает в себя нормативно-правовая база местного самоуправления?

15. Понятие функций муниципального управления.

16. Что такое субъект муниципального управления?

17. Назовите основные функции муниципального управления.

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Признаки муниципального образования.

2. Специализация муниципального образования.

3. Понятие территориального управления.

4. Понятие экономического механизма управления.

5. Понятие ресурсов муниципального образования и их виды.

6. Понятие муниципального хозяйства, как основа ресурсов муниципального образования.

7. Основные элементы муниципального хозяйства.

8. Модели муниципального хозяйства.

9. Понятие муниципальных финансов.

10. Что составляет финансово-экономическую основу системы управления муниципальным образованием?

11. Понятие государственного бюджета.

12. Понятие бюджетной системы. Что в неё входит?

13. Что такое «консолидированный бюджет»?

14. На основе чего формируется муниципальные финансовые ресурсы?

15. Назовите стадии управления финансовой деятельностью.

16. Понятие муниципального бюджета.

17. Раскройте понятия «доходы» и «расходы» бюджета.

18. Классификация расходов муниципального образования.

19. Принципы бюджетной системы РФ.

20. Перечислите основные права, которыми должно обладать местное самоуправление для реализации возложенных на него обязанностей?

21. Какие принципы установления компетенции местного самоуправления провозглашены в Европейской хартии о местном самоуправлении?

22. Какие функции местное самоуправление выполняет в современном обществе?

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Что такое «муниципальная должность» и какие они бывают?

2. Дайте определение понятию «муниципальный служащий».

3. Перечислите задачи муниципальной службы.

4. Основные функции муниципальной службы.

5. Основные принципы муниципальной службы.

6. Проанализируйте современное состояние муниципальной службы.

7. Понятие муниципальной должности.

8. Охаракткризуйте права, обязанности и гарантии муниципальных служащих.

9. Принципы подбора муниципальных служащих в резерв кадров?

10. Что входит в обязанности муниципального служащего?

11. Какие требования предъявляются к муниципальным служащим?

12. Что входит в структуру муниципальной службы?

13. Принципы организации муниципальной службы.

14. Принципы функционирования муниципальной службы.

15. Какие есть ограничения в муниципальной службе?

16. Дайте определение понятию муниципальный служащий.

17. Какие документы оформляются при поступлении на муниципальную службу?

18. В чем состоят отличительные особенности различных представлений о кадрах?

19. Перечислите квалификационные требования по должностям муниципальной службы?

20. Какими путями обеспечивается планомерное обновление кадрового состава муниципального управления?

21. Дайте определение понятию «современная кадровая политика». Охарактеризуйте объект и предмет кадровой политики.

22. Перечислите основные направления кадровой политики в системе муниципального управления. Назовите приоритеты кадровой политики.

23. В чем заключается основная цель муниципальной кадровой политики?

24. Что включает в себя процесс формирования кадрового резерва?

25. Каково содержание деятельности по созданию и подготовке кадрового резерва к выдвижению?

26. Какие функции должна выполнять кадровая служба местной администрации?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (СРС)

Самостоятельная работа студентов – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведённое для этого аудиторное или внеаудиторное время.

Это особая форма обучения по заданиям преподавателя, выполнение которых требует активной мыслительной деятельности.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т.е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.

СРС инд. – темы и (или) разделы тем для самостоятельного изучения, в том числе конспектирование - 32,2 час.

Наименование тем (разделов) Кол-во часов Литература
Программно-целевые подходы в управлении развитием муниципалитетов. Этапы формирования целевых программ. Раздел 7 [1-17]
Использование современных информационных технологий в работе местной администрации Раздел 7 [1-17]
Опыт реформирования государственной службы зарубежных стран 4,2 Раздел 7 [1-17]
Регулирование и разрешение конфликтов во взаимоотношениях местного самоуправления и государственной власти Раздел 7 [1-17]
Государственное управление как процесс принятия и исполнения решений. Раздел 7 [1-17]

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ, СНОСОК И ПОДСТРОЧНЫХ ПРИМЕЧАНИЙ

В список литературы включаются только использованные источ­ники (не менее 15-20). Их оформление следует проводить в соответ­ствии с ГОСТом.

Список использованных источников указывается в следующем порядке:

- указы Президента РФ, постановления Правительства РФ;

нормативные акты;

учебники, монографии, диссертации и т.п.;

статьи из периодических изданий;

интернет-ресурсы.

Законодательные акты

Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. (с изменениями от 30 декабря 2008 г.).

Федеральный закон РФ «Гражданский кодекс РФ. Часть 1» от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ).

Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 г. № 63-Ф3 (в ред. от 8 декабря 2003 г.).

Постановление Правительства г. Москвы «Об образовании территориальных органов исполнительной власти города Москвы – управ районов» от 3 декабря 2002 г. № 981-ГШ.

Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) «Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)» от 12 августа 1994 г. № 31-р.

- Книги

Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2003. 304 с.

- Учебники

Рой О.И. Основы государственного и муниципального управления: Учебное пособие. СПб: Питер, 2013. 448 с.

Управление в городском хозяйстве: учебное пособие / Под ред. Р.Ж. Сираждинова. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2012. 352 с.

Сборники конференций

Смирнова К.Л. Православная культура как фактор экономического развития современной России: к постановке проблемы // Наука. Образование. Культура. Вклад молодых исследователей: материалы Первой междунар. научн. конф. преподавателей, аспирантов, студентов, студентов вузов / Отв. ред. Е.В. Сусименко; Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, 24-25 мая 2016 г., г. Новочеркасск. Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2012. С. 34-44.

- Диссертации

Казакова Н.В. Управление организационным развитием производственных систем. Дис. … д-ра экон. наук. СПб: С-Пб. гос. техн. ун-т, 1997. 145 с.

Статьи из журналов

Грейнер Л. Е. Эволюция и революция в процессе роста организаций // Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент. 2002. № 4. С. 76-94.

Интернет - ресурсы

Валеева Н.Г. Единицы перевода [Электронный ресурс]. URL: http://www.trpub.ru/valeeva-ed-perevod.html (дата обращения: 14.01.2010).

Подстрочные сноски

Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М., 2003. С. 7.

Рой О.И. Основы государственного и муниципального управления: Учебное пособие. СПб, 2013. С. 5.

Управление в городском хозяйстве: учебное пособие / Под ред. Р.Ж. Сираждинова. М., 2012. С. 12.

Казакова Н.В. Управление организационным развитием производственных систем. Дис. … д-ра экон. наук. СПб, 1997. С. 3.

Грейнер Л. Е. Эволюция и революция в процессе роста организаций // Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент. 2002. № 4. С. 78.

Приложения оформляются после списка использованных источников, последовательно нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу, например: «Приложение 1» и т.д. Страницы приложений не нумеруются. В тексте работы на все приложе­ния должны быть приведены ссылки. Каждое приложение начинается с новой страницы. Каждое приложение должно иметь заголовок, который ставится на следую­щей строке после слова «Приложение» и центруется относительно текста.

Сноски и подстрочные примечания помещаются в нижней части соответствующей страницы и заканчиваются до гра­ницы нижнего поля. Все страницы, за исключением приложений выпускной квалификационной работы должны быть пронумерованы. Первой страницей считается титульный лист, на котором но­мер страницы не проставляется.

ОФОРМЛЕНИЕ ФОРМУЛ И РАСЧЕТОВ, РИСУНКОВ И ТАБЛИЦ

Помещаемые в текст формулы должны быть пронумерова­ны и иметь сплошную, например, формулы (1, 2, 3 и т.д.).

Ссылки в тексте на соответствую­щие формулы даются в круглых скобках. На следующей строке после формулы ставится слово «где» (без двоеточия после него) и даются пояснения символов, использован­ных в формуле, в той последовательности, в которой они встречают­ся в формуле. Пояснения каждого символа даются с новой строки.

Иллюстративный материал (таблицы, графики, рисунки, фор­мулы, схемы и т.д.) включается курсовую работу с целью обеспечения наглядности. Графики, схемы и ди­аграммы располагаются непосредственно после первого его упоминания в тексте. Название графиков, схем и диаграмм помещается под ними, пишется без кавычек и содержит слово Рис. и указание на порядковый номер рисунка без знака №, например: Рис. 1. Название рисунка. Все рисунки должны быть пронумерованы в пределах главы арабскими цифрами.

Все таблицы в тексте должны быть пронумерованы в пределах главы, аналогично рисункам. Ссылка на таблицу в тексте дается по ее номеру (например, см. табл. 1.1). Над таблицей с правого края листа помещается слово «Таблица» и ставится ее порядковый но­мер (2.1, 2.2, 2.3 и т.п.). Ниже, на следующей строке, указывается на­звание таблицы. Название таблицы должно быть выровнено по цен­тру. Точка в конце названия таблицы не ставится. После названия помещается сама таблица.

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ТЕКСТА

Оригинальность текста является очень важным требованием, предъ­являемым к научным исследованиям в том числе и курсовым работам. Этот показатель сейчас легко проверяется с помощью имеющихся в распоряжении вузов, издательств систем «ан­типлагиат». Несмотря на то, что они не могут осуществить максимально объективную оценку оригинальности текста и процента заимствован­ного материала, все же они дают определенную картину относительно самостоятельности проведенного исследования.

Под плагиатом в настоящее время понимается «намеренное ча­стичное или полное копирование чужого интеллектуального продук­та с целью представить его как результат собственной интеллектуаль­ной деятельности»[1]. Более широким по смыслу выступает понятие заимствования, под которым понимается как плагиат, так и исполь­зование чужого интеллектуального продукта со ссылкой на автора. Иногда заимствование крайне сложно отличить от плагиата, и толь­ко специальная экспертиза может установить в точности характер за­имствования.

Различают три основных вида заимствования. Самым распространенным является заимствование содержания чужого интеллектуального продукта в виде чужих идей, концепций, мыслей. Выявить такое заимствование, особенно если при этом при­сваивается авторство, наиболее сложно.

Вторым видом является такое заимствование, которое проявляется в присвоении как формы, так и содержания чужого интеллектуального продукта. Диагностировать такое заимствование довольно просто, так как оно проявляется в использовании части или целого текста другого автора. Система «антиплагиат» легко определяет такое заимствование.

Третий вид заимствования менее распространен и проявляется в за­имствовании формы с пополнением ее другим содержанием, но обыч­но такое заимствование не воспринимается как плагиат.

Оригинальность текса в курсовой работе бакалавров должна составлять 50 %.

Студент защищает курсовую работу комиссии, в состав которой входят ведущие доценты выпускающей кафедры.

Ключевым элементом защиты курсовой работы является доклад. Для сообщения по содержанию курсовой работы студенту отводится, как правило, не более 5-7 минут.

Выступление, как правило, построено на основе заранее подготовленного полного текста выступления и желательно с сопровождением слайдов, содержание которого обсуждено с научным руководителем.

Порядок слайдов:

1 слайд – название темы курсовой работы, ФИО автора, руководителя;

2 слайд – предмет и объект исследования;

3 слайд – цель исследования;

4 слайд – задачи исследования;

последующие слайды – результаты исследования, выводы, практические рекомендации и др.

В структурном соотношении выступление можно разделить на три части. Первая часть в сокращенном виде представляет введение работы - отмечается актуальность избранной темы, дается описание проблемы, формулировка целей и задач исследования (проектной работы), определяются объект и предмет исследования, а также методы, с помощью которых получен фактический материал, характеристика общей структуры работы. Во второй части характеризуется каждый раздел работы, при этом особое внимание уделяется результатам самостоятельного исследования. Третья часть выступления строится по тексту заключения. Автор представляет выводы и те практические рекомендации, которые содержатся в его работе.

При защите могут представляться дополнительные материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной работы (печатные статьи по теме, документы, указывающие на практическое применение результатов работы и т.п.), использоваться технические средства для презентации материалов курсовой работы.

Темы курсовой работы

1. Государственное регулирование социальной сферы в Российской Федерации.

2. Роль органов муниципального управления в социальном развитии территории.

3. Парламент как институт государственного управления.

4. Особенности менеджмента в бюджетных учреждениях.

5. Проблема разделения полномочий центра и субъектов Федерации в сфере экономики.

6. Профессиональная подготовка государственных ​служащих (Организационно-правовые и социально-культурные аспекты).

7. Социальная защита населения на государственном и муниципальном уровнях.

8. Общественные организации и их роль в регулировании регионального социально-экономического развития.

9. Модель должности и профессиограмма должностного лица государственного (муниципального) служащего.

10. Организационное поведение: виды, технологии формирования.

11. Функции и структура органов управления государственной собственностью.

12. Содержание отношений собственности.

13. Акционерная собственность государства.

14. Формы и уровни собственности.

15. Контроль за распоряжением государственной и муниципальной собственностью и эффективностью ее использования.

16. Взаимоотношения государственной и муниципальной власти, разграничение полномочий.

17. Муниципальное образование как социально-экономическая система.

18. Природные, исторические, национальные, социально-демографические, экономические особенности муниципальных образований.

19. Финансово-экономическое обеспечение местного самоуправления.

20. Особенности муниципальной службы.

21. Новые информационные технологии в управленческой деятельности в системе регионального управления.

22. Центральные органы государственного управления.

23. Планирование и прогнозирование социально-экономических процессов на уровне региона.

24. Управление деловой карьерой персонала государственной (муниципальной) службы.

25. Формирование кадрового резерва и механизмы его использования.

26. PR-менеджмент: технология развития репутации и формирования положительного имиджа государственного (муниципального) служащего.

27. Роль политических партий в системе государственного управления и местного самоуправления.

28. Формы и методы общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов.

29. Организация контроля в органах государственного (муниципального) управления.

30. Особенности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации (на примере...)

31. Опыт местного самоуправления в России в XIX-XX вв. и современность.

32. Государственный служащий в России: исторический опыт развития и современность.

33. Развитие органов представительной власти в России: история и современность.

34. Указы Президента РФ как способ оперативного государственного управления.

35. Полномочные представители Президента РФ в регионах: эволюция статуса и основные направления деятельности.

4.Типовые контрольные задания

Тест 1

Сущность лоббизма – это

а) централизованная система власти

б) процесс влияния групп интересов на органы власти

в) способ формирования элит

г) тип легитимной власти

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Природа государственного управления: необходимость, общественная обусловленность. Субъект и объект государственного управления

2. Понятие системы государственного управления. Предмет теории государственного управления

3. Понятие окружающей среды в системе государственного управления

4. Специфические отличия государственного управления от политического управления.

5. Структурные уровни единицы государственного управления

6. Отличия государственного управления от управления в сфере бизнеса

7. Методы государственного управления

8. Основные этапы развития теории государственного управления.

9. Характеристика вклада различных шко

Наши рекомендации