Тема 2. Парламентский контроль

Тема 3. Контроль со стороны уполномоченного по правам человека

Жалоба Уполномоченному по правам человека должна быть подана:

- не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя

- не позднее шести месяцев со дня нарушения прав и свобод заявителя

- срок не имеет значения

Уполномоченный по правам человека проводит проверки на основании

- жалобы гражданина

- жалобы предпринимателя

- по собственной инициативе

- сообщений в СМИ

- жалобы иностранца

- информации, поступившей из органов власти

Получив жалобу, Уполномоченный по правам человека не имеет права:

- разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

- передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

- отказать в принятии жалобы к рассмотрению

- передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются

При рассмотрении жалобы Уполномоченный по правам человека ________ предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

- обязан

- может

- не имеет права

При проведении проверки по жалобе Уполномоченный по правам человека не вправе:

- беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения

- получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы

- проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц

- знакомиться с уголовными, гражданскими, административными делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел

- на период проводимой проверки отстранять от исполнения служебных обязанностей должностных лиц, причастных к нарушения прав граждан

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:

- обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи

- изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора

- обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле

- разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод

Уполномоченный по правам человека заключение, принятое им по результатам проверки, вправе:

- опубликовать

- засекретить

- направить заявителю

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный по правам человека вправе:

Направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур

обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации

выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы

обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования

В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный по правам человека вправе:

выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы;

Тема 5. Прокурорский надзор

Прокуратура Российской Федерации осуществляет:

Представление

постановление

предостережение

Прокурор или его заместитель приносит __________ на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

Протест

представление

постановление

предостережение

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное _______________ о возбуждении производства об административном правонарушении.

протест

представление

Постановление

предостережение

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам __________________ о недопустимости нарушения закона.

- протест

- представление

- постановление

- предостережение

В ходе осуществления надзора за исполнением законов прокурор вправе использовать следующие средства прокурорского реагирования

- протест

- представление

- постановление

- предостережение

- указание

- требование

В ходе осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие прокурор вправе использовать следующие средства прокурорского реагирования

- требование

- протест

- указание

- представление

- постановление

- предостережение

- отстранение дознавателя

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций выступает предметом:

- надзора за исполнением законов

- надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

- надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

В ходе осуществления надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу прокурор вправе использовать следующие средства прокурорского реагирования:

- требование

- протест

- указание

- представление

- постановление

- предостережение

Предметом надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу не является:

- законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом

- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания

- законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы

- соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти

Тема 6. Судебный контроль

Конституционный судебный контроль осуществляет

- Конституционный Суд

- Верховный Суд

- Президент Российской Федерации

- Совет Федерации Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации:

- разрешает споры о компетенции

- по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле

- по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле

- об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы

- о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации:

- разрешает споры о компетенции

- по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле

- по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле

- рассматривает административные дела об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы

- рассматривает административные дела о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации

Задачами административного судопроизводства являются:

Арбитражные суды

Военные суды

Дела о взыскании обязательных платежей и санкций в отношении предпринимателей рассматривают:

суды общей юрисдикции

Арбитражные суды

Дела о взыскании обязательных платежей и санкций в отношении физических лиц рассматривают:

Суды общей юрисдикции

арбитражные суды

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на:

Тема 8. Обращения граждан

Установите соответствие

1) обращение гражданина   1) направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина; 2) рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; 3) просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; 4) просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
2) предложение  
3) заявление  
4) жалоба  

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения

- обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения

- принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина

- обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения

В письменном обращении в обязательном порядке должны быть указаны:

- фамилия, имя, отчество заявителя

- адрес для направления ответа

- дата подачи

- образование заявителя

- данные паспорта заявителя

- место регистрации заявителя

В соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение может быть подано:

- письменно

- устно

- по электронной почте

- по телефону

- по факсу

Анонимные обращения

- подлежат рассмотрения в общем порядке

- не подлежат рассмотрению

- подлежат рассмотрению при наличии информации о преступлении

Срок рассмотрения обращения

- 15 дней

- 10 дней

- 30 дней

- 60 дней

Обращение, рассмотрение которого не входит в компетенцию государственного органа

- пересылается по подведомственности

- оставляется без рассмотрения

- возвращается гражданину с указанием органа, в который подлежит подавать соответствующие обращения

- не подлежит приему

Срок пересылки обращения гражданина по подведомственности составляет

- 7 дней с момента принятия

- 7 дней с момента регистрации

- 5 дней с момента регистрации

- 3 дня с момента принятия

В соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» рассматриваются обращения

- граждан

- иностранцев

- организаций

- запросы органов власти и их должностных лиц

- информация, поступившая из правоохранительных органов

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, срок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в административном порядке составляет

- 10 дней с момента ее поступления со всеми материалами

- 10 дней с момента регистрации жалобы

- 30 дней с момента подачи

- 2 месяца с момента ее поступления со всеми материалами

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобу на постановление по делу об административном правонарушении может подать

- любое заинтересованное лицо

- ограниченный круг участников производства по делу об административном правонарушении

В соответствии с федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение ___________ с момента нарушения соответствующего права

- трех месяцев

- одного года

- одного месяца

В соответствии с федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу в следующих случаях:

- если предметом указанной жалобы являются решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом

- если жалоба подана лицом, права, свободы или законные интересы которого обжалуемым решением, действием (бездействием) не были затронуты

- если предметом жалобы является акт (документ) таможенного органа или его должностного лица, не являющийся решением в области таможенного дела

- если обжалуемым решением нарушены права, свободы или законные интересы физического или юридического лица, созданы препятствия к их реализации либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права, является

- жалобой

- апелляционной жалобой

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана

- в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав

- в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав

- в течение одного месяца со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав

- бессрочно

- в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав

Тема 2. Парламентский контроль

Основными целями парламентского контроля являются:

- защита прав и свобод человека и гражданина

- укрепление законности и правопорядка

- обеспечения исполнения государственного бюджета

- противодействие коррупции

Парламентский контроль осуществляется на принципах:

- законности

- соблюдения прав и свобод человека и гражданина

- разделения полномочий;

- самостоятельности и независимость граждан

К субъектам парламентского контроля относятся:

- палаты Федерального Собрания Российской Федерации

- парламентская комиссия по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования;

- депутаты Государственной Думы

- Уполномоченный по правам человека

- Президент Российской Федерации

Парламентский контроль осуществляется в следующих формах:

- направление палатами Федерального Собрания Российской Федерации парламентских запросов

- проведение парламентских расследований

- проведение ревизий

- проведение плановых и внеплановых проверок

Срок ответа на парламентский запрос составляет:

- 7 дней

- 15 дней

- 30 дней

Срок ответа на депутатский запрос составляет:

- 7 дней

- 15 дней

- 30 дней

По вопросам своей деятельности члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Российской Федерации могут быть приняты лично должностными лицами:

- в общем порядке

- в первоочередном порядке

- во внеочередном порядке

- только по предварительной записи

Парламентскому расследованию подлежат:

- факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина

- деятельность Президента Российской Федерации

- деятельность суда по осуществлению правосудия

- деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая ими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством

Парламентскому расследованию не подлежат:

- обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера

- обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

- факты грубого нарушения финансовой дисциплины, выразившиеся в несвоевременном исполнении доходных и (или) расходных статей федерального бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по объему, структуре и целевому назначению, в неэффективности расходов средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, управления и распоряжения федеральной собственностью

- деятельность суда по осуществлению правосудия

Срок парламентского расследования:

- не может превышать один год со дня создания комиссии

- не может менее одного года со дня создания комиссии

- не может превышать трех лет со дня создания комиссии

- не может менее трех лет со дня создания комиссии

Основанием для проведения парламентского расследования выступает:

- письменное обращение 1/5 от общего состава депутатов

- предложение Уполномоченного по правам человека о создании парламентской комиссии

- представление Генерального Прокурора

- обращения граждан

Должностные лица и граждане, привлеченные к участию в парламентском расследовании, обязаны:

- прибыть на заседание комиссии

- дать все необходимые объяснения и правдиво ответить на вопросы, поставленные комиссией или рабочей группой

- пользоваться услугами адвоката

- ходатайствовать о привлечении к участию в парламентском расследовании других лиц

Должностное лицо или гражданин, привлеченные к участию в парламентском расследовании, вправе:

- не свидетельствовать против себя самого и близких родственников

- знакомиться с протоколом опроса, ходатайствовать о внесении изменений в него

- прибыть на заседание комиссии

- дать все необходимые объяснения и правдиво ответить на вопросы, поставленные комиссией или рабочей группой

По результатам парламентского расследования готовится:

- итоговый доклад

- акт проверки

- заключение

Задачами Счетной палаты являются:

- организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов

- аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации

- запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы

- поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы

Методами осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты Российской Федерации являются:

- проверка

- синтез

- расследование

- анализ

- осмотр

- мониторинг

Парламентский контроль за деятельностью Банка России осуществляет:

- Государственная Дума

- Федеральное Собрание

Парламентский контроль за деятельностью Банка России не осуществляется в формах:

- рассмотрение годовых отчетов Центрального банка Российской Федерации и принятие решений по ним

- парламентского расследования

- рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и принятие по ним решения

- проверки деятельности Центробанка Уполномоченным по правам человека

- поверки деятельности Центробанка аудиторами Счетной Палаты


Наши рекомендации