Тема 2. Парламентский контроль
Тема 3. Контроль со стороны уполномоченного по правам человека
Жалоба Уполномоченному по правам человека должна быть подана:
- не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя
- не позднее шести месяцев со дня нарушения прав и свобод заявителя
- срок не имеет значения
Уполномоченный по правам человека проводит проверки на основании
- жалобы гражданина
- жалобы предпринимателя
- по собственной инициативе
- сообщений в СМИ
- жалобы иностранца
- информации, поступившей из органов власти
Получив жалобу, Уполномоченный по правам человека не имеет права:
- разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
- передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
- отказать в принятии жалобы к рассмотрению
- передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются
При рассмотрении жалобы Уполномоченный по правам человека ________ предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.
- обязан
- может
- не имеет права
При проведении проверки по жалобе Уполномоченный по правам человека не вправе:
- беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения
- получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы
- проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц
- знакомиться с уголовными, гражданскими, административными делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел
- на период проводимой проверки отстранять от исполнения служебных обязанностей должностных лиц, причастных к нарушения прав граждан
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:
- обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи
- изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора
- обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле
- разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод
Уполномоченный по правам человека заключение, принятое им по результатам проверки, вправе:
- опубликовать
- засекретить
- направить заявителю
По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный по правам человека вправе:
Направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур
обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации
выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы
обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования
В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный по правам человека вправе:
выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы;
Тема 5. Прокурорский надзор
Прокуратура Российской Федерации осуществляет:
Представление
постановление
предостережение
Прокурор или его заместитель приносит __________ на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.
Протест
представление
постановление
предостережение
Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное _______________ о возбуждении производства об административном правонарушении.
протест
представление
Постановление
предостережение
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам __________________ о недопустимости нарушения закона.
- протест
- представление
- постановление
- предостережение
В ходе осуществления надзора за исполнением законов прокурор вправе использовать следующие средства прокурорского реагирования
- протест
- представление
- постановление
- предостережение
- указание
- требование
В ходе осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие прокурор вправе использовать следующие средства прокурорского реагирования
- требование
- протест
- указание
- представление
- постановление
- предостережение
- отстранение дознавателя
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций выступает предметом:
- надзора за исполнением законов
- надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
- надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
В ходе осуществления надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу прокурор вправе использовать следующие средства прокурорского реагирования:
- требование
- протест
- указание
- представление
- постановление
- предостережение
Предметом надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу не является:
- законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания
- законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти
Тема 6. Судебный контроль
Конституционный судебный контроль осуществляет
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Президент Российской Федерации
- Совет Федерации Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации:
- разрешает споры о компетенции
- по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле
- по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле
- об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы
- о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации:
- разрешает споры о компетенции
- по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле
- по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле
- рассматривает административные дела об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы
- рассматривает административные дела о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации
Задачами административного судопроизводства являются:
Арбитражные суды
Военные суды
Дела о взыскании обязательных платежей и санкций в отношении предпринимателей рассматривают:
суды общей юрисдикции
Арбитражные суды
Дела о взыскании обязательных платежей и санкций в отношении физических лиц рассматривают:
Суды общей юрисдикции
арбитражные суды
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на:
Тема 8. Обращения граждан
Установите соответствие
1) обращение гражданина | 1) направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина; 2) рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; 3) просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; 4) просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц; |
2) предложение | |
3) заявление | |
4) жалоба |
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения
- обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения
- принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина
- обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения
В письменном обращении в обязательном порядке должны быть указаны:
- фамилия, имя, отчество заявителя
- адрес для направления ответа
- дата подачи
- образование заявителя
- данные паспорта заявителя
- место регистрации заявителя
В соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение может быть подано:
- письменно
- устно
- по электронной почте
- по телефону
- по факсу
Анонимные обращения
- подлежат рассмотрения в общем порядке
- не подлежат рассмотрению
- подлежат рассмотрению при наличии информации о преступлении
Срок рассмотрения обращения
- 15 дней
- 10 дней
- 30 дней
- 60 дней
Обращение, рассмотрение которого не входит в компетенцию государственного органа
- пересылается по подведомственности
- оставляется без рассмотрения
- возвращается гражданину с указанием органа, в который подлежит подавать соответствующие обращения
- не подлежит приему
Срок пересылки обращения гражданина по подведомственности составляет
- 7 дней с момента принятия
- 7 дней с момента регистрации
- 5 дней с момента регистрации
- 3 дня с момента принятия
В соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» рассматриваются обращения
- граждан
- иностранцев
- организаций
- запросы органов власти и их должностных лиц
- информация, поступившая из правоохранительных органов
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, срок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в административном порядке составляет
- 10 дней с момента ее поступления со всеми материалами
- 10 дней с момента регистрации жалобы
- 30 дней с момента подачи
- 2 месяца с момента ее поступления со всеми материалами
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобу на постановление по делу об административном правонарушении может подать
- любое заинтересованное лицо
- ограниченный круг участников производства по делу об административном правонарушении
В соответствии с федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение ___________ с момента нарушения соответствующего права
- трех месяцев
- одного года
- одного месяца
В соответствии с федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу в следующих случаях:
- если предметом указанной жалобы являются решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом
- если жалоба подана лицом, права, свободы или законные интересы которого обжалуемым решением, действием (бездействием) не были затронуты
- если предметом жалобы является акт (документ) таможенного органа или его должностного лица, не являющийся решением в области таможенного дела
- если обжалуемым решением нарушены права, свободы или законные интересы физического или юридического лица, созданы препятствия к их реализации либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права, является
- жалобой
- апелляционной жалобой
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана
- в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав
- в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав
- в течение одного месяца со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав
- бессрочно
- в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав
Тема 2. Парламентский контроль
Основными целями парламентского контроля являются:
- защита прав и свобод человека и гражданина
- укрепление законности и правопорядка
- обеспечения исполнения государственного бюджета
- противодействие коррупции
Парламентский контроль осуществляется на принципах:
- законности
- соблюдения прав и свобод человека и гражданина
- разделения полномочий;
- самостоятельности и независимость граждан
К субъектам парламентского контроля относятся:
- палаты Федерального Собрания Российской Федерации
- парламентская комиссия по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования;
- депутаты Государственной Думы
- Уполномоченный по правам человека
- Президент Российской Федерации
Парламентский контроль осуществляется в следующих формах:
- направление палатами Федерального Собрания Российской Федерации парламентских запросов
- проведение парламентских расследований
- проведение ревизий
- проведение плановых и внеплановых проверок
Срок ответа на парламентский запрос составляет:
- 7 дней
- 15 дней
- 30 дней
Срок ответа на депутатский запрос составляет:
- 7 дней
- 15 дней
- 30 дней
По вопросам своей деятельности члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Российской Федерации могут быть приняты лично должностными лицами:
- в общем порядке
- в первоочередном порядке
- во внеочередном порядке
- только по предварительной записи
Парламентскому расследованию подлежат:
- факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина
- деятельность Президента Российской Федерации
- деятельность суда по осуществлению правосудия
- деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая ими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством
Парламентскому расследованию не подлежат:
- обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера
- обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
- факты грубого нарушения финансовой дисциплины, выразившиеся в несвоевременном исполнении доходных и (или) расходных статей федерального бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по объему, структуре и целевому назначению, в неэффективности расходов средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, управления и распоряжения федеральной собственностью
- деятельность суда по осуществлению правосудия
Срок парламентского расследования:
- не может превышать один год со дня создания комиссии
- не может менее одного года со дня создания комиссии
- не может превышать трех лет со дня создания комиссии
- не может менее трех лет со дня создания комиссии
Основанием для проведения парламентского расследования выступает:
- письменное обращение 1/5 от общего состава депутатов
- предложение Уполномоченного по правам человека о создании парламентской комиссии
- представление Генерального Прокурора
- обращения граждан
Должностные лица и граждане, привлеченные к участию в парламентском расследовании, обязаны:
- прибыть на заседание комиссии
- дать все необходимые объяснения и правдиво ответить на вопросы, поставленные комиссией или рабочей группой
- пользоваться услугами адвоката
- ходатайствовать о привлечении к участию в парламентском расследовании других лиц
Должностное лицо или гражданин, привлеченные к участию в парламентском расследовании, вправе:
- не свидетельствовать против себя самого и близких родственников
- знакомиться с протоколом опроса, ходатайствовать о внесении изменений в него
- прибыть на заседание комиссии
- дать все необходимые объяснения и правдиво ответить на вопросы, поставленные комиссией или рабочей группой
По результатам парламентского расследования готовится:
- итоговый доклад
- акт проверки
- заключение
Задачами Счетной палаты являются:
- организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов
- аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации
- запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы
- поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы
Методами осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты Российской Федерации являются:
- проверка
- синтез
- расследование
- анализ
- осмотр
- мониторинг
Парламентский контроль за деятельностью Банка России осуществляет:
- Государственная Дума
- Федеральное Собрание
Парламентский контроль за деятельностью Банка России не осуществляется в формах:
- рассмотрение годовых отчетов Центрального банка Российской Федерации и принятие решений по ним
- парламентского расследования
- рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и принятие по ним решения
- проверки деятельности Центробанка Уполномоченным по правам человека
- поверки деятельности Центробанка аудиторами Счетной Палаты