Британия: консерваторы у власти. Внутренняя политика и внешнеполитический курс кабинетов Д. Кэмерона и Т. Мэй. Брэкзит.

Консервати́вная па́ртия Великобрита́нии — правоцентристская политическая партия в Великобритании, объединяющая сторонников консерватизма и британского юнионизма. По состоянию на 2016 год является партией большинства в Палате общин с 330 местами и формирует правительство во главе с Терезой Мей, лидером Консервативной партии, премьер-министром. Премьер-министры от Консервативной партии возглавляли правительство 57 лет в XX веке, в том числе Уинстон Черчилль (1940—45, 1951—55) и Маргарет Тэтчер (1979—90). Во время срока Тэтчер была проведена широкая экономическая либерализация, а партия стала самой евроскептической из трех ведущих партий. В правительство партия вернулась по итогам выборов 2010 года, не сумев набрать большинства, под руководством более либерального лидера Дэвида Кэмерона. По итогам выборов 2014 года партия является третьей по величине из британских партий в Европейском парламенте с 19 местами, которые входят в умеренноевроскептическую фракцию Ведёт свою историю с конца 1670-х годов, старейшая из существующих и пользующаяся традиционным авторитетом умеренно-правая политическая организация в мире. В настоящее время лидер партии (с декабря 2005 года) — премьер-министр Дэвид Кэмерон. Дэвид Кэмерон выступил за проведение референдума о членстве Великобритании в составе ЕС. В ходе дебатов перед референдумом выступал за сохранение Великобритании в составе ЕС. 23 июня 2016 года этот референдум состоялся. По итогам референдума о членстве Британии в ЕС, победу одержали сторонники выхода королевства из Европейского союза. После опубликования результатов премьер-министр Дэвид Кэмерон выступил с обращением к нации, где сообщил о своей отставке, которая произойдёт до начала октября 2016 года.

Первые три года в политике Дэвид Кэмерон занимался разработкой стратегии для Консервативной партии и подготовкой выступлений действующего тогда премьера Британии Джона Мейджора. Он проявил себя трудолюбивым и инициативным сотрудником, за что получил первое повышение и был назначен руководителем политического отдела партии. В 1992 году Кэмерон был назначен советником канцлера казначейства Великобритании Нормана Ламонта, а через год стал специальным советником министра МВД Майкла Ховарда. Тот период политической деятельности будущего премьер-министра Британии ознаменовался «черной средой», когда Лондону пришлось вывести фунт стерлингов с европейской валютной системы, что стало катастрофой для экономики страны. Сумев удержать партийное доверие, Кэмерон все же решил на время уйти из политики и получить профессиональный опыт за ее пределами. Тогда он устроился на работу в лондонскую телекомпанию Carlton Communications, в которой получил должность директора по коммуникативным связям. В тесной связи с журналистами политик проработал 7 лет, после чего решил покинуть компанию для участия в парламентских выборах. Первые три попытки Кэмерона попасть в Палату общин оказались провальными, но в 2001 году ему все же удалось достичь собственной цели и попасть в парламент. В Палате общин он получил видный пост для молодого парламентария и стал главой спецкомитета по внутренним делам. В 2005 году он был избран главой Консервативной партии и как лидер оппозиции вошел в Тайный королевский совет Великобритании, а также стал теневым министром образования страны. Следующие 5 лет политик, называющий себя «евроскептиком», активно проявлял свою антилейбористскую позицию, выступая против расширения интеграции в ЕС, против запрета на охоту и антитеррористических законов, против исключения наследственных пэров из Палаты лордов, а также за предоставление прав представителям сексуальных меньшинств и за войну в Ираке. В этот период Дэвид Кэмерон стал популярным британским политиком, что позволило ему завоевать высокую поддержку избирателей и свергнуть лейбористов, стоявших у руля власти в Великобритании. В 2010 году после отставки главы правительства и лидера Лейбористкой партии Гордона Брауна Кэмерон получил предложение от королевы сформировать коалиционное правительство и стал самым молодым премьером Британии за последние 200 лет. Восхождение Кэмерона на политическую вершину совпало с острым дефицитом бюджета страны. Поэтому ему пришлось провести ряд радикальных и непростых реформ, а именно повысить налоги, сократить социальные выплаты, повысить плату за обучение в вузах и «заморозить» зарплаты бюджетникам. Это вызвало в Британии первую за последние несколько десятков лет общенациональную забастовку. Тем не менее, ему удалось снизить дефицит бюджета до минимума и вывести Соединенное Королевство из экономического кризиса до стабильного состояния. На посту премьера Великобритании Дэвид Кэмерон продолжает придерживаться консервативных принципов. Он выступает за свободу бизнеса, проводит жесткую иммиграционную политику, поддерживает традиционные семейные устои. При этом именно при нем в Британии был принят закон о легализации однополых браков в Королевстве. Он также продолжает бороться за независимость от Евросоюза и требует пересмотреть политику ЕС, предоставив национальным правительствам большую свободу действий в своих странах. На счет Дэвида Кэмерона приходятся: закон об ужесточении норм наделения нуждающихся людей социальным жильем, реформы о бесплатной медицине для всех жителей Британии, закон о равенстве в вопросе престолонаследия. Также он является участником широкой благотворительной деятельности в стране, в рамках которой жертвует деньги на реабилитацию наркоманов и дорогостоящее лечение детей.





69.Монопольное почти в течение 40 лет нахождение у власти Либерально-демократической партии в значительной степени способствовало коррупции в высших эшелонах власти и сращиванию партийной и бюрократической верхушки . Неудивительно, что первое с 1948 года коалиционное правительство, сформированное летом 1993 года, сразу взяло курс на политическую реформу. В этом правительстве, оппозиционном ЛДПЯ, приняли участие все представленные на тот момент в Парламенте партии, кроме Коммунистической партии (КПЯ), и соответственно ЛДПЯ. В 1994 году Парламент принял ряд законов, имеющих принципиальное значение. Самым важным из них является Закон о малых избирательных округах, в соответствии с которым был пересмотрен порядок выборов в Палату представителей. Пропорциональная избирательная система, по которой выборы проводились только по многомандатным округам, была заменена на смешанную, при которой большая часть членов Палаты представителей избирается по мажоритарной системе в одномандатных округах, а меньшая – по партийным спискам, пропорционально полученным голосам избирателей.По итогам выборов 1996 и 2000 годов, проведенных же по новой избирательной системе, стало понятно, что результат нововведения в значительной степени не отвечает интересам его инициаторов. Преимущественно при такой системе получила ЛДПЯ, а другие партии оказались как раз в невыгодном положении, поскольку в период проведения избирательных компаний вынуждены были объединяться.ЛДПЯ - самая крупная консервативная партия Японии, созданная в 1955 году путем слияния двух буржуазных партий – Либеральной и демократической. Поскольку ЛДПЯ относится к организационно неоформленным партиям и не имеет фиксированного членства, то численность ее членов установить трудно, тем более что число их непостоянно (около 2 млн.). Верховным органов партии, согласно ее уставу, является ежегодно созываемый съезд. Депутаты Парламента внутри партии пользуются привилегированным положением, решение их общего собрания приравнивается к решению съезда. Возглавляет партию Председатель, который избирается в два этапа, причем в первом участвуют все члены партии, а во втором – только депутаты Парламента. С 1986 года при поддержке партии Комэйти и Партии демократического социализма ЛДПЯ провела законы: о денационализации корпорации государственных железных дорог и расчленении ее на несколько акционерных компаний; о введении косвенных налогов на продукцию; о пересмотре системы медицинского обслуживания и повышении платы за лечение с некоторых имущих слоев. Основным противником ЛДПЯ начиная с 1998 года является ДПЯ. Она относится к числу «молодых», была создана в 1996 году выходцами из Социал-демократической партии и Сакигаке. Возглавляют партию два сопредседателя. Главное в программе партии – достижение высокого уровня социальной защищенности населения, подлинное развитие демократии и административная реформа.

Почти 40 лет, с 1955 по 1993 годы, Социал-демократическая партия Японии (СДПЯ) была основной оппозиционной партией страны. Имея в лучшие годы до 150 мест в Палате представителей, за последнее десятилетие СДПЯ терпит одно поражение за другим. В конце ХХ века японские специалисты предпринимали действия для обновления образа партии, стараясь придать ей характер выразителя идей всего общества. Но коалиция с ЛДПЯ в составе кабинета Мураяма в 1996 году отразилась на имидже партии крайне невыгодно. Не имея возможности оказывать влияния на процесс и характер принимаемых решений, социалистам постоянно приходилось демонстрировать свою беспринципность, что в конце концов привело к потере доверия избирателей. В последнее время представительство СДПЯ в Парламенте не превышает 10 человек.

Социальную базу партии составляют рабочие, крестьяне, средние и мелкие предприниматели, часть интеллигенции.

Старейшей партией Японии является Коммунистическая партия, созданная в 1922 году и до 1945 года действовавшая нелегально. Максимальное влияние партия имела во второй половине 1980 –х гг. (на муниципальных выборах 1987 года имела большее за всю свою историю число депутатов-коммунистов – 3953 человека, в обеих палатах парламента имела по 30 депутатов. В последние годы представительство коммунистов в Парламенте малочисленно, но относительно стабильно – около 20 человек.

КПЯ не строит свою деятельность на основе марксизма-ленинизма, с другими компартиями е связывает только название и некоторые пункты программы.Комэйто (Партия чистой политики) была основана в 1964 г. при непосредственном участии довольно популярной в Японии буддийской секты «Сока гоккай». Основная цель – построение «гуманного социализма», основанного на идее «буддийской демократии». Призывает к сплочению оппозиции и созданию на этой основе правительственной коалиции «срднего пути», сотрудничает по этим вопросам с СДПЯ, входила в семипартийную правящую коалицию. Проповедует «Сдержанность, постоянство и гармонию». Основная база – мелкие городские предприниматели. В настоящее время партия входит в правящую коалицию.До недавнего времени правящая коалиция была трехпартийной: кроме ЛДПЯ и Комэйто в нее входила также Консервативная партия, достаточно малочисленная и не имеющая самостоятельного значения. В конце 2003 года уже после парламентских выборов, было принято решение о слиянии ЛДПЯ и Консервативной партии.Реорганизация партийной системы Японии еще не завершена. Роспуск старых, появление новых партий, разъединения и слияния проходят преимущественно в форме перетасовки парламентских фракций. В результате одним из последствий перемен стала значительная нивелировка позиций партий по большинству актуальных проблем. В настоящее время в Японии действует многопартийная система со значительными тенденциями к формированию в стране двухпартийной системы.

Россия – Япония. Асимметрия в отношениях. Вступление СССР в войну против милитаристской Японии в августе 1945 года было связано в первую очередь с выполнением им своего союзнического долга в рамках антигитлеровской коалиции с США и Великобританией.

Как известно, по итогам Второй мировой войны, в соответствии с Ялтинским соглашением СССР, США и Великобритании от 11 февраля 1945 года Советскому Союзу была возвращена южная часть острова Сахалин и переданы Курильские острова.

К сожалению, доставшееся России как государству – продолжателю СССР трудное политическое наследие в отношениях с Японией пока еще не преодолено до конца. В последнее время многочисленные российско-японские форумы и конференции, будь то встречи общественности или дискуссии специалистов, почти всегда проходят под девизом «За новые российско-японские отношения», и это не просто дань звонкой фразе. Участники встреч действительно ощущают объективную потребность выведения их на новый, качественно более высокий уровень. Однако аналитики отмечают, что в российско-японских отношениях наблюдается значительная асимметрия приоритетов в подходе каждой из сторон к этим отношениям. Что стоит за этим выводом и оправданы ли ожидания нового этапа в российско-японском сотрудничестве? В последние годы отношения России и Японии характеризуются позитивной динамикой, как с точки зрения количественных показателей, так и наращивания интенсивности контактов. Расширению связей способствовал принятый лидерами двух стран в январе 2003 года «Российско-японский план действий», охватывающий практически все сферы сотрудничества.

Тема сотрудничества в области обеспечения энергоносителями становится одной из ключевых в российско-японском диалоге, особенно через призму вопроса о строительстве нефтепровода из Восточной Сибири к Тихому океану, в соответствии с принятым правительством России в конце 2004 года принципиальным решением на этот счет. Наметились позитивные подвижки и в сфере экспорта в Японию из России уранового топлива для японских АЭС, о чем свидетельствовало, в частности, открытие в Токио в 2005 году дочерней компании крупнейшего в мире поставщика этой продукции - российской компании «Техснабэкспорт».

Впечатляющие, действительно качественные позитивные изменения произошли в области российско-японского инвестиционного сотрудничества. В апреле 2005 года японская автомобилестроительная корпорация «Тойота» - признанный мировой лидер в этой области - приняла решение о строительстве в России, в Санкт-Петербурге, своего сборочного предприятия. На российском рынке появились и такие лидеры японского бизнеса, как «Нисан», «Исудзу», крупнейшие банки, транспортные и страховые компании.

Освещая японо-российский диалог, мы не можем обойти стороной и имеющую место территориальную проблему в отношениях между двумя странами, суть которой сводится к следующему. Многолетняя японская позиция требования «возврата» четырех южных Курильских островов является неприемлемой для российской стороны, выступающей против логики решения, означающей в какой-либо форме пересмотр итогов Второй мировой войны. Суть линии Москвы - в готовности продвигаться к решению этой проблемы на основе комплексного развития двухсторонних отношений в соответствии с российско-японским «План действий». Такое решение должно быть приемлемым для обеих сторон, одобрено парламентами и общественностью России и Японии и отвечать их национальным интересам. При этом российская сторона подтвердила, что Совместное декларация СССР и Японии 1956 года, предусматривающая, в частности, согласия на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора, является для России действующим юридическим документом. Как заявил В.Путин на совещании с членами правительства 15 ноября 2004 года, «мы, разумеется, всегда выполняли и будем выполнять взятые на себя обязательства, тем более ратифицированные документы, но, разумеется, в таком объеме, в котором наши партнеры готовы выполнять те же самые договоренности». «Пока, - подчеркнул он - как мы знаем, нам не удалось выйти на понимание этих объемов так, как мы это видим и как мы это видели в 1956 году».

Таким образом, полемика по территориальной проблеме показывает, что стороны на высшем уровне еще раз публично зафиксировали свои противоположные официальные позиции с упором на их принципиальный и неизменный характер. Пока опыт переговоров по данной проблеме позволяет констатировать, что в позициях сторон единственным совпадающим моментом пока является стремление найти решение, но ни в принципах, ни в оценках истории ни одна сторона не намерена уступать.

7. В первой половине XVI века в Нидерландах, являвшихся с 1512 года частью Священной Римской империи, а с 1549 года – наследственным владением дома Габсбургов, начали распространяться протестантские учения. Это обстоятельство, а также социально-экономическая политика Испании, привели к возникновению антииспанского движения в стране, в ответ на которое Испания ввела войска в Нидерланды. В стране началась партизанская война. В 1579 г. страна раскололась на лояльные испанскому королю южные провинции и мятежные северные провинции, которые вскоре объявили себя независимой республикой. До 1648 года Республика Соединенных Провинций, оставаясь де-юре испанской территорий, де-факто была независима. Боевые действия между Голландией и контролируемыми Испанией южными провинциями велись (с перерывом на 12 лет с 1609 по 1621 гг.) до подписания в 1648 году Мюнстерского договора между Испанией и Нидерландами. Этот договор являлся частью европейского Вестфальского мира, завершавшего Тридцатилетнюю войну 1618–1648 гг. Голландская республика была признана в качестве независимого государства и сохранила контроль над территориями, завоёванными на поздних этапах войны.

В ходе осво­бо­ди­тель­ной войны ни­дер­ланд­ские про­вин­ции раз­де­ли­лись на се­вер­ные (про­те­стант­ская Гол­лан­дия) и южные, со­хра­нив­шие ка­то­ли­цизм и под­дан­ство Габс­бур­гам. Гол­лан­дия пе­ре­жи­ла в XVII веке свой наи­выс­ший рас­цвет. В Гол­лан­дии быст­ро раз­ви­ва­ют­ся ка­пи­та­ли­сти­че­ские от­но­ше­ния, она ста­но­вит­ся самой эко­но­ми­че­ски раз­ви­той стра­ной Ев­ро­пы, Ам­стер­дам – от­ныне центр ми­ро­во­го рынка. Ма­лень­кая Гол­лан­дия об­ла­да­ет самым боль­шим в Ев­ро­пе тор­го­вым фло­том. Гол­ланд­цы берут в свои руки тор­гов­лю с ост­ро­ва­ми пря­но­стей, Ки­та­ем, Япо­ни­ей, пе­ре­хва­ты­вая ини­ци­а­ти­ву у пор­ту­галь­цев; от­кры­ва­ют Ав­стра­лию и Новую Зе­лан­дию. Сво­е­го пика до­сти­га­ет и ни­дер­ланд­ская куль­ту­ра.

37. Главным итогом Первой мировой войны стали огромные челове­ческие потери. В общей сложности погибло более 10 млн человек, причём значительную часть потерь составляло мирное население. Эту войну называли «войной моторов», имея в виду высокий уро­вень развития техники, предназначенной для истребления людей. Результатом войны стал крах четырёх империй — Османской, Ав­стро-Венгерской, Германской и Российской. Уцелела только Бри­танская империя, оказавшаяся благодаря своим союзникам в числе победителей.

Турция потеряла все свои арабские владения. Сирия и Ливан перешли под французский контроль, Палестина и Месопотамия (Ирак) — под бри­танский. При этом британское правительство обязалось содействовать соз­данию «еврейского национального очага» в Палестине. К Ираку, и без того включавшему в себя разнородные части, населённые суннитами и шиитами, англичане присоединили ещё курдскую область Мосул. Основная часть курдских земель осталась под турецким господством. На Аравийском полу­острове возникли независимые арабские государства.

В результате развала Российской империи получили независимость Польша и Финляндия, три новых государства появилось в Прибалтике. К воссозданному Польскому государству отошли также польские земли, принадлежавшие до войны Австрии и Германии. Бывшая Богемия и освобо­дившаяся от венгерского господства Словакия создали новое государство Чехословакия, включавшее в себя также Подкарпатскую Русь. Южно-сла­вянские провинции Австрии и Венгрии совместно с Сербией и Черногорией образовали Королевство сербов, словенцев и хорватов, переименованное позднее в Югославию.

 
 

Послевоенные территориальные пере­мены были оформлены несколькими до­говорами, главным из которых был Вер­сальский договор 1919 г. с Германией, по­этому новая система международных отношений получила название Версаль­ской. Мирное урегулирование оставило множество нерешённых проблем и потен­циальных конфликтов, последствия кото­рых ощущаются до сих пор, особенно на Ближнем Востоке и на Балканах.

Мировая гегемония Старого Света была подорвана, и с этого мо­мента началось общее ослабление позиций Европы на международ­ной арене. Начинался «закат Европы». За годы войны мировое эко­номическое лидерство перешло к США. Америка, территория кото­рой не была затронута военными действиями, превратилась в крупнейшего кредитора держав Антанты. Мировая финансовая столица из Лондона переместилась в Нью-Йорк. Япония значитель­но укрепила свои позиции на Дальнем Востоке и на Тихом океане в целом. Окрепли также международные позиции британских доми­нионов, которые превратились в сильные региональные державы.

В мире изменилось буквально всё, не только отношения между го­сударствами, но и их внутренняя жизнь. Изменился человеческий быт, стиль одежды, моды, женские причёски, музыкальные вкусы, нормы поведения, мораль, общественная психология, взаимоотно­шения государства и общества. Первая мировая война привела к небывалому прежде обесценению человеческой жизни и появлению целого класса людей, готовых решать свои и общественные пробле­мы ценой любого насилия. Так завершился период новой истории, и человечество вступило в другую историческую эпоху. Первая мировая война унесла миллионы жизней и оставила после себя тяжёлое наследство в виде разрушенных городов, подорван­ных экономик стран-участниц, множества нерешённых проблем в отношениях между государствами.

65. Изменение политической ситуации во Франции в начале 90х годов. Победа правоцентриской партии Ж. Ширака на президентских выборах 1995 г

Партийно-политическая ситуация во Франции накануне очередных президентских выборов была сложной. Партии левого лагеря переживали смену поколений. Лидер социалистов Франсуа Миттеран не собирался больше выставлять свою кандидатуру. Внутри Социалистической партии ее руководство приняло решение выдвинуть на пост президента одного из бывших секретарей партии, неоднократно занимавшего пост министра в социалистических правительствах Лионеля Жоспена. Коммунисты решили выступить на выборах самостоятельно. Их кандидатом стал новый генеральный секретарь ФКП Робер Ю.

Официальным претендентом от Объединения в поддержку республики в третий раз стал Жак Ширак. От правых решил баллотироваться на пост президента и премьер-министр Эдуар Балладюр. Балладюра поддержал и Союз за французскую демократию, и даже часть голлистов. От крайне правого Национального фронта опять выдвинул свою кандидатуру Жан-Мари Ле Пен.В первом туре выборов наилучшего результата добился Жоспен, получивший 23,3% голосов. На вторую позицию вышел Ширак с 20,6%. Балладюр набрал 18,5% голосов, Ле Пен — 15%, кандидат коммунистов Ю — 8,7%. Во втором туре, проведенном 7 мая, победу одержал Жак Ширак. Он получил 52,6% голосов и стал пятым президентом Пятой республики.

В конце 1995 г. во Франции начались массовые забастовки работающих в государственном секторе. К ним вскоре присоединились студенты. Кабинет Жюппе пошел на уступки и отказался от части намеченных преобразований. Пенсионное законодательство менять не стали. Железные дороги остались в государственной собственности. Тем не менее престиж правительства резко упал. Жюппе был крайне непопулярен среди французов. Учитывая сложившуюся ситуацию, президент республики не посчитал нужным дожидаться очередных парламентских выборов, которые должны были состояться в 1998 г. Ширак решил распустить Национальное собрание и назначить досрочные выборы, надеясь, что правым силам пока удастся сохранить свое преимущество. Однако расчет президента оказался неверным. На внеочередных парламентских выборах победу одержали левые силы.

Сразу после выборов кабинет Жюппе ушел в отставку. Жак Ширак был вынужден предложить пост премьер-министра лидеру левой оппозиции Лионелю Жоспену. Так началось третье в истории Франции «сосуществование» теперь уже правого президента с левым премьер-министром. Во второй половине 90-х годов продолжалось сближение Франции с США. По существу начался процесс интеграции военных сил страны в структуры НАТО. Франция участвовала в военной операции государств Североатлантического блока в Косово в 1999 г., полностью поддержала военное присутствие США в Афганистане в 2001-2002 гг.

При Шираке срок президентских полномочий во Франции был сокращён с 7 до 5 лет. Он стал последним президентом с 7-летним сроком и первым президентом, избранным на 5-летний срок. При Шираке Франция вернулась к политике голлизма, провела демонстративные ядерные испытания в Тихом океане на атолле Муруроа. Во внутренней политике традиционный правый либерализм (низкая налоговая ставка, отсутствие контроля цен) сочетался при нём с определённым учётом опыта дирижизма (государственного вмешательства) и социальной политики; он неоднократно критиковал «англосаксонский ультралиберализм». Критики обвиняли Ширака в непоследовательности экономической политики и невыполнении предвыборных обещаний. Пятилетие 1997—2002 гг. ознаменовано новым политическим «сосуществованием» Ширака, уже как президента, с Жоспеном, который возглавил правительство

8. Священная Римская империя представляла собой одно из крупнейших средневековых государственных образований, которое включало немецкие земли к востоку от Рейна, а также Северную и Среднюю Италию. Империя была провозглашена в 962 г. германским королем Оттоном I и просуществовала до 1806 г. С 1034 г. ее называли «Римской империей», с 1157 г. «Священной империей», с 1254 г. – «Священной Римской империей», а в XV в. окончательно закрепилось официальное название «Священная Римская империя германской нации». Германские короли обратились к имперской традиции в целях укрепления суверенитета, усиления позиций государства на международной арене.

Габсбургская монархия, образовавшаяся в XV—XVI вв. в бассейне среднего Дуная, представляла собой многонациональное государство, включавшее в свой состав немецкие, славянские и венгерские земли Центральной Европы. В течение всего этого периода Габсбургской монархии приходилось обороняться от грозных турецких вторжений. Только к концу XVII в. турецкая опасность была ликвидирована. После того как вторжение турок в 70—80-х годах этого столетия закончилось полным их поражением, Габсбурги сами перешли в наступление на восточных границах. Теперь руки у них были развязаны и для активизации своей политики в Западной Европе. По Карловицкому миру 1699 г. с турками австрийские Габсбурги получили Восточную Венгрию и Трансильванию, а также Хорватию и часть Словении — славянские земли, получившие наименование «военной границы». По Пожаревацкому (Пассаровицкому) миру 1718 г. Австрия получила от Турции еще ряд земель — Банат, остальную часть Славонии, Северную Боснию, значительную часть Сербии с Белградом и часть Валахии. Большая часть этих земель, правда, была вскоре тоже потеряна (по Белградскому миру 1739 г.), но влияние Австрии на Балканском полуострове все же сохранилось и в последующие десятилетия.

Промышленность Австрии была сосредоточена главным образом в Вене и вообще в районе Нижней Австрии. Она носила до конца XVII в. в основном еще ремесленный характер и была относительно слабо развита. Мануфактура не только централизованного, но и рассеянного типа к этому времени еще только начинала развиваться.

Рыночные отношения не были широкими. Связь Австрии даже с соседними провинциями — Штирией, Каринтией, Крайней и Тиролем — была затруднена из-за отсутствия хороших дорог. Австрия вывозила сравнительно мало изделий своей промышленности за границу Захваченные Габсбургами в ходе австро-турецкой войны 1683—1699 гг. венгерские земли распродавались австрийским придворным и генералам; венгерским феодалам, сохранившим верность Австрии, были отданы земельные владения, находившиеся ранее в руках турок

Стремясь превратить Венгрию в обычную провинцию, Габсбурги пытались осуществить здесь политику централизации и насаждения католицизма. В проведении этой политики важная роль отводилась немецким колонистам. Австрийская феодально-абсолютистская монархия Габсбургов тогда была еще достаточно сильна, чтобы подавлять социальные и национально-освободительные движения. Габсбурги использовали при этом раздробленность, недостаточную согласованность действий угнетенных народов. Все же пробуждавшееся национальное сознание и рост национальной культуры угнетенных народов предвещали неизбежное поражение великодержавной политики Габсбургов.

В рассматриваемый период Германии как определенного национально-политического единства еще не было. Она продолжала оставаться средневековой «Священной Римской империей германской нации», т. е. соединением сотен независимых княжеств, весьма слабо между собою связанных, несмотря на то что они занимали сплошную территорию в Центральной Европе. Некоторые из этих княжеств были политически и экономически гораздо более связаны с соседними не немецкими землями, чем с другими немецкими княжествами. Это особенно относится к Австрии. Еще в XV—XVI вв. к немецкому ядру этого государства (провинции Верхней и Нижней Австрии, Тироль и др.) были присоединены многие славянские (чешские, хорватские, сербские) и венгерские земли, образовавшие в совокупности наследственные владения дома Габсбургов. С одной стороны, Австрия входила в Священную Римскую империю, которую Габсбурги официально даже возглавляли в качестве избираемых германскими князьями императоров, с другой стороны, династические земли Габсбургов, в которых подавляющее большинство населения принадлежало к не немецким народам, составляли особое, самостоятельное государство, имевшее свои, отличные от Германии исторические судьбы, свой особый путь культурного, экономического и политического развития. В то же время по Вестфальскому миру Германия лишилась ряда территорий с немецким населением, отошедших к Швеции и к Франции.Тридцатилетняя война нанесла германскому народу прежде всего громадный материальный ущерб. Подписание Вестфальского трактата 1648 г усилило политическую раздробленность Германии, которая по-прежнему именовалась Священной Римской империей германской нации, но представляла конгломерат ничем между собой не связанных 300 светских и духовных суверенных княжеств, не считая имперских городов и владений полутора тысяч западных (рейнских) рыцарей, которые юридически были вассалами императора, но фактически ни от кого не зависели. Наиболее крупными княжествами были Бранденбург, Саксония и Мекленбург на северо-востоке и в центре, Гессен, Ганновер и Брауншвейг — на западе, Вюртемберг, Бавария, Австрия — на юге и юго-востоке. Из духовных княжеств самыми крупными продолжали оставаться три архиепископства-курфюршества — Майнцское, Трирское, Кельнское и архиепископство Зальцбургское. Князья полностью использовали все предоставленные им Вестфальским трактатом возможности обособиться в пределах своих княжеств. Император лишился последних остатков своего влияния. В конечном счете он сохранил за собою только право жаловать дворянство. Правда, он оставался еще главою Верховного имперского суда, но для проведения в жизнь решений последнего у него не было реальной силы. Рейхстаг, наряду с императором олицетворявший единство империи, стал с 1663 г. непрерывно заседающим конгрессом посланников от 300 государств.

Политическое раздробление Германии делало неэффективными покровительство промышленности и торговле. Вообще княжеский абсолютизм не только не играл прогрессивной роли, но его укрепление в Германии во второй половине XVII в. явилось одной из главных причин длительного экономического и культурного застоя. Губительной для страны была внешняя политика князей, которые продавали национальные интересы Германии иностранным государствам, в первую очередь Франции. Будучи гарантом Вестфальского мира, Франция имела своих постоянных представителей при рейхстаге в городе Регенсбурге и оказывала путем подкупов и дипломатического давления решающее влияние на внешнюю политику германских князей. Мелкие и средние князья, обладая каждый в отдельности слишком малым значением, чтобы оказывать какое-либо влияние на международные дела и заслужить получение французских субсидий, стали кооперироваться в региональные союзы. Среди немецких княжеств во второй половине XVII в. выделяется Бранденбург-Пруссия. Это княжество становится в силу ряда благоприятных исторических условий существенным фактором в европейской политике. В начале XVII в. Бранденбург представлял довольно обширное княжество, земли которого были разбросаны в разных местах Северной Германии. Ядром его являлось Бранденбургское маркграфство, государи которого уже в середине XIV в. принадлежали к числу семи крупнейших германских князей-курфюрстов, присвоивших себе право выбирать императора Священной Римской империи. Столицей Бранденбурга был Берлин. В княжестве имелось и много других мелких городов, жители которых занимались ремеслами. Однако ни в XVI, ни в XVII в. край нельзя было назвать развитым в промышленном отношении. Занятием подавляющего большинства населения являлось земледелие и овцеводство . Слабость многочисленных, расположенных по соседству мелких северонемецких государств и падение Тевтонского ордена позволили бранденбургским курфюрстам значительно расширить свои владения на западе и на востоке. Пруссия, владение тевтонских рыцарей, в 1466 г. раскололась: западная часть ее отошла к Польше, где она в XVII в. называлась «королевской Пруссией», восточная («герцогская Пруссия») осталась в руках великого магистра ордена. В 1618 г., со смертью последнего представителя прусских Гогенцоллернов, Восточная Пруссия объединилась с Бранденбургом. Однако курфюрст Бранденбургский в качестве герцога Пруссии являлся по-прежнему вассалом Польши. Эти вассальные отношения прекратились только в 1657 г., когда курфюрст Фридрих Вильгельм по договору с Польшей в Велау был признан суверенным государем в своих прусских владениях. В 1614 г. также «по наследству» бранденбургский курфюрст приобрел графства Марк, Клеве и Равенсберг, расположенные на Нижнем Рейне и на Везере и имевшие важное экономическое значение благодаря развитому в них производству сукна, шелка, полотна и горнорудной промышленности. Наконец, в 1648 г. по Вестфальскому миру Бранденбург получил новое «наследство» — восточную часть Померании и в виде компенсации за ее западную половину, отошедшую к Швеции,— секуляризованные епископства Гальберштадт и Минден, а также право присоединить архиепископство Магдебургское. Так составилось с помощью различных сделок, мелких захватов и присоединений обширное Бранденбурго-Прусское государство, являвшееся, несмотря на разбросанность своих владений, самым крупным в Германии второй половины XVII в. В правление Фридриха Вильгельма, так называемого великого курфюрста (1640—1688), был проведен ряд мероприятий, содействовавших дальнейшему экономическому подъему страны. Преследуя в первую очередь фискальные цели, стремясь увеличить число налогоплательщиков, Фридрих Вильгельм привлекает в страну иммигрантов. Среди них было около 20 тыс. преследуемых за веру французских гугенотов, а также католиков и евреев. Переселенцы дали также значительный толчок развитию торговли. Целью внешней политики Фридриха Вильгельма было расширение границ Бранденбурга за счет слабых соседей; ее главным методом—использование противоречий между великими державами. Готовый в любой момент перейти на сторону более сильного, курфюрст выжидал, хитрил, изворачивался, обманывал и заметал следы. Перед смертью в 1688 г. Фридрих Вильгельм завещал, своему преемнику Фридриху III порвать «ненавистный союз» с Францией, мешавший Бранденбургу присоединить шведскую Померанию. Фридрих III (1688—1713), продолжая действовать теми же методами лавирования и предательств, сумел извлечь выгоды из двух крупных конфликтов, охвативших всю Европу: Северной войны 1700

Наши рекомендации