Режимы и стадии протекания политического процесса.
Политический процесс и политические отношения.
Субъекты политического процесса.
Политическая деятельность.
Политическое участие и политическое поведение.
Режимы и стадии протекания политического процесса.
Политический процесс - последовательная, логически связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность содержательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.
Структура политического процесса:
- субъекты (акторы) политического процесса
- политические интересы данных субъектов
- политическая деятельность людей, включая профессиональную сферу и политическое участие граждан
- политические отношения
Политические отношения – устойчивая форма взаимодействия субъектов политики, основанием и предметом которой выступает политическая (прежде всего государственная) власть, а содержанием этих отношений – завоевание, удержание, применение и использование власти.
Помимо власти предметом этих отношений в сфере политики служат также политические права и свободы.
Таким образом,
политические отношения – это отношения индивидов, социальных групп и институтов по поводу завоевания и применения политической (государственной) власти, а также реализации политических прав и свобод.
Выделяют политические отношения
сотрудничества,
солидарности,
кооперации,
консенсуса,
конкуренции,
конфликта,
войны
и т.д.
Сфера политических отношений в значительной степени носит институциональный характер, находят свое выражение в политических институтах.
Субъекты политического процесса(в широком смысле) – носители предметно-практической политической деятельности, направленной на объект политики.
В политологии наряду с термином «субъект» широко применяется термин «актор».
Политический актор – лицо или общественная группа, воздействующая на процесс принятия и осуществления решений в данной политической системе.
Фактически, это то же, что и «субъект политики».
При определении субъекта политики сложились два подхода:
1) социально-групповой, при котором реальными субъектами выступают конкретные социальные группы (малые и большие; элиты и классы; нации; народы и т.д.);
2) институциональный, когда основными субъектами политических процессов признаются формальные политические институты (государство, политические партии, выборы, СМИ, и т.д.).
Американские политологи Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделили четыре группы, выступающие первичными субъектами политических процессов:
-аномические – спонтанно и эпизодически образующиеся группы (участники стихийных выступлений протеста, манифестаций, митингов и пр.):
-неассоциированные – объединения людей, не обладающие четкой формализованной структурой, но опирающиеся на персональные контакты и неформальные связи (корпоративные, элитарные, клановые и др.);
-институциональные – группы политически активных людей, образующих внутри действующих социально-политических институтов (в партиях, парламентах, правительственной бюрократии и т.д.)
-ассоциированные – легальные союзы, добровольные организации, имеющие формализованную структуру и членство, профессиональный исполнительный аппарат, артикулирующие свои интересы и требования (профсоюзы, союзы предпринимателей, женские, молодежные и другие организации).
Источником политической жизни и политических процессов выступают
политические интересы – обобщенные выражения потребностей, идеальных стремлений и деятельного начала в политическом сознании социальных групп и индивидов, направленные на завоевание подобающих ими позиций в системе политической власти.
Политические интересы многообразны:
личностные,
корпоративные,
классовые,
национальные,
государственные,
партийные
и др.
Политическая деятельность составляет основное содержание политического процесса.
Виды политической деятельности:
- государственное управление
- политическое лидерство
- политическое участие граждан
Государственное управление и отчасти политическое лидерство аккумулируются в категории «политический менеджмент».
Политический менеджмент – теория и практика эффективного управления политическими событиями, процессами, тип рационального управления, наука, искусство, система практических рекомендаций в политике.
С технологической точки зрения политическое управление представляет собой совокупность процедур, навыков и приемов управления в политике.
В структурном отношении такое управление объединяет два процесса:
1) регулирование коллективных ресурсов общества;
2) институционального порядка общения между людьми и социальными группами.
Государственное управление – это особый тип социального управления, при котором государство как политический субъект:
1) обладает универсальным комплексом публично-властных полномочий;
2) официально применяет административные методы руководства и принудительные санкции;
3) использует легитимные формы социального общения и легальные способы взаимодействия с группами и индивидами
4) занимается целенаправленным регулированием коллективных ресурсов общества.
Процесс выработки политических решений подразумевает и определенную степень влияния на него рядовых граждан, интересы которых неминуемо затрагиваются проводимой государством политикой. Степень этого влияния в политологии принято выражать категорией «политическое участие».
Политическое участие – это действия, предпринимаемые гражданами на индивидуальной или групповой основе с целью оказания влияния
- на процесс выработки и принятия политических решений,
- на осуществление государственной политики или выбор политических деятелей на любом уровне власти
- на функционирование политической системы и формирование политических институтов,
- на процесс выработки политических решений.
Понятие «политическое участие» тесно связано с понятием «политическое поведение».
Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов на деятельность политической системы.
Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.
Абсентеизм – уклонение от участия в политической жизни (в голосовании, избирательных компаниях, деятельности политических партий и т.д.), утрата интереса к политике, политическая апатия.
К политическому участию относятся действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных компаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности групп интересов и политических партий.
Типы политического участия (по мнению А. Марше):
1) конвенциональное (соответствующее нормам политической системы):
- пассивное (сохранение интереса к политической информации и политическая апатия);
- конформистское (поддержка существующей политической системы и ее решений, действия по «привычке»);
- протестное.
2) неконвенциональное (несоответствующее существующим в политической системе нормам): несанкционированные митинги, демонстрации, бойкоты, акции гражданского неповиновения, голодовки, захват помещений и т. д.:
3) по мотивам:
- автономное (свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы);
- мобилизационное (имеет принудительный характер; стимулами данного участия становятся страх, административное принуждение, традиции и т. д.).
Автономное участие характерно для стран западной демократии.
Мобилизационное участие направлено на поддержку существующей политической системы. Его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного одобрения проводимой политики.
Политический протест – это проявление негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным структурам, институтам, нормам, ценностям, принимаемым решениям в открыто демонстрируемой форме.
Наиболее распространенной, объясняющей причины и механизмы политического протеста, является концепция депривации.
Депривация – это состояние недовольства, вызываемое расхождениями между оцениваемым и ожидаемым состоянием, к которому стремится субъект.
Существуют три модели депривации:
относительная,
убывающая,
прогрессивная.
Политические процессы протекают в рамках трех режимов:
режим функционирования характеризуется воспроизводством существующих отношений между субъектами политической жизни, прежде всего между гражданами и органами власти, обеспечивающими баланс интересов общества и государства, избежание острых конфликтов между основными политическими секторами. Политическая система относительно стабильна, изменения минимальны. В обществе преобладает традиционализм; инновации возможны в случае крайней необходимости;
режим развития – политическая система и режим подвержены активным изменениям, имеющим позитивный и конструктивный характер в направлении развития; реагирует на вызовы извне и требования политических секторов, адаптируется к меняющимся условиям. Режим развития, в итоге, выводит политическую систему на новый, более высокий уровень качественного состояния;
режим упадка – напротив ведет политическую систему в сторону деградации; происходящие изменения носят деструктивный характер, целостное существование политической системы ставится под угрозу; данный режим не может обеспечить стабильного функционирования политических институтов; в обществе преобладают центробежные силы, а в общественном настроении пессимистические настроения.
Стадии протекания политического процесса (по Г. Алмонду и Г. Пауэллу):
1 стадия – артикуляция интересов;
2 стадия – агрегация интересов;
3 стадия – достижения согласия основных заинтересованных сил и выработка определенной политики (т.е. принятие политических решений);
4 стадия – осуществление и реализация коллективных политических решений в рамках политической деятельности.
Артикуляция – преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования, это процесс формирования интересов индивидами и малыми группами.
Первичными субъектами артикуляции выступают
группы интересов – организации и ассоциации различного рода, по преимуществу добровольные, приспособленные или специально созданные людьми для отражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также с другими политическими институтами; коллективные (групповые) акторы политики.
Группами интересов считаются различного рода организации, ассоциации (профессиональные, предпринимательские, этнические, конфессиональные, женские, молодежные, экологические и т. д.) члены которых, не претендуя на политическую власть, стремятся воздействовать на государственные органы с целью добиться их поддержки и принятия решений, отвечающих соответствующим групповым интересам.
От политических партий группы интересов отличает сравнительно узкая целевая ориентация, отсутствие общей политической программы.
Группы давления (являющиеся разновидностью групп интересов) представляют собой образования, созданные с целью оказания влияния на государственные органы власти.
Они имеют три основные характеристики: организованность, одинаковость стремлений, использование правительственных институтов для реализации своих идей.
Теоретическое обоснование группы интересов и группы давления получили в концепции заинтересованных групп американского ученого А. Бентли, в его книге «Процесс управления. Изучение общественных давлений» (1908).
Особое место в деятельности групп давления играет
лоббизм – механизм воздействия на властные структуры с целью принятия того или иного законопроекта, выгодного определенным социальным группам.
Агрегация интересов – вторая стадия протекания процесса, это процесс сведения мелких, частных интересов (например, отраслевых или местных) в некие обобщенные политические интересы, выразителем которых уже выступают крупные политические партии, объединения, движения.
Агрегирование – это процесс перевода артикулированных интересов в проекты, программы, цели; это невозможно без открытых обсуждений, проведения собраний, съездов, форумов.
Третья стадия протекания политического процесса связана с выработкой определенной политики, подготовкой и принятием политического решения.
Политическое решение – это легитимный ответ на запросы, сформированные в ходе артикуляции и агрегации интересов. Оно может быть выражено в парламентских, законах, указах президента, постановлениях правительства и целевых программах.
Последняя стадия протекания политического процесса – это реализация политических решений, которая в большей степени процесс бюрократический, нежели политический. Осуществление политических решений предполагает их «перевод» на язык практической деятельности государства. Это прерогатива исполнительной власти, действия которой должны контролироваться законодательной властью.
Среди политических процессов, протекающих в режиме политических изменений, принято выделять несколько противоположных по характеру пар:
- революционные – реформационные;
- прогрессивные – регрессивные;
- внутрисистемные – переходные (транзитные)
Политические процессы предполагают ту или иную трактовку прогресса, определение целевых стратегий политических режимов, качественную идентификацию организации власти.