Современные тенденции в динамике и структуре безработице в России и за рубежом.
Современная ситуация на рынке труда России существенно отличается от той, что была еще 7-8 лет назад. За эти годы численность занятого населения сократилась на 9%. В настоящее время, по данным Госкомстата России, которые не отражают реального положения дел, более 6,5 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут; почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных.
В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы занятости. В 47 субъектах Российской Федерации из 89 безработица превышает средний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массовая безработица.
Интересна дифференциация регионов России по составу безработных. Первоначально основную массу безработных в России составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи.
Таким образом, по составу безработных можно судить о продвинутости того или иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, где преобладают ”высокообразованные женщины предпенсионного возраста”, можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах, как правило, невелики (например, в Москве), хотя расти они могут высокими темпами (например, в Татарии). В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы очень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране.
В России острая безработица наблюдается в регионах двух типов.
Во-первых, это регионы с высоким естественным приростом населения (Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкесия, Чечня, Агинский Бурятский АО и т.п.). Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В особый подтип выделяются регионы, где высокий естественный прирост сочетается с массовым притоком беженцев (Ингушетия и Северная Осетия). В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.
Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства по сравнению с концом 80-х. К этому типу относятся Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская, Кировская и др. области, Удмуртия, Мордовия, Марий-Эл.
В Европе, где безработица на фоне продолжающегося долгового кризиса ежемесячно обновляет рекорды, в последнее время прибегают к нетрадиционным способам обеспечить граждан работой. Например, правительство шведского городка Сёдерхамн, где уровень безработицы более 25 %, организовало для молодого поколения программу под названием «Путешествие за работой». Власти оплачивают местным безработным билет, а также месяц проживания в хостеле (25 евро в сутки, что тоже неплохо) в столице Норвегии, где уровень безработицы всего 2,8%. Шведы, которые стали участниками этой программы и смогли найти работу в Осло, очень довольны. Те же иммигранты, у которых не получилось найти работу в стране, должны вернуться к себе на родину, но соседнюю страну посетили почти бесплатно. В Абердэре (Уэльс), где безработица превышает 9 %, активным безработным, которые находятся в постоянном поиске работы, предлагается получить в салоне красоты бесплатный сеанс нанесения на тело автозагара.
В других странах Европы идет тоже борьба с безработицей, но уже на более серьезном уровне. Во Франции, например, государственная власть приняла решение выплачивать 3/4 заработной платы молодым работникам местных компаний. Работодатели, которые наняли на работу граждан в возрасте от 16 до 25 лет на срок не менее года, самостоятельно должны выплачивать им только 25% от зарплаты. Французские власти планируют создать около 150 тыс. рабочих мест подобным способом. Испания уже начала внедрять дуалистическую систему образования, когда параллельно происходит обучение на производстве и в профессиональном учебном заведении. Также по окончании учебы в школе или в университете через 4 месяца каждый должен получить место для получения профессионально-технического образования или место работы. В Голландии нет понятия «плохой» или «хорошей» работы. С раннего детства родители и преподаватели в учебных заведениях выявляют наклонности и умения ребенка и с возрастом развивают их, а позже на основе этого подыскивают подходящую работу. Необязательно становиться юристом или экономистом, лишь потому, что это многообещающе звучит для молодого поколения. Если ты талантлив в каком-то деле и оно тебе по душе, то ты обязательно достигнешь успеха. «У каждого дела запах особый, только безделье не пахнет никак». Поэтому в стране развиты многие сферы деятельности. В Германии сократили пособия по безработице, чтобы безработное население начало поиск работы.
Японии придумали оригинальный способ свести вместе ищущих работу и потенциальных работодателей. Правительство организовывает оплаченный автобусный тур для официально зарегистрированных безработных. Участники тура в течение трех дней посещают семь компаний префектуры, от ресторана до металлургического завода, нуждающиеся в рабочей силе, знакомятся с их работой и могут предложить им свои услуги. Многие безработные, проживающие в крупных городах, не рассматривают варианты работы в провинциях или не желают туда переезжать по соображениям своеобразного престижа, хотя вследствие урбанизации провинциальные города и деревни нередко ощущают нехватку рабочей силы даже в условиях кризиса.