Предложение, факторы, влияющие на него. Закон предложения.

Предложение (S, supply) показывает желание и способность производителей - продавцов поставлять на рынок товары или услуги по любой из возможных цен в данный период времени. Так же, как в случае со спросом, необходимо различать понятия « индивидуальное предложение и «рыночное предложение», «предложение» и «величина предложения». Величина предложения показывает взаимосвязь между данной ценой и данной величиной предложения.

Если величина спроса находится в обратной зависимости от иены товара, то между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость: если цена растет, то при прочих равных условиях на рынок поступит больше данного товара, так как производителю выгодно увеличить его производство и наоборот. Закон предложения выражает прямую взаимосвязь между ценой и величиной предложения товара.

Макроэкономика — часть экономической теории, исследую­щая закономерности функционирования и тенденции развития экономики страны как единого целого.

Макроэкономика занимается изучением проблем эффективного функционирования национальной экономики как целост­ной системы. Объектом макроэкономического анализа становятся условия, факторы и результаты развития целостной экономии ческой системы, изучение крупномасштабных экономических проблем.

Что такое рыночная экономика в нашей стране

Это способ предоставления услуг и товаров. Каждый из участников рыночной экономики сам отвечает за свой выбор: покупатель, приобретая товары, предприниматель - устанавливая цены и производя свой продукт. Конечно, эти цены должны быть конкурентоспособными, а товар -хорошего качества, иначе покупатель найдет что-то более выгодное для себя. Получается, что рыночная экономика – это постоянная борьба за потребителя. Также под экономикой можно подразумевать некую свободу, хотя и эту «свободную» экономику необходимо регулировать. Сейчас это делает частично государство. Судебная власть, законодательная власть и исполнительная (налоги, льготы, сборы) регулируют ее, что бы она вписывалась в некоторые рамки государства. То есть государство могло функционировать: пенсионная система, например, или центр занятости. Но рыночная экономика сама диктует структуру распределения предоставленных услуг и товаров для потребителя от поставщика. Мы сами можем применить это правило к своей жизни. Например, мы идем в магазин за покупками: нас никто не заставляет идти именно в какой-то определенный магазин, мы идем в какой хотим и покупаем мы что хотим, из огромного выбора предоставленном нам товара. Предприниматели и поставщики могут только нас завлечь купить тот или иной продукт при помощи рекламы, заинтересовав в уникальности или выгодности, но мы совершаем покупку сами, выбирая подходящую цену и качество товара. Обычно именно так происходит покупка-продажа в условиях рыночной экономики.

Проблемы рыночной экономики К сожалению, несмотря на многие преимущества этой экономики, она обладает и рядом недостатков - рыночная экономика беззащитна от натиска монополистов, и этим конкуренция становиться не свободной, многие предприниматели становятся банкротами. Для поддержания неадекватно больших цен, монополисты, умышленно сокращают производство товаров (например, картриджи в принтерах или батареи для ноутбуков, медицинская техника). Рыночная экономика не подразумевает производства социальный товаров (например, у нас в стране, нет дешевых памперсов). В погоне за прибылью страдают не относящиеся к участникам рынка субъекты: загрязнение воды, воздуха, почвы, вырубка леса, браконьерство. Рыночная экономика не в состоянии исправлять свои ошибки: только при вмешательстве государства возможны положительные результаты. Но это происходит крайне редко. Рыночная экономика не может быть справедливой и предоставить как-либо гарантии участникам рынка, а это производит социальное распределение в обществе. Современность рыночной экономики в том, что существует очень большое распределение между доходами богатых и бедных. Двенадцать лет назад только двадцать процентов людей потребляли более восьмидесяти пяти процентов всех товаров и услуг в мире, а бедные всего чуть больше одного процента. Еще очень трудно решаемая проблема рыночной экономики - это «зарплата в конвертах» и уклон от уплаты налогов, что ведет к ослаблению любого государства. Так же стоит заметить, что рыночная экономика эксплуатирует человека без предоставления ему достойной оплаты. Это происходит из-за того, что она сама создает рабочие места и устанавливает заработную отплату. Особенно остро это просматривается в России и Украине. И именно вследствие этого, сейчас такой высокий уровень безработицы и бедности во многих странах.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ - крупные преобразования, изменения в системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах осуществления экономической политики. Экономические реформы проводятся в условиях, когда выявляется низкая эффективность экономической системы, возникают экономические кризисы, экономика плохо, недостаточно удовлетворяет потребности людей, страна отстает в своем развитии от других стран. В России проведение экономических реформ в 90-е гг. связано с переходом к рыночной экономике. Общее в содержании экономических реформ, осуществляемых в бывших социалистических странах, заключается в необходимости решить три взаимосвязанные задачи. Проведение системных изменений в экономике, включающих институциональные и структурные преобразования. Институциональные преобразования необходимы для создания основ рыночной системы, для приведение в действие движущих сил рыночного хозяйства —предпринимательства и конкуренции. Это предусматривает изменения в отношениях собственности, приватизацию и земельную реформу, формирование рынков труда и капиталов, проведение политики по поддержке предпринимательства и антимонопольной политики, развитие финансовой инфраструктуры, разработку законодательной базы рыночной экономики, создание налоговой службы, необходимой судебной и правоохранительной системы и др. Структурная перестройка представляет собой процесс адаптации структуры национальной экономики к меняющимся потребностям отечественного и мирового рынков. Она необходима для того, чтобы переориентировать сформированную плановой системой затратную экономику на производство потребительских товаров и услуг, приспособить ее к структуре спроса, провести конверсию военного производства, сформировать новую экспортную базу и повысить эффективность использования ресурсов. Либерализация экономики, сокращение и принципиальное изменение функций государства в экономике. Либерализация предусматривает сокращение государственной регламентации экономической жизни, устранение законодательных или бюрократических барьеров в экономической деятельности (например, на пути создания частных фирм), демонтаж механизмов, связанных с жестким регулированием цен, распределением ресурсов, административным ограничением внешней торговли и использованием твердой валюты. Именно программа либерализации играет главную роль в разрушении командно-административной системы, быстром продвижении к рынку, росте частного сектора и формировании открытой экономики. Либерализация дает начало процессу формирования новых относительных цен, отражающих соотношение спроса и предложения, что стимулирует структурные сдвиги и повышение эффективности экономики. Финансовая (макроэкономическая) стабилизация, так как практически все постсоциалистические экономики приходили к периоду рыночных преобразований с сильно разбалансированными государственными финансами и расстроенным денежным обращением. Важнейшая задача финансовой стабилизации —снижение открытой инфляции, которая после проведения либерализации неизбежно приходит на смену товарному дефициту и подавленной инфляции. Стабилизационная политика включает жесткие бюджетные и денежно-кредитные ограничения, регулирование обменного курса национальной валюты и, возможно, заработной платы. Конечный успех рыночных преобразований экономики определяется решением всех трех задач, а не какой-либо одной из них. Разработка конкретного сценария перехода к рынку требует глубокого понимания не только того, как работает рыночная экономика, но и того, в какой последовательности следует вводить в действие ее основные элементы. С теоретической точки зрения очевидно, что преимущества рыночной экономики становятся очевидными лишь тогда, когда сформированы все ее основные элементы, а частичное осуществление рыночных реформ приводит либо к негативным, либо к недостаточно впечатляющим результатам. Вместе с тем, основные направления трансформации постсоциалистической экономики (системные преобразования, либерализация и финансовая стабилизация) и по времени, необходимому для их осуществления, и используемому инструментарию экономического регулирования не только не совпадают, но во многом противоречат друг другу: либерализация и финансовая стабилизация могут проводиться одновременно, в достаточно короткие сроки и должны сопровождаться жесткой финансовой политикой, системные же преобразования относятся к долгосрочным процессам и требуют большей свободы финансового маневра.

Наши рекомендации