Знания и умения, приобретаемые обучающимся в результате освоения темы (практического занятия), формируемые компетенции или их части.
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….....................4
Тема 1.Конфликт как предмет научного анализа обзор информационных ресурсов по проблематике курса ……………………………… 5
Тема 2.Типология конфликтов как инструмент их анализа 8
Тема 3.Структура и динамика социального конфликта 10
Тема 4.Проблема исхода конфликта 15
Тема 5. Семейные конфликты 19
Тема 6.Этнические конфликты, их специфика 23
Тема 7. Трудовые конфликты 26
Тема 8. Политические и межгосударственные конфликты ……………… 29
Тема 9.Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны…………… 31
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Общая конфликтология» относится к обязательным дисциплинам, образовательной программы направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика.
Цель освоения дисциплины:формирование профессиональных конфликтологических компетенций будущего магистра, суть которых заключается в умении систематизировать, прогнозировать и предупреждать конфликты, способности критически оценивать конфликтные ситуации, готовности вырабатывать конструктивные решения выхода из конфликта и участвовать в их реализации.
Задачи освоения дисциплины:
- формирование общенаучной методологической компетенции, предполагающей знание современных концептуальных подходов для анализа конфликтов;
- формирование общенаучной информационной компетенции, состоящей в умении получать, анализировать, систематизировать, интерпретировать получаемую о конфликтах информацию;
- формирование социально-личностных компетенций, состоящих в воспитании культуры продуктивного взаимодействия между членами коллектива, чувства ответственности за принятые решения, креативность;
- понимание возможности своей профессиональной деятельности для формирования толерантности, гражданского патриотизма.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- значимые научные проблемы в области конфликтологии для возможности урегулирования конфликтов;
- проблемы теоретической значимости данной дисциплины;
- ситуацию конфликта и мирные способы взаимодействия.
Уметь:
- действовать в нестандартных ситуациях;
- нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;
- осмысливать ситуацию конфликта.
Владеть:
- нравственной ответственностью за принятые решения;
- навыками систематизации базовых представлений о конфликтах и мире;
- навыками мирного и конфликтного взаимодействия.
Методические указания выступают в качестве информационного и практического источника и могут быть использованы для очного, заочного и дистанционного обучения.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Практическое занятие № 1.
Тема занятия. Конфликт как предмет научного анализа, обзор информационных ресурсов по проблематике курса
Цель:формирование представления о конфликте как предмете научного анализа.
Знания и умения, приобретаемые обучающимся в результате освоения темы (практического занятия), формируемые компетенции или их части.
В результате освоения темы обучающиеся приобретают:
знания понятия «социального конфликта», его структуру, источники и причины возникновения;
умение анализировать и критически оценивать полученную информацию о конфликтах;
владение навыками работы с информационными ресурсами.
Актуальность темы (практического занятия) заключается в том, что студент должен иметь целостное и всестороннее представление о конфликте как предмете научного анализа.
План:
1. Определение понятия «социальный конфликт».
2. Структура социального конфликта.
3. Источники и причины возникновения социальных конфликтов.
Теоретическая часть.Чтобы ответить на первый вопрос, что такое социальный конфликт, студент должен знать, что такое конфликт в общем понимании. Конфликт (от лат.confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил. Понятие социального конфликта как столкновения двух и более субъектов социального взаимодействия широко интерпретируется представителями различных направлений конфликтологической парадигмы. Так, в представлении К. Маркса в классовом обществе социальный конфликт проявляется в виде антагонистической классовой борьбы, кульминацией которой является социальная революция. По мнению Л. Козера, конфликт является одним из видов социального взаимодействия, в ходе которого происходит «борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников». В трактовке Р. Дарендорфа социальный конфликт представляет собой различные по интенсивности виды столкновений между конфликтующими группами, в которых классовая борьба является одним из видов противоборства.
Таким образом, социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.
В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия. Однако не всякое противоречие перерастает в конфликт. Понятие противоречия по своему содержанию шире понятия конфликта. Социальные противоречия являются основными детерминирующими факторами социального развития. Они «пронизывают» все сферы социальных отношений и в большинстве своем не перерастают в конфликт. Для того чтобы объективно существующие (периодически возникающие) противоречия трансформировались в социальный конфликт, необходимо, чтобы субъекты (субъект) взаимодействия осознали, что то или иное противоречие является препятствием на пути достижения ими жизненно важных целей и интересов. По мнению К. Боулдинга, конфликт возникает, когда «созревшие» противоречия осознаются сторонами как несовместимые и каждая из сторон стремится завладеть позицией, исключающей намерения другой стороны. Поэтому конфликтные противоречия носят субъективно-объективный характер. Объективными считаются противоречия, которые реально существуют в обществе независимо от воли и желания субъектов. Например, противоречия между трудом и капиталом, между управляющими и управляемыми, противоречия «отцов» и «детей» и т. д.
Кроме объективно существующих (возникающих) противоречий в воображении субъекта могут возникнуть мнимые противоречия, когда объективных причин для конфликта нет, но субъект осознает (воспринимает) ситуацию как конфликтную. В этом случае можно говорить о субъективно-субъективных противоречиях. Возможна и иная ситуация, когда реально существуют конфликтные противоречия, но субъект считает, что достаточных причин для конфликта нет.
Противоречия могут существовать довольно длительный период времени и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, порождают открытую борьбу сторон, противоборство.
Форма столкновений — насильственная или ненасильственная — зависит от множества факторов, в том числе и от того, имеются ли реальные условия и возможности (механизмы) ненасильственного разрешения конфликта, какие цели преследуют субъекты противоборства, какими установками «руководствуются» конфликтующие стороны и т. д.
Итак, социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.
Приступая к изучению второго вопроса, студент должен знать, что структура социального конфликта может быть представлена следующим образом:
1) противоречие, которое выражено в проблеме и является объективной предпосылкой конфликта (источник конфликта);
2) люди как носители данного противоречия, представляющие различные социальные интересы (субъекты конфликта);
3) объект конфликта (скрытые нужды) – блага, ресурсы, по поводу которых возникает конфликт;
4) предмет конфликта (открытые нужды) – материальные образования, с ним (конфликтом) связанные;
5) столкновение субъектов конфликта (процесс, активная фаза), в котором как бы происходит «противоречие в действии».
Столкновение также характеризуется эмоциональной окраской и психологическими установками субъектов. Поскольку конфликт представляет собой высшую (активную) стадию развития противоречия, то в случае отсутствия последней составляющей (столкновения) мы имеем дело с латентным, т. е. скрытым конфликтом, выявление которого наиболее сложно. Такой конфликт также можно назвать «недоразвитым» в силу остановки его развития на стадии противоречия.
По третьему вопросу студент должен знать, что ответить однозначно на вопрос о корнях, причинах социальных конфликтов невозможно, ибо каждый вид, уровень социального конфликта обусловлен своими собственными причинами. При выявлении корней, причин того или иного социального конфликта необходимо учитывать целый комплекс обстоятельств: экономические, политические интересы, социальный престиж, идеологические, национальные, религиозные, возрастные факторы и т.д.
Основными источниками конфликта в обществе является расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы. Основное противоречие между производительными силами и производственными отношениями задает противоречия, проявляющиеся: 1) в борьбе между социальными слоями, группами, классами; 2) в противостоянии между поколениями (в семьях, организациях); 3) в борьбе между этническими группами в обществе; 4) в противоречащей друг другу деятельности различных религиозных общин; 5) в борьбе носителей различных традиционных ценностей с вновь возникающими обычаями и т.д.
Для описания того или иного конфликта, необходимо знать:
1) характеристики конфликтующих сторон (их ценности и мотивации, их устремления и цели, их интеллектуальные, психологические и социальные ресурсы для ведения или разрешения конфликта; их представления о конфликте, включая концепцию стратегии и тактики и т.д.);
2) предысторию взаимодействий конфликтующих сторон (отношение друг к другу, взаимные стереотипы и ожидания, включая их представление об отношении к себе противоположной стороны, и главное, степень полярности их взглядов по системе хорошо - плохо и заслуживает доверия - не заслуживает доверия);
3) природу того, что привело к конфликту (его границы, жесткость, мотивационную ценность, определение, периодичность и т.п.);
4) социальную среду, в которой возник конфликт (различные инструменты, учреждения и ограничители; уровень поощрения или сдерживания в зависимости от выбранной стратегии и тактики ведения или разрешения конфликта, включая природу социальных норм и институциональных форм для регулирования конфликта);
5) заинтересованные стороны (их отношение к конфликтующим сторонам и друг к другу, их заинтересованность в тех или иных результатах конфликта, их характеристики);
6) применяемые конфликтующими сторонами стратегию и тактику (оценивание и/или изменение преимуществ, недостатков и субъективных возможностей и попытки одной из сторон оказать влияние на представление другой стороны о преимуществах или недостатках первой посредством тактики, которая может варьироваться по таким измерениям, как легитимность - нелегитимность, по соотношению использования позитивных и негативных стимулов, таких как обещания и поощрения или угроза наказания, свобода выбора - принуждения, уровень доверия, типы мотивов и т.д.).
7) результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон (выгоды или потери, связанные с непосредственным предметом конфликта, внутренние изменения у конфликтующих сторон, связанные с их участием в конфликте, долгосрочные перспективы взаимоотношений между участниками конфликта, репутация участников в ходе конфликта у различных заинтересованных сторон)
И так, причинами конфликта могут быть самые разные проблемы, например конфликт по поводу материальных ресурсов, по поводу ценностей и важнейших жизненных установок, по поводу властных полномочий (проблемы доминирования), по поводу статусно-ролевых различий в социальной структуре, по поводу личностных (в том числе эмоционально-психологических) различий и т. д. Таким образом, конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Однако конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. с. действия субъектов, направленные друг против друга.
Вопросы и задания
1.Что такое «социальный конфликт?
2. В чем состоит суть основного социального конфликта с точки зрения К. Маркса?
3. Как понимал социальный конфликт Л. Козер?
4. Что необходимо учитывать при выявлении причин того или иного социального конфликта?
5. Составьте схематично структуру социального конфликта.
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме
Основная литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 4-е изд. М.: ЭКСМО, 2010. – 552с.
2. Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Альфа-М, 2010. – 320с.
3.Козырев Г.И. Конфликтология: учебник/ Г.И. Козырев. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010. - 304с.
Дополнительная литература:
1. Ильин Е.П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2010 - 688с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.i-u.ru/ «Библиотека РГИУ: Конфликтология. Учебное пособие».
2. http://www.humanities.edu.ru/ «Вишневская А.В. Конфликтология: Курс лекций».
3. http://www.dvo.sut.ru/ «Меткин М.В. Теоретические и практические аспекты разрешения конфликтов» .
4. http://hghltd.yandex.net/ «Рыбакова М.М. Хрестоматия по конфликтологии».
5. http://www.aquarun.ru/ «Сельченок К.В. Прикладная конфликтология».
6. http://www.politnauka.org/ «Библиотека – Конфликтология».
7. http://eurasia.iea.ras.ru/ «Институт этнологии и антропологии РАН».
Практическое занятие № 2.
Тема занятия.Типология конфликтов как инструмент их анализа
Цель:дать представление о типологии конфликтов.