Самые необычные семейные пары в мире
Гипертония? Не пейте таблетки от давления!
Договоры периода разрядки
10 апреля 1970 г. 80 стран подписали договор, запрещавший производство и применение биологического оружия.
В 1970-1973 гг. был подписан ряд договоров между ФРГ и СССР, Польшей, Чехословакией и ГДР, по которым признавалась нерушимость послевоенных границ в Европе и суверенитет ГДР. Кроме того, было заключено четырёхстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания, Франция) по Западному Берлину, по которому он не являлся частью ФРГ и имел собственное управление.
Это был период улучшения советско-американских отношений. Так, в мае 1972 г. впервые в истории состоялся визит президента Никсона в Москву, а затем ответный визит Л. И. Брежнева в США. В 1972-1974 гг. между Советским Союзом и Соединёнными Штатами было заключено несколько соглашений об ограничении систем стратегических наступательных вооружений. Все эти события создали условия для общеевропейского диалога о созыве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ныне — ОБСЕ).
Хельсинкские соглашения
1 августа 1975 г. в Хельсинки главами 33 европейских государств, а также США и Канады был подписан Заключительный акт, в котором подтверждалась незыблемость послевоенных границ и провозглашались 10 принципов, дополняющих в ряде пунктов Устав ООН. Для наблюдения за исполнением решений были созданы хельсинкские группы, сыгравшие значительную роль в пробуждении общественного сознания в Восточной Европе. Страны договорились о проведении регулярных встреч для проверки выполнения хельсинкских положений.
Новая конфронтация
В период разрядки международной напряжённости продолжалась борьба двух военно-политических блоков за преобладание в странах «третьего мира». По-прежнему крайне сложной оставалась обстановка на Ближнем Востоке. На рубеже 1970-1980-х гг. произошёл поворот от разрядки к конфронтации. Поводом к свёртыванию процесса разрядки международной напряжённости стало обострение противостояния между США и СССР, которое проявилось в их борьбе за влияние в странах «третьего мира». Материал с сайта http://wikiwhat.ru
СССР
Активная поддержка так называемых социалистических режимов в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа рассматривалась советским руководством как углубление «мирового революционного процесса». В Соединённых Штатах эти события воспринимались как поражение демократии, как следствие разрядки, которой воспользовался СССР для распространения своего влияния. Взятый советским правительством курс на форсированное развитие военной промышленности, размещение в странах Организации Варшавского договора новых ракет негативно отразился на разрядке. Поворот к конфронтации был вызван и внешнеполитическими акциями СССР: ввод в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан, введение в 1981 г. военного положения в Польше.
США
Свою долю вины за провал разрядки несут и США. В январе 1980 г. была выдвинута доктрина Картера, согласно которой район Персидского залива объявлялся зоной американских интересов. Это означало, что для их защиты будут использованы любые, в том числе и военные, средства. В противовес советским ракетам на территории Великобритании, ФРГ, Италии были размещены американские ракеты. Приход в Белый дом Р. Рейгана с его крайне жёстким курсом в отношении СССР и крупномасштабной программой гонки вооружений окончательно похоронил разрядку. Начался новый период конфронтации.
50. Германский вопрос после Второй мировой войны. Раскол Германии. Создание ФРГ и ГДР.
Приняв капитуляцию Германии в 1945 году, оккупационные власти приняли на себя управление страной. В трех западных зонах Германии у власти находилась администрация США, Англии и Франции, в восточной зоне - советская военная администрация. Формально союзники не отвергали идею о согласованной политике Германии, но на деле проводили политику, отвечающую их личным интересам. В условиях холодной войны обе части Германии западная и восточная стали развиваться по тому сценарию, который был им предложен либо советской, либо американской администрацией.
7 сентября1949 года была образована Федеративная Республика Германия - государство с капиталистической экономикой в западной части Германии.
7 октября 1949 года в восточной части Германии была образована Германская Демократическая Республика - страна с социалистической экономикой.
Западная Германия включилась в план Маршалла, чем серьезно смогла восстановить экономику в сравнительно короткие сроки. Восточная Германия развивалась по своему сценарию и не могла получать серьезной финансовой помощи, вследствие противостояния Западу. В ФРГ образовалось несколько партий, которые в парламентской борьбе проводили политику в интересах разных слоев германского общества. Эти партии существуют и сегодня: Христианский Демократический Союз (ХДС), Социал-Демократическая Партия Германии (СДПГ), Свободная Демократическая Партия (СвДП). В ГДР также была принята Конституция, было образовано две партии: партия свободных демократов и коммунистическая партия Германии. Однако вскоре коммунистическая партия Германии вытеснила партию свободных демократов и все другие политические образования, и стала единственной партией.
Вывод: таким образом, в 1949 году в Германии окончательно произошел территориальный и идеологический раскол на два государства, объединенные в одной стране и эти государства вступили в длительное историческое противостояние политики, экономики и культуры.
51. Экономическое и политическое развитие ФРГ в 1950–1960-е гг. Социальное рыночное хозяйство и германское «экономическое чудо».
Экономическое развитие ФРГ в 1950-1980-е гг.
Этот период в истории Германии известен как «немецкое экономическое чудо». Ежегодный прирост промышленной продукции в 1953-1956 гг. составлял 10-15 %.
К началу 1960-х гг. по объему промышленного производства и объему экспорта ФРГ уступала только США. На ее долю приходилось более 60,5 % добычи угля, около половины производства стали, около 40 % экспорта и 35 % импорта ЕЭС («Общего рынка»).
Успешно развивалось и сельское хозяйство. Например, в 1934–1938 гг. среднегодовая урожайность пшеницы в стране составляла 22,3 ц с 1 га, а в 1967 и 1968 гг. - соответственно 41,2 и 42,3 ц с 1 га.
В числе факторов, способствовавших быстрому развитию экономики ФРГ следует назвать и такие:
— западная часть Германии издавна была индустриальным сердцем страны, где проживали самые квалифицированные трудовые кадры;
— значительная «стартовая» помощь в начальный период восстановления народного хозяйства по «Плану Маршалла» (3,9 млрд долл.), особенно поставки промышленного оборудования, способствовавшие включению ФРГ в научно-техническую революцию;
— государственная поддержка предпринимательской деятельности, ставка на создание средних предприятий. Уже в 1953 г. на предприятиях численностью до 500 человек работало более половины всех занятых;
— укоренение во все отрасли народного хозяйства новейших достижений НТР;
— минимальные военные расходы: до 1955-1957 гг. они ограничивались лишь финансированием оккупационных сил, что обходилось стране в 2–2,5 раза дешевле, чем содержание собственной армии;
— многомиллионный приток беженцев из советской оккупационной зоны , что стало дополнительным источником рабочей силы;
— поддержание в стране «классового» мира благодаря разумной социальной политике государства.
На протяжении 1960-х гг. промышленное производство ФРГ продолжало успешно развиваться. Но, в связи с резким увеличением расходов на наукоемкие отрасли, здесь (как и в других развитых странах в это время) наблюдались колебания экономического роста. Наиболее динамично развивались химическая, автомобильная, электронная, атомная, авиационная отрасли. Государственное регулирование усилилось в транспортной и научно-исследовательской сферах. Был установлен государственный контроль за ценами. К началу 1970 г. государственный сектор составлял четверть всего имущества страны.
В 1970-1980-е гг. экономика ФРГ продолжает успешно развиваться. С середины 1970-х гг. начался активный переход к наукоемким технологиям - информационным, ресурсосберегающим, к биотехнологии и т.д. Неуклонно растет роль малого и среднего бизнеса в экономике. Их доля в ВНП в 1980-е гг. достигла 50 %, а число занятых составило около 2/3 экономически активного населения.
Заметной частью структурной перестройки экономики ФРГ в 1970-е гг. стал перенос за рубеж части промышленности. Это были, в основном, малорентабельные предприятия, а также экологически вредные химические и машиностроительные циклы.
С середины 1980-х гг. государство начало политику «дерегулирования» и усиления роли рыночных механизмов, которая предусматривала приватизацию части государственных предприятий, поощрение частных капиталовложений и т. д.
Возвращение к власти неолибералов совпало со схожими событиями в США и Англии, что свидетельствовало о кризисе концепции государственно-монополистического капитализма в мире.
http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=78
52. ФРГ и ГДР в 1980-е гг. Объединение Германии. ФРГ в Европейском Союзе.
В середине 1989 г. в силу не вполне ясных внутренних причин ГДР оказалась в глубоком социально-политическом кризисе. Застой в экономике, обусловленный социалистической системой хозяйствования, нарастание диктаторских стремлений в государст-венной практике СЕПГ, отказ руководства СЕПГ даже от формальной либерализации системы (наподобие «перестройки» в СССР) и в связи с этим охлаждение отношений с СССР и руководством КПСС вызвали общественное недовольство. Начался массовый исход граждан ГДР за границу, главным образом в Западную Германию. Руководство ЦК СЕПГ стало на путь полицейской диктатуры, что предопределило и дальнейший рост недовольства, и внешнеполитическую изоляцию ГДР. В этих условиях определяющим для судеб Германии стал выдвинутый канцлером ФРГ Колем план (из «10 пунктов») государственно-политического объединения Герма нии. Развитие событий, однако, несколько видоизменило намечен ные планом перспективы. Правительство ГДР и руководство СЕПГ практически потеряло управление государством, по стране прокатились народные демонстрации. Исходя из собственных внешнеполитических интересов, СССР отказался от поддержки самостоятельного германского восточного государства, согласился с предложениями ФРГ и прежних союзников о выводе советских войск и соответствующих материальных компенсациях. При согласии четырех держав (США, Великобритании, Франции и СССР) ГДР и ФРГ слились в единое государство.
Создание новой единой Германии опиралось на специальные договоры между ГДР и ФРГ. В мае 1990 г. был оформлен валютный и социально экономический союз, в августе 1990 г. — государственно-политический. Попытки сохранившей активность части СЕПГ (преобразовавшейся в Партию демократического социализма)отстоять самостоятельность восточной части окончились провалом, т.к. большинство населения не поддержало партию на
выборах в местные органы власти. 3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать как отдельное государство.На ее территории вошла в силу Конституция ФРГ 1949 г., ставшая общегерманской. Восточная Германия была заново разделена на исторические 5 земель, которые получили все права соответственно Боннской конституции. Народная армия ГДР, службы безопасности, полиция ликвидировались, частично влившись в соответствующие институты ФРГ. Общегерманские выборы (декабрь 1990 г.) принесли победу единому Христианско-демократическому союзу.
Объединение сделало ФРГ наиболее мощным западноевропейским государством, которое стало играть определяющую роль в структурах объединенной Европы.
53. Интеграционные процессы в Европе и Северной Америке во второй половине ХХ – начале ХХI века. Формирование системы Европейских сообществ. Европейский Союз и проблемы европейской интеграции.
Восемнадцатого апреля 1951 г. Федеративная Республика Германия, Франция, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды подписали соглашение об образовании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), заложившего первый камень в экономический фундамент будущего Европейского Союза. В марте 1957 г в Риме теми же странами были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Позже все три организации обрели единые руководящие органы и общее наименование — Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). С подписанием 7 февраля 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) Договора о Европейском союзе начался новый этап европейской интеграции. Развернулось строительство экономического, валютного и политического союза с постепенной ликвидацией внутренних границ между странами. Сформировался единый внутренний рынок, обеспечивающий свободное передвижение людей, товаров, услуг и капиталов. Желание тесной интеграции европейских стран во второй половине XX в. было обусловлено рядом факторов: противоречием между стремительной интернационализацией современной экономики и теснотой национально-государственных границ для ее функционирования; стремлением к внешней экспансии наиболее преуспевающих национальных производителей; потерей позиции Европы как мирового центра в процессе распада колониальных империй; стремлением к усилению общего экономического и военно-стратегического потенциала в условиях конфронтации двух политико-экономических систем вплоть до начала 1990-х гг.; демократизацией жизни послевоенной Западной Европы и реализацией прав и свобод граждан. Создание единого общеевропейского экономического пространства шло постепенно в течение нескольких десятилетий. Это естественно, так как столь масштабные системные изменения всегда проходят болезненно. Усиление конкуренции неизбежно приводит к обострению проблемы банкротства несостоятельных производств, безработице. Особенно тяжело интегрируются в общеевропейские структуры менее развитые страны. Например, в Испании в конце 1980-х гг. после вступления в ЕЭС безработица охватила 25% экономически активного населения. Обострились многие социально-экономические проблемы в отсталых по европейским меркам Португалии, Греции. Тем не менее жизнь уже доказала жителям этих стран, что в долгосрочной перспективе выгоды перекрывают издержки «большого пути». К настоящему времени учреждено гражданство Европейского союза. Определены права граждан ЕС, в том числе на свободу передвижения, выбор места жительства, получение образования, куплю-продажу недвижимости и предпринимательскую деятельность, а также порядок защиты прав граждан Союза. Все это стимулирует инициативу людей и создает огромные возможности для всех, кто готов ими воспользоваться. В настоящее время Европейский союз проводит политику сближения уровней развития бывших национальных экономик своих членов и формирования общего экономического пространства. Важнейшим шагом в этом направлении в конце 1990-х гг. стало создание Валютного союза и поэтапное введение единой общеевропейской валюты (евро), начавшееся в 1999 г. С 1 января 2002 г. прекратились наличные операции с национальными деньгами. По сути, создание единого общеевропейского экономического пространства, окончательный переход к евро и введение общеевропейского паспорта означают отказ от таких традиционных атрибутов государственности, как границы, национальные экономики, гражданство. Несмотря на серьезные и неизбежные проблемы роста, Европейский союз уже стал одним из ключевых субъектов на политической и экономической картах мира. Сегодня это уникальное объединение государств с населением, почти в 1,5 раза превосходящим население Соединенных: Штатов Америки и в 2,5 раза — население России. Среднедушевой ВВП (по ППС) во второй половине 1990-х гг. превысил 20 тыс. долларов США. ЕС превращается в один из самых привлекательных для инвестиций регионов мира. На форуме Европейского союза в Барселоне (март 2002 г.) был провозглашен курс на достижение лидерства ЕС в мировой экономике до 2010 г. Стартовые позиции для того, чтобы «догнать и перегнать» США по важнейшим экономическим показателям, по многим параметрам выигрышные. Время покажет реалистичность выдвинутого лозунга.
54. Страны Востока в межвоенный период (1919–1939 гг.)