Государственное устройство и политическая борьба во Франции в период Третьей республики.
Франция в 1870 – 1914 гг.
Пункт 1.4 сентября 1870 г. во Франции была провозглашена республика, режим Второй империи и лично Наполеона III пал. После подавления правительством Адольфа Тьера революционного выступления под руководством Парижской Коммуны в мае 1871 г., остро встал вопрос о законодательном закреплении нового государственного устройства. Здесь столкнулись позиции монархистов и республиканцев. Именно поэтому основным содержанием внутриполитической жизни Франции в конце ХIХ в. явилась борьба за упрочение республики и ее демократизацию. Лишь после долгих разногласий в феврале и июле 1875 г. Национальным собранием были приняты три конституционных закона, которые вместе и составили Конституцию Третьей республики. Главой государства являлся президент республики, избиравшийся на совместном заседании сената и палаты депутатов на семь лет с правом переизбрания. Он имел достаточно широкие полномочия – номинально считался главой исполнительной власти, имел право законодательной инициативы, обнародовал законы, принятые парламентом, контролировал их исполнение, являлся верховным главнокомандующим, назначал
всех гражданских и военных должностных лиц. Президент республики также мог, с согласия сената, распустить палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий, имел право налагать вето на решения палат парламента (правда этим правом ни один президент ни разу не воспользовался). Он заключал и ратифицировал международные
договоры. Однако мирные и торговые договоры, а также договоры, затрагивающие личное состояние и право собственности французов за границей или возлагающие на государство финансовые обязательства, подлежали обязательному одобрению парламента. При этом по мере укрепления позиций республиканцев в стране президент практически утратил все свои важные прерогативы и стал целиком зависеть от воли депутатов. Фактически исполнительная власть осуществлялась кабинетом министров. Кроме того, каждый акт президента республики должен был быть удостоверен подписью одного из министров.
Законодательная власть принадлежала двухпалатному Национальному собранию. Нижняя палата – Палата депутатов формировалась путем выборов сроком на четыре года. К выборам не допускались военнослужащие, женщины и коренное население колоний. Из 40 млн. населения избирательными правами пользовались 12 млн. Сенат избирался специальными коллегиями выборщиков на девять лет с переизбранием трети его состава каждые три года и состоял из 300 человек. Обе палаты занимались разработкой законов и утверждением бюджета. На совместных заседаниях палат мог производиться пересмотр конституции. Вместе с тем, центром политической жизни была нижняя палата. Партии и объединения, располагавшие большинством в палате депутатов, формировали правительство, которое несло перед ней ответственность и при вынесении вотума недоверия уходило в отставку.
Яндекс.Директ
Автобусные туры в Питер из Минска4 дня незабываемых экскурсий. 270 руб. Отель 3*+ завтраки. Бронируйте! 18+ | 50 отелей в БелостокеБольшой выбор. Удобный поиск. Бронируйте отели онлайн в Белостоке | Дистанционноеобразование в ВУЗЕБесплатно демо-доступ! Ведущий ВУЗ. Гос.диплом. 14 факультетов. Идет набор! |
Президентом Франции с 1873 г. был маршал Патрис де Мак-Магон (1808 – 1893 гг.), монархист по убеждениям. Под его покровительством велись интриги монархистов для восстановления монархии. Он досрочно ушел в отставку в 1879 г. после 2-летнего противостояния с палатой депутатов, в которой большинство имели республиканцы. Его сменил давний сторонник республиканских взглядов Жюль Греви (1807 – 1891). Тогда же республиканцы приобрели большинство и в сенате, таким образом, овладев основными ветвями государственной власти. Монархисты же постепенно превращались в конституционную оппозицию. Многие из них признали существующую форму правления и сосредоточили усилия не на борьбе с ней, а на защите в ее рамках традиционных консервативных ценностей – религии, церкви, собственности, армии. Придя к власти, республиканцы провели ряд реформ. В июле 1880 г. был принят закон об амнистии для лиц, участвовавших в восстании Парижской коммуны. В 1881 г. принимаются законы о свободе собраний и печати, в 1884 г. легальный статус получили профессиональные объединения предпринимателей и рабочих, которые отныне могли создаваться свободно, без предварительного разрешении. Весьма важной была серия законов об обязательном, бесплатном и светском начальном обучении. Проведенные реформы составляли лишь незначительную часть из обещанных республиканцами и требуемых народом демократических преобразований. Это вызвало разочарование части избирателей и способствовало росту влияния радикалов, представлявших собой левое крыло республиканцев. После выборов 1881 г. радикалы впервые отделились от республиканского большинства, образовав в палате депутатов собственную фракцию в составе 46 человек. Их лидером был журналист Жорж Клемансо (1841 – 1929). Таким образом, республиканцы раскололись на две соперничающие группировки – умеренных республиканцев и радикалов.
После принятия в 1880 г. закона против религиозных конгрегаций (монашеских объединений) в стране образовалось мощное антиправительственное католическое движение. Оно нашло союзника в лице консервативной оппозиции и усилило ее избирательную базу. На всеобщих выборах 1885 г. клерикально-монархический блок сумел серьезно потеснить республиканцев, получив свыше 200 депутатских мест. Другой значительной силой стали националистические организации, создававшиеся во Франции в 80 – 90-гг. XIX в. Националисты осуждали парламентаризм и требовали пересмотра конституции с целью усиления исполнительной власти. Также в этот же период растет влияние идей социализма, появляются соответствующие организации. В 1880 г. создается Рабочая партия, в 1882 г. Федерация социалистических трудящихся. Существовала группа и так называемых «независимых социалистов». Среди них выделялись Александр Мильеран (1859 – 1943), Жан Жорес (1859 – 1914), Рене Вивиани (1863 – 1925), Аристид Бриан (1862 – 1932). Тем не менее, умеренным республиканцам удавалось удерживать в своих руках бразды правления страной вплоть до конца XIX в.
Их позиции были подорваны на рубеже XIX – XX в. в связи с судебным процессом в отношении капитана Генерального штаба французской армии Альфреда Дрейфуса. Он в декабре 1894 г. был приговорен военным трибуналом к пожизненному заключению по ложному обвинению в шпионаже. Впоследствии удалось доказать, что дело было сфабриковано. Борьба за пересмотр дела разделила всю Францию, в том числе и политические круги на дрейфусаров и антидрейфусаров. В итоге лишь в 1906 г. кассационный суд полностью реабилитировал Дрейфуса. Также одним из значительных последствий этого дела стала перегруппировка политических сил, которые разделились на два противоположных лагеря в связи с разногласиями во взглядах на политические цели и ценности республиканской формы правления. Левые отстаивали приверженность республиканским и демократическим учреждениям, утверждали идеалы светскости в общественной жизни, боролись против национализма и военщины как ударной силы реакции. Напротив, правых стали отличать главным образом национализм, преклонение перед армией и военной силой, стремление к авторитарному правлению вообще, независимо от его конкретной формы государства.
На рубеже столетий во Франции впервые возникла система организованных политических партий. Они сочетали парламентские методы деятельности с внепарламентскими, располагали сетью местных комитетов, не терявших связь с избирателями между выборами, и контролировали свои парламентские фракции. В лагере левых оказалась созданная в 1905 г. Объединенная социалистическая партия (Французская секция рабочего Интернационала – СФИО) во главе с Жоресом. Тем не менее в объединенную партию отказались войти «независимые социалисты» Мильеран, Вивиани, Бриан и другие, выражавшие несогласие с ее намерением проводить политику оппозиции по отношению к буржуазным правительствам и призывами к классовой борьбе. В 1901 г. появилась общенациональная организация радикалов – Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов (Жорж Клемансо, Эмиль Комб). В начале XX в. она превратилась в самую влиятельную политическую партию Франции. Численность ее фракции в палате депутатов (обычно не менее трети всех мест) позволяла контролировать парламентское большинство и давала право на участие в любой правительственной коалиции. В конце 1901 г. из части умеренных республиканцев, которые примкнули к лагерю дрейфусаров образовался Республиканско-демократический альянс, в который вошли Луи Барту, Раймон Пуанкаре, Жозеф Кайо, Александр Рибо. Альянс стал одной из основных партий правившего в предвоенные годы «лево»-республиканского большинства. В лагере правых оказались националисты, консерваторы и Республиканская федерация, образованная в 1903 г. из умеренных республиканцев, которые примкнули к лагерю антидрейфусаров и части консерваторов. В нее вошли Жюль Мелин, Шарль Дюпюи, Шарль Бенуа. После поражения на парламентских выборах 1902 г. консервативно-националистические правые силы на долгое время оказались в оппозиции без всякой надежды на возвращение к власти.
После этих выборов правительство Комба развернуло наступление на католическую церковь. Еще в 1901 г. был принят закон, по которому деятельность каждой религиозной конгрегации нужно было оформлять специальным разрешением парламента. Правительство приказало закрыть школы, руководимые священниками, что встретило ожесточенное сопротивление духовенства. В итоге были распущены 54 конгрегации и закрыто свыше 3 тыс. монастырских и церковных школ. В декабре 1905 г. кабинет Мориса Рувье пришедшего на смену Комба, провел закон об отделении церкви от государства. Согласно новому закону, республика гарантировала свободу совести и свободное отправление всех культов, не субсидируя ни один из них. Католическая церковь, следовательно, впредь должна была существовать за счет пожертвований верующих. Ее имущество переходило в руки общественных ассоциаций прихожан. На парламентских выборах 1906 г. партия радикалов еще более усилила свои позиции, завоевав 247 мандатов, и могла управлять страной самостоятельно, не прибегая к поддержке ни социалистов, ни левых республиканцев. Премьер-министром стал Ж. Клемансо. В годы его правления значительно выросла забастовочная борьба рабочих, руководимая Всеобщей конфедерацией труда. Во многом благодаря усилиям этого единого профсоюзного центра трудовые конфликты приобрели ожесточенный характер. Нередкими стали насильственные действия забастовщиков против фабричной администрации, штрейкбрехеров и сил правопорядка, умышленная порча имущества и пр. Правительство отвечало жесткими мерами, используя жандармерию и войска для подавления выступлений. При этом с целью стабилизации ситуации был проведен ряд социальных реформ. 5 апреля 1910 г. был принят закон о введении пенсий по старости для рабочих и крестьян (с 65 лет). 14 июля 1913 г. принимается закон о государственной помощи малообеспеченным многодетным семьям. 15 июля 1914 г. принимается финансовый закон о введении прогрессивного подоходного налога. Его размер зависел от суммы чистого дохода каждого облагаемого. Причем лица, чей ежегодный доход не превышал 5 тыс. франков освобождались от обложения.
В 1909 г. Клемансо уступил место во главе правительства независимому социалисту А. Бриану. В области внутренней политики он придерживался в целом курса, намеченного его предшественником. При нем была смягчена процедура ликвидации конгрегации, ранее нередко дававшая повод для злоупотреблений. Столь же твердой позиции, как и предыдущий кабинет, придерживался Бриан по отношению к забастовочному движению. Ему на смену в 1911 – 1914 гг. пришли правительства возглавлявшиеся лидерами Республиканско-демократического альянса. В эти годы на первый план в области внешней и внутренней политики вышли вопросы укрепления обороноспособности страны. Особенно примечательным в этом плане стал период правления Р. Пуанкаре. В 1912 г. парламентом была одобрена военно-морская программа, согласно которой к 1920 г. флот насчитывал бы 28 броненосцев (в строю находилось уже 18 кораблей этого типа) и 52 миноносца. Кроме того, решено было создать военную авиацию. Наряду с принятыми ранее мерами, такими как усиление артиллерии армейских корпусов, это свидетельствовало о серьезности военных приготовлений Франции. В 1913 г. сменив пост премьер-министра на пост президента, Пуанкаре добился продления срока службы в армии с 2 до 3 лет, что позволило увеличить ее численность в мирное время с 540 тыс. до почти 700 тыс. человек.
Пункт 2.70-е годы XIX в. были временем завершения промышленной революции. Основные отрасли промышленности Франции – хлопчатобумажная, химическая, металлургическая и машиностроительная – выпускали преобладающую часть продукции с применением машинной техники и индустриальной технологии. Тем не менее, основной отраслью экономики (как по стоимости продукции, так в особенности и по числу рабочих рук) оставалось сельское хозяйство. А в промышленности все еще был значителен удельный вес ручного труда, главным образом в старых отраслях текстильного производства, работающих на традиционном сырье – льне, шерсти, шелке. Начиная с середины 70-х годов французскую экономику поразил глубокий кризис, связанный с общим понижением конъюнктуры мирового рынка. Его отправной точкой послужил приток в Европу дешевого зерна из США и Канады. Для Франции это было особенно чувствительным ударом, поскольку зерновое хозяйство было основной отраслью ее аграрного сектора. От падения цен (с 1879 по 1887 г. − на 1/3) пострадали не только крестьяне и фермеры, но и земельные собственники, вследствие падения земельной ренты. (Земельная рента –это основная часть арендной платы, выплачиваемой земельным собственникам арендаторами земли).
Уменьшение доходности сельскохозяйственного производства, а следовательно, падение покупательной способности большинства населения имело неблагоприятные последствия для промышленности. Спрос на ее продукцию сократился, в результате чего вслед за сельскохозяйственными упали и промышленные цены (между 1865-1869 гг. и 1895-1899 гг. - на 29%).
Мировая экономическая депрессия поставила в повестку дня вопрос о пересмотре внешнеторговой стратегии. В итоге в 1892 г. был принят закон об общем повышении таможенных тарифов. Он предусматривал два тарифа: максимальный и минимальный. Первый по существу был инструментом давления на торговых партнеров и практически не применялся. Второй был относительно низким (8% на промышленные товары и от 5 до 20% на сельскохозяйственные), но действовал лишь на основе взаимности по соглашению с другими странами. Хотя минимальный тариф не намного превышал старый (6,5% в 1880 г.), разница все же была достаточно ощутимой, чтобы ухудшить условия международной торговли. В дальнейшем таможенные тарифы повышались в 1897 и 1910 гг. Начиная с середины 90-х годов наметилось постепенное ускорение промышленного роста, которое в период с 1905 по 1914 г. достигло почти 5% в год. Здесь сыграла роль, прежде всего, активная инвестиционная политика, проводившаяся в годы кризиса. Импульс к повышению инвестиций пришел со стороны государства, стремившегося привлечь частные капиталы к осуществлению программы работ по развитию транспортной инфраструктуры. Программы общественных работ также помогли вытащить экономику из кризиса. Но и сами предприниматели проявляли понимание того, что условием преодоления кризиса является техническое обновление отсталых производств. Поэтому, несмотря на падение доходности предприятий и увлечение вкладчиков облигациями государственных займов, нашлись ресурсы и для увеличения инвестиций. В итоге этих усилий был достигнут значительный прогресс в техническом переоснащении промышленности.
Вначале XX в. промышленный рост во Франции приобрел качественно новый характер и стал в решающей мере зависеть от крупной индустрии, развитие которой требовало больших капиталовложений в дорогостоящую технику и технологию. Новый промышленный подъем опирался на активную инвестиционную политику государства и предпринимателей. Французы охотно вкладывали свои сбережения вценные бумаги, портфель которых оценивался накануне Первой мировой войны в 111 млрд. франков Из них 32 млрд. франков приходилось на акции отечественных предприятий. Серьезной предпосылкой ускорения промышленного роста было преодоление аграрного кризиса. Благодаря протекционистской политике цены на сельскохозяйственную продукцию снова возросли, что обеспечило повышение доходности крестьянских и фермерских хозяйств. Развитие сельскохозяйственного кредита позволило улучшить агротехнику и агрикультуру. Заметно увеличилась емкость внутреннего потребительского рынка, прежде всего благодаря росту реальной заработной платы. Однако на спрос отрицательно воздействовал слабый демографический рост.
В начале XX в. Франция заняла лидирующее положение в развитии автомобильной, авиационной, электроэнергетической, алюминиевой отраслей промышленности. При этом недостаток французского производства заключался в его большой распыленности. Слабая концентрация производства и рабочей силы служила препятствием применению более рациональных методов организации труда. Мешала она и стандартизации продукции. Например, одно только предприятие «Рено» предлагало покупателям одновременно 10 моделей автомобилей. Все это неблагоприятно отражалось на себестоимости, а следовательно, и на отпускной цене товаров. Поэтому на мировых рынках французская крупная индустрия часто не могла на равных конкурировать с иностранными производителями. Доля Франции в мировом экспорте промышленной продукции сократилась с 16% в 1876 г. до 12% накануне Первой мировой войны.
Относительно выше был уровень концентрации в отраслях, в которых было сосредоточено производство сырья, топлива и промышленного оборудования, например, в металлургической, машиностроительной промышленности и электроэнергетике. Наиболее высокой степенью концентрации капитала и производства отличались химическая и алюминиевая промышленность, в каждой из которых господствовали одно-два крупнейших предприятия. Комите де Форж (1864 г.) «Комитет металлургической промышленности Франции» - организация предпринимателей франц. черной металлургии.
13. Объединение Германии (этапы и ход). Экономическое и социально-политическое развитие Германской империи в 1871–1914 гг.
Образования Германской империи. Конституция 1871 г.
После франко-прусской войны всегерманские земли объединилисяв единую Германскую империю, которая состояла из 22 монархий и трех вольных городов.
Согласноимперской конституции 1871 г, главой государствасчитался император. Им мог быть только король Пруссии.Император имел широкие права в областивнешних связей, возглавлял вооруженные силы, имел право объявлять войнуназначать канцлера (главу правительства), высшихчиновников и офицеров, созвать ирозлускаты парламент, состоявший из двух палат. Верхняя палата - бундесрат - предназначалась из представителей всех монарха и вольных городов. Председателем бундесрата былимперский канцлер. Нижняя палата (бундестаг) выбиралась общим голосуванням. Однако женщин и военнослужащих былилишилено избирательного права. Парламент (рейхстаг)был ограничен в правах, поскольку законы, которые онпринимал, принадлежало утвержуваты императору.
С моментасоздание Германской империи в парламенте большесть принадлежала представителям консервативной партии,виражала интересы юнкеров, крупных промышленникови финансистов. Оппонентами консерваторов былалиберальная партия, которая защищала иинтересыпромышленников. Обе партии поддерживали правительство. В 1881 г. образовалась католическая партия. Она выступала в защитукатолического населения Германии и поэтому оказалась в оппозиции к правительству. Воппозиции находилась и социал-демократическая партия, которая имела значительное представительство в парламенте и выражалаинтересы рабочего класса, мелкихвладельцев. Следует заметить, что значительнуюроль в политической жизни Германии играли войскове, окружавшие императора и влияли на определение внешньополитичного курса империи и на развитиевоенной промышмышленности.
Экономическое развитие
Послеобъединения Германии сложились лучшие условия для развития экономики. Этому способствовали завершение промышленногопереворота и образования единогообщегерманского рынка, приединениебогатых полезными ископаемыми районов Эльзаса и Лотарингии, пятимиллиардный контрибуция, новые открытия в науке и технике.В конце XIX ст. по объемупромышленного производства Германия вышла на второе место а мире, а по темпамэкономического развития опередила Великобританиюи догнала США.
Развитие экономики Германии в 1871-1914 pp. имел свои особенности.
Большую роль в создании тяжелой промышленности игралигосударственные заказы, субсидии, льготы, строительство заводов за счет государства.
Промышленность строилась на новейшей промышленной и техническойбазе, что обеспечивало высокое качество товаров. Химическая, электротехническая,металлообрабатывающая, машиностроительная отрасли получили ускоренного развития. Дляпроизводства характерными были высокая концентрация и быстрые темпы развития внескольких районах: Рейнской области, Руре, Берлине, Силезии.
Помещичье (юнкерское) хозяйствопостепенно, эволюционным способом, как уже упоминалось выше, переходило к капиталистическому,товарного производства.
Несмотря на значительные успехи в развитиипромышленности, доля Нинии в мировомпроизводстве составляла 13%, тогда как БольшойВеликобритании - 32%. Но с каждым годом немецкие качественные и дешевые товарызавоевывали мировой рынок. Тогда это было и борьбой за колонии. Колонии Германии на 1914 г. имели площадью 2,9 млн кв. км снаселением 13 млн человек, тогда как английские колониальные владения охватывали32700000 кв. км с населением 350 млн человек. Эти огромные владения вызвализависть и обусловили ожесточенную борьбу между двумя странами.
Производство пушек на заводе Круппа
В конце XIX ст. в Германии, как и в других индустриальных государствах, появились монополии. В 1914 г. в стране их насчитывалось 600.Самой распространенной формой монополистических объединений были картели и синдикаты. 85%финансовых капиталов контролировали 8 банков. Самыми известными были монополии:Круппа, Рейнско - Вестфальский чугунолитейный картель, Германский союзпрокатных заводов, Рейнско - Вестфальский каменноугольный синдикат и др.
3.Бисмарк и его политика. "Культуркампф"
Первым немецким Императором былкороль Пруссии Вильгельм И. Фактически же страной в течение 20 лет руководилканцлер Отто фон Бисмарк, который пользовался полным доверием императора. Он былвыдающимся политиком и дипломатом, наделенным трезвым умом, огромной волейи энергией. За это он получил прозвище "железный канцлер".Главным направлением его внутреннем политикибыло обеспечение централизации власти в империи за ликвидацииавтономных прав отдельных монархий и католической церкви. В 1872 г. Бисмаркдобился принятия закона, согласно которому духовенство лишалось права надзораза школами. Священникам запрещалось вести политическую агитацию. Вместо церковноговводились институт гражданского брака, государственная регистрация рождения исмерти. Запрещалась деятельность ордена иезуитов Государство стало контролировать всеназначения на церковные должности. Политика, направленная против влияния католическойцеркви, получила официальное название"Борьбы за культуру" - "культуркампф".
Бисмарк такжеразвернул борьбу против социалистов. В 1878 p., после двух террористических покушений на императора, он предложилрейхстагом принять "Исключительный закон против социалистов", которыйфактически запрещал деятельность социалистических организаций и рабочих газет.Социал-демократическая партия вынуждена была перейти на полулегальный состояние.
Наряду с репрессивными мерамиБисмарк провел ряд соных реформ. В1881 г. он объявил о начале "эры рабочиечего законодательства "В следующие три годарейхстаг принял законы о страховании рабочих от несчастных случаевна производтви и от болезней. В 1889 г. былопринят закон о предоставлении пенсии по старости (с 70 лет) и в случаепотери трудоспособности. В 1891 г. появился закон о 11-часовой рабочий день ио запрете детского труда до 13 лет. В середине 90-х pp. Германия стала государством с наиболее передовым социальнымзаконодательством.
4. Союз трех императоров. Переход к "мировой политики".Вильгельм II
Основной целью внешнеполитическогокурса Германской империи стало создание военно-политической коалиции европейскихгосударств, направленной против Франции. Правящие круги в Берлине опирались наАвстро-Венгрию, которая после франко-прусской войны пошла на сближение сГерманией и Италией - соперницей Франции в Средиземном море и на севереАфрики. С целью привлечения к будущей коалиции России, потенциального союзникаФранции, была выдвинута идея совместной борьбы против социал-демократического движения.6 мая 1873 Россия и Германия подписали союзный договор. Через месяц аналогичнуюсоглашение подписали России и Австро-Венгрия. Так образовался Союз трех императоров,благодаря чему Франция была изолирована, а Германия заняла достойное место наевропейской арене.
Карикатура на «Союз трех императоров»
Союз трехимператоры »просуществовал до 1887 p., пока не загострылись российско-немецкие и российско-австрийские противоречия.
Первую трещинукоалиция дала во время ближневосточного кризиса 1875-1878 pp. Откровенно враждебныепозиции Австро-Венгрии и Германии на Берлинском конгрессе изменили отношениеРоссии в своих союзников. 7 октября 1879Германия и Австро-Венгрия подписали союзный договор, направленныйпротив России. Договор положил начало созданию Тройственного союза, который окончательносформировался 1882 p., когда к договору присоединилась Италия. Это логично подталкивало Россию иФранцию к тесному военно-политического сотрудничества. Со временем в противовесавстро-германо-итальянском блока было образовано союз Франции, России и Англии(Антанта).
От 80-х pp. XIX ст. Бисмарк стал уделять больше внимания колониальнымзавоеванием.
В 1884 г. Германияустановила протекторат над частью Юго Западной Африки (Намибия) иЦентральной Африкой (Того, Камерун). На - дующего года контроль был распространен начасть Восточной Африки (Танганьика). Так был создан немецкий колониальнуюимперию.
В 1888 г. императором Германии стал Вильгельм II. Молодой монарх взялся лично руководить страной, адля этого он стремился избавиться властолюбивого Бисмарка, с которым расходился ввзглядах по многим вопросам. Особенно это касалось внешней политики иполитики по социалистов. Вильгельм II считал, что следует проводить более активную внешнюю политику, не боясьприменять силу против своих конкурентов, отойти вол Союза трехимператоров. Вильгельм II негативно оценивал "Исключительный закон против социалистов". Егопришлось отменить, а Бисмарк 1890 вышел в отставку.
Вильгельм II
После этого колониальная экспансияГермании усилилась "Мы требуем для себя места под солнцем", -заявил новый канцлер Бюлов, выражая интересы германских промышленныхфинансовых и военных кругов.
Идеологической основой расширенияколониальной экспансии стала доктрина пангерманизма, носителем которой был Пангерманскийсоюз. Доктрина утверждала, что немцы преобладают все народы и должны господствоватьнад ними. Пангерманисты призвали проводить политику силы в отношении других государств,создать мощную армию и флот и готовиться к войне за передел мира.
В планы германской экспансии входилозахват английских и французских колонке и приграничных районов Франции(Экспансия на Запад), отторжение частиРоссии ("Дранг нах Остен" - нажим на Восток), Прибалтики,Украина, Северного Кавказа, проникновение на Ближний Восток.
Такие планы пангерманисты нашлиотклик в правительстве. Армия стала главной заботой государства, а милитаризм, т.е.наращивание военной мощи, - правительственной доктриной.
В 1913 г. военные расходы составили50% бюджета. По инициативе министра флота адмирала Тирпица Германия начата создаватьогромный военный флот, который по численности и мощи вскоре сталвторым после английского
14. Объединение Италии (этапы и ход). Экономическое и социально-политическое развитие Итальянского королевства в 1861–1914 гг.
Результатом Второй Войны за независимость Италии 1859 года, в марте 1861 г. в Турине состоялось торжественное провозглашение единого Итальянского королевства. Количество подданных Виктора-Эммануила II увеличилось с 5 до 22 млн. В 1865 г. столица государства была перенесена из Турина во Флоренцию. За пределами объединённого государства оставались Венецианская и Римская области, без освобождения которых дело объединения нельзя было считать завершённым. Гарибальди дважды пытался организовать поход на Рим, но его отряды были разбиты итальянскими и французскими войсками. Венецианскую и римскую проблемы Италия решила с помощью Пруссии, которая вслед за ней приступила к объединению Германии «железом и кровью».
После объединения Италия оставалась достаточно отсталой по сравнению с другими европейскими державами страной. «Это не та Италия!» — заявил Гарибальди, оценивая первые итоги объединения. В политическом отношении страна являлась конституционной монархией с очень ограниченным кругом избирателей. Сохранялись огромные различия между относительно развитым Севером, где постепенно развивалась промышленность, и аграрным Югом, основную часть населения которого составляло нищее крестьянство. Проблема Юга ещё долго оставалась одной из важнейших, стоявших перед итальянским обществом. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Италия 1871-1914.Образование единого итальянского государства и ликвидация иностранного гнета создали благоприятные условия для развития капитализма в стране и , упрочили международные позиции Италии в Европе.
Характерными особенностями развития Италии в последней трети XlX в. являлись: неравномерность развития промышленности и сельского хозяйства, Юга и Севера, острота классовых противоречий и органическая слабость правящих кругов, оказавшихся не в состоянии упрочить массовую базу молодого буржуазного государства.
Развитие промышленности в последней трети XIX в. Складывание национального рынка.К 1871 г. Италия оставалась аграрной страной с незавершенным процессом первоначального накопления, засильем феодального землевладения и преобладанием мелкой кустарной промышленности. В 1861—1870 гг. более половины национального богатства страны приходилось на долю земельной собственности. Былиустранены таможенные барьеры между отдельными областями, введена единая денежная система. Развернулось строительство железных дорог и других средств сообщения. В 1885 г. железные дороги страны были объединены в две сети, протянувшиеся с севера на юг, росла сеть шоссейных дорог, увеличился объем морских перевозок и тоннаж торгового флота. На основе местных рынков сложился единый национальный рынок.
Начался переход итальянской промышленности от ремесленно-мануфактурной стадии к фабрично-заводской, хотя решающую роль в этом сыграли последующие 1896—1914 годы. Быстрыми темпами развивалась хлопчатобумажная, шерстяная, горнодобывающая промышленность. Возникли машиностроительные и металлургические предприятия в Пьемонте, Ломбардии, Лигурии (Одеро, Бреда, Фиат и др.
Развитие капитализма в итальянской деревне шло в основном по «прусскому» пути, при сохранении крупного помещичьего хозяйства, растущем безземелии крестьян, сохранении полуфеодальных методов эксплуатации.
После прихода буржуазии к власти были конфискованы и пущены в продажу 750 тыс. га земли, принадлежавших церквам, монастырям и духовным лицам.
Часть центральных провинций и особенно юг Италии и острова Сицилия и Сардиния оставались зоной крупных помещичьих латифундий, использовавших полукрепостнические методы эксплуатации. С 1885—1887 гг. в Италии под влиянием мирового аграрного кризиса начался хронический, аграрный кризис. Упали цены на сельскохозяйственную продукцию, сократились производство и экспорт виноградных вин, цитрусовых. Италия была вынуждена ввозить большое количество пшеницы и других зерновых продуктов.
«Южный» вопрос.Вследствие сохранения помещичьего землевладения и своекорыстной политики правительственных кругов и буржуазии Севера после объединения страны различие в уровне экономического развития Севера и Юга не только не было устранено, но усилилось. Население Юга явилось жертвой централизаторской политики правительства, налоговых нововведений, всевластия латифундистов. Сохраняя аграрный характер, Юг превратился в своеобразную внутреннюю колонию буржуазии Севера. «Южная» проблема стала одной из насущных национальных проблем Италии.
Формирование рабочего класса и положение трудящихся масс. Для последней трети XIX в. было характерно полное отсутствие социального законодательства. Промышленники хищнически эксплуатировали труд мужчин, женщин, детей и подростков. Рабочий день на большинстве предприятий продолжался 15—16 часов. В горнодобывающей и других отраслях промышленности сохранялась натуральная система оплаты труда, принудительная покупка продуктов в лавке предпринимателя.
Формирование империалистической идеологии в Италии. «Националистическая ассоциация». Переход к империализму сопровождался складыванием в Италии империалистической идеологии. Уже в конце XIX в. появились течения, восхвалявшие культ силы, отстаивавшие тезис о колониальном предначертании Италии, о необходимости возродить традиции античного Рима и завоевать господство в Средиземноморском бассейне. Получили распространение ницшеанство и декадентство, воспевавшие насилие и войну как средство прогресса.
Особенностью империалистической идеологии в Италии было то, что она рядилась в одежды национализма.
В 1910 г. во Флоренции была создана «Националистическая ассоциация». В основу ее политической программы легла пресловутая теория об итальянской «нации-пролетарке», угнетаемой якобы другими, более богатыми «плутократическими» державами. Лидер националистического движения Э. Коррадини.
С 1905 г. стали расти военные ассигнования. На основе закона 1907 г. была проведена реорганизация армии.
Итало-турецкая война и ее итоги. Вмарте 1911 f., вновь придя к власти, Джолитти провел самые радикальные реформы— избирательную реформу, расширившую число избирателей с 3 до 8 млн., и передачу в руки государства монополии страхования имущества и жизни, доходы от которой должны были пойти на пенсии по старости и инвалидности (приняты в 1912 г). Правительство взяло курс на подготовку к аннексии Триполитании и Киренаики — турецких провинций в Северной Африке, впоследствии получивших название Ливии.
29 сентября 1911 г. правительство, заручившись обещанием нейтралитета европейских держав, объявило войну Турции, высадив войска в Триполитании -и Киренаике.
«Типично колониальная война» превратилась в массовое истребление местных племен. По Лозаннскому мирному договору, подписанному 18 октября 1912 г., к Италии переходили Т