Законодательный процесс в Российской Федерации: нормативная база, понятие, основные и дополнительные стадии. Особенности законодательного процесса в субъектах Российской Федерации.
Нормативная база:
1. Конституция РФ (ст.ст. 104-108)
2. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.01.1998 № 2134 II – ГД в ред. от 21.03.2014 (Раздел III «Законодательная процедура»)
3. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 30.01.2002 № 33 – СФ в ред. от 16.04.2014 (часть вторая «Участие Совета Федерации в законодательной деятельности)»
Законодательный процесс – это урегулированная нормами права деятельность уполномоченных субъектов, состоящая из ряда совершаемых в определенной последовательности и сроки стадий, направленных на принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов.
Основные стадии:
1. Осознание необходимости (потребности) в правовом урегулировании определенной сферы общественных отношений посредством права.
2. Реализация права законодательной инициативы – это внесение субъектом законодательной инициативы законопроекта в Государственную Думу. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
а) проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов;
б) законопроектов о внесении изменений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;
в) поправок к законопроектам.
К тексту законопроекта необходимо приложить следующие документы:
а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;
б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта (субъектов) права законодательной инициативы, внесшего (внесших) законопроект;
в) перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона;
г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);
д) заключение Правительства Российской Федерации (по обязательным вопросам – ч.3ст. 104 Конституции РФ: законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета).
Подготовка законопроекта к рассмотрению Советом Государственной Думы.
Поступивший законопроект регистрируется в Управлении документационного и информационного обеспечения Аппарата Государственной Думы с присвоением регистрационного номера, также оформляется регистрационная карта.
Председатель Государственной Думы направляет зарегистрированный законопроект и материалы к нему в профильный комитет, который определяет соответствие законопроекта требованиям Конституции Российской Федерации и Регламента. Совет Государственной Думы по предложению профильного комитета принимает на основании этого решение о назначении ответственного комитета по работе над законопроектом и о направлении законопроекта высшим органам государственной власти.
По предложению профильного комитета Совет Государственной Думы устанавливает срок представления в ответственный комитет отзывов, предложений и замечаний, а также срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении.
На данной стадии законопроект подвергается ряду экспертиз: правовой, лингвистической, отправляется для заключения в профильные министерства, службы и иные заинтересованные инстанции.