Особенности политической культуры в африканских обществах
Традиционные власти (вожди и верховные правители)
В современной Африке можно видеть очень разные политические системы: в нескольких странах до недавнего времени сохранялись монархии (в Руанде — до 1961 г., Бурунди — до 1966, Эфиопии — 1974), а Лесото и Свазиленд остаются ими и ныне; большинство стран после независимости стали президентскими или парламентскими республиками (а Либерия — с самого начала ее образования). За годы после получения независимости (первая страна — Золотой Берег — получила ее в 1956 г., став Республикой Гана; большинство же стали свободными от колониальной зависимости в 1960 г., получившем название «год Африки») почти все они пережили не один государственный переворот. Ныне в общемировом контексте развития многие правительства говорят о необходимости демократических реформ. При этом нередко утверждается традиционность демократического подхода к власти в доколониальной Африке так же, как несколько лет назад утверждалась традиционность единоначалия.
На деле и то, и другое утверждения избыточны и не учитывают некоторые особенности политической культуры в африканских доколониальных обществах. Многие народы Африки не знали публичной власти. У бушменов и пигмеев, например, во главе локальных групп стоял обычно один из старших мужчин, единодушно признававшийся мудрейшим и искуснейшим охотником и знатоком правил охоты и жизни в обществе. В догосударственных обществах политическая власть сосредоточивалась у старших представителей семей первых поселенцев. Они осуществляли публичную власть на низших ступенях административной лестницы и в раннегосударственных политических объединениях. На высших позициях ее находились верховные правители, которых европейские наблюдатели (особенно первые) называли нередко королями, императорами, султанами, считая деспотами с неограниченной властью.
Анализ сущности природы и размеров власти убеждает, что это мнение ошибочно. Прежде всего, такие правители были лицами сакральными, ритуальными. И вожди низших рангов, а тем более верховные правители рассматривались как люди, наделенные особой сверхъестественной властью, считались тесно связанными с духами предков, якобы исполняли их волю и служили посредниками между ними и их живыми потомками. Более того, такой правитель, считалось, связан и с силами природы, которые через него обеспечивали благоденствие всего народа. Это яв-
ление, как известно, феномен не только африканских культур: культ «священного царя-жреца» существовал у многих народов мира (в том числе и европейских) в древности и у некоторых народов других континентов в Средневековье и Новое время.
С таким представлением было тесно связано безоговорочное требование безусловного физического совершенства царя. За сохранением его здоровья и физической мощи должна была следить самая младшая жена; проводились и «консультации» с духами умерших предшественников и божествами. В случае «несоответствия» обычай предписывал убийство правителя. Лишь у некоторых народов сохранились свидетельства долгого существования этого правила. Так, джукун когда-то убивали правителей, если они страдали тяжелой болезнью, если их страна переживала период острого голода и засухи или если те нарушали определенные табу, регулировавшие их поведение. У йоруба в XVIII в. глава совета знати использовал этот обычай в политической борьбе, добившись устранения нескольких алафинов (правителей). В других странах Африки не осталось свидетельств существования ритуальных убийств или самоубийств (как у йоруба), но известны испытания здоровья правителей и последующие изгнания или просто отстранение от власти (например, в Мономотапе, Лунда и др.). Подобные обычаи и даже память о них сохранились далеко не у всех народов Африки.
Напротив, представление о священном характере правителей и вытекающей из этого понятия строгой регламентации их жизни и быта существовали у всех народов континента, а там, где сохранился институт женщин-соправительниц (лукокеша — у балунда, мананьими — у бакуба, маконда — у бавили, намасоле и лубуга — у баганда, и др.), это представление относилось и к ним. Их жизнь и быт окружались множеством табу: запрещалось пересекать поля, переплывать реки, просто касаться земли — их переносили на особых носилках-паланкинах; разговаривать с ними можно было лишь через особое лицо, передававшее слова просителя и самого правителя; никто не имел права видеть, как правитель ест и даже как ему готовят пищу; у некоторых народов запрещалось видеть лицо правителя и т. п. Верховный правитель и сам был своего рода божеством — воплощением священного духа и в то же время служителем культа. Он занимался обрядами вызывания дождя, изготовлял магические средства и снадобья, отвращающие якобы зло от его народа.
Из веры в неразрывность и взаимосвязь священного правителя и сил природы вытекал и другой принцип — вера в его бессмертие. По представлениям многих африканских народов, дух умершего правителя воплощался в каком-либо предмете: у ашанти — в священных скамеечках; у йоруба — в бронзовых головах умерших правителей; у бакуба — в деревянных статуях «ндоп»; у банья-руанда — в особых калебасах; и т.п.
Существовали определенные символы власти — жезлы, ритуальные опахала, богато инкрустированные мечи или топорики, колокольца, зонты и т.п. Правителям посвящали животных, символизирующих власть, мудрость, силу, ум, долголетие. Леопард, питон, черепаха, белый орел — обычный набор таких животных.
Сакрализация личности правителя происходила в период церемонии принятия им верховной власти, как принято говорить — интронизации. Обряды эти, по существу, сходны у многих народов континента. Наиболее типичен может быть пример народа бакуба. Период от смерти ньими (правителя) до его похорон новый правитель проводил в затворничестве, живя в стороне от столицы (в прошлом этот период длился долго, иногда до трех месяцев, а позднее сократился до 9 дней). В полнолуние он должен был совершить путешествие в священный лес, где жил, по представлениям бакуба, дух — предок всего народа. Инсценировался разговор с предком наследника, смерть последнего и поглощение его духом, а затем возрождение в новом качестве — уже не человека, а сверхъестественного существа, воплощающего черты как человека, так и духа. По прошествии этих церемоний, строительства и освящения новой резиденции, а также после проведения инициации, в которых новый правитель играл роль Вото — легендарного духа — предка народа, считалось, что новый ньими становится не только полноправным правителем, но и священной особой, тесно связанной с предками, потусторонним миром.
Принятие многими народами Африки ислама или христианства не уничтожило представлений о сверхъестественных свойствах духа — предка народа, тесной его связи с миром предков, жреческих функциях. Арабские путешественники Средневековья с осуждением писали, что считавший себя правоверным мусульманином основатель Сонгаи Али Бер был одновременно и «великим колдуном»; правители Мали сразу после пятничной молитвы принимали участие в традиционных церемониях с танцами в масках. Сонгайские хроники рассказывают, что сохранилась сакральная роль доисламского ритуального центра Кукийя. Даже в конце существования державы Сонгаи, почти через двести лет, последний ее правитель имел среди регалий власти не только обычные для мусульманского владыки меч, знамя, тюрбан, но и священные барабаны предков, и «динтури» (головню от первого огня предков, когда-то пылавшего на землях сонгаи). Большую роль играл при нем ритуальный правитель «денди-фари» — «хозяин земли Денди» (очага культуры сонгаев), да и сам правитель считался сакральным образом связанным с ним и с духами земли. Представления о священном характере власти правителя сохранялись и в христианском Конго XVI —XVII вв.
Во многих доколониальных обществах сохранялось существование двух правителей: политического и военного, с одной сто-
роны, и ритуального — «хозяина земли, воды, скота» и т. п. — с другой. Таким образом, уверения президента Мобуту, единолично правящего в Заире около трех десятилетий, что он выполняет завет предков, так как не было двух вождей в традиционном обществе, на самом деле далеки от действительности.
Верховные правители в масштабе государств выполняли ритуальную функцию этих «хозяев земли», связанных с духами, но уже на уровне не отдельной общины, а всего народа. Реальная же политическая и военная власть сосредоточивалась в руках членов советов знати. Такие советы формировались из родовой и служилой аристократии, жречества. Главы их нередко осуществляли политику не только без согласия верховных правителей, но и вопреки их намерениям (как это было в Куба в 1904 г., когда правитель выступал за мирный союз с европейцами, а глава совета — за военное сопротивление).