Народное творчество и современное искусство
Фольклор и литература
Богато и разнообразно народное творчество африканцев. Изобразительное искусство, танцы, музыка, фольклор существовали в тесной связи друг с другом, составляя неразрывное единство — все они соединялись в одном ритуальном представлении: сказки звучали в сопровождении музыки, их рассказывали речитативом, в определенном ритме, с музыкальными повторами, рассказчика подбадривали восклицаниями, хором подхватывали отдельные фразы. При преобладающем отсутствии письменности эти виды искусства несли не только эстетическую, но информационную и воспитательную нагрузку. Недаром современные педагоги восхищаются нерасчлененностью традиционного обучения и воспитания в игре и нередко предлагают вспомнить старые методы обучения через рассказы и игры у костра. Недаром исследователи образно оценивают устное творчество: «Когда в Африке умирает старик, погибает целая библиотека».
Устное народное творчество весьма богато; жанры его тесно связаны, и не всегда можно четко отделить волшебную сказку от мифа, а былички — от сказок о животных. В редкой сказке не звучат ритмы барабанов и песни, которыми герои выражают и радость, и горе, и беспокойство. Сказки, сложившиеся в глубине веков, живут и сейчас; более того, они развиваются вместе с меняющимся бытом. Так, провинившиеся звери в сказках балуба платят штраф франками, а не каури; герой сказок бангала, лукавый Нгои, переживает свои приключения не только в соседних деревнях, но и в городских банках. Известно, что колониальная администрация широко использовала в своих интересах институт вождей, не выбирая, а назначая их, — и ими становились не самые достойные, а самые ловкие. И вот появляется сказка балуба о ласточке и черепахе: обе они хотят занять место вождя, а получает эту должность хитрая и ловкая черепаха, сумевшая провести ласточку. Независимо от жанровой принадлежности все эти сказки представляют собой своеобразный моральный кодекс — в них находили и находят отражение представления народа о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве.
Авторские литературные произведения до начала XX в. в Африке немногочисленны. В основном это дидактические или поэтические произведения религиозного или пропагандистского плана (как у народов амхара, суахили, фульбе, хауса). О создании собственно литературы Африки можно говорить лишь начиная с первых десятилетий XX в. Ныне в африканских странах есть немало своих прозаиков, поэтов, драматургов. Большинство из них пишут на европейских языках, но некоторые начинают писать и на местных.
Уже с первых лет складывания литературы африканских авторов развивалась борьба мнений вокруг проблемы взаимодействия двух культур, принятия или непринятия европейской культуры. Одни с самого начала выступали за отказ от «пыльных» традиций и полное приобщение к Западу, другие на примере судеб своих героев утверждали, что принятие чужой культуры, отказ от традиций и наследия предков ведет к уничтожению личности. В 1934 г. в Париже вышел первый номер газеты «Черный студент», вокруг которой объединилась талантливая африканская молодежь, будущие идеологи «негритюда» (основателями этого движения стали Эме Сэзэриз Вест-Индии и Леопольд Седар Сенгориз Сенегала). В предвоенные и военные годы это движение окончательно оформляется, а в 1947 г. появляется его постоянный рупор — журнал «Презанс африкен».
Возникнув как реакция на политику культурной ассимиляции, концепция «негритюда» была в то время, безусловно, явлением антиколониальным. Но уже тогда была заметна его расистская окраска. Расовое самосознание стало ее основополагающей идеей.
Главной целью сторонников «негритюда» стало возвышение достоинств черной расы, воспевание особенностей негритянского способа мышления, опора на якобы присущие только африканской культуре гуманистичность, одухотворенность, эмоциональность в противовес рационализму и индивидуализму белого человека. Уже в 1950-е годы многие литераторы резко выступили против нее: так Стефан Алексис с Гаити назвал ее «расизмом навыворот», в 1959 г. гвинейский поэт Ненекхали Камара выступил с резкой критикой концепции «негритюда». Другие писатели не критиковали эти идеи в печати, но активно не принимали их, как, например, выдающийся нигерийский прозаик и драматург Воле Шойинка. Многие литераторы (как, например, Агостиньо Нето, Анри Лопес, Бернар Дадье и др.) сочетали творческую деятельность с активной политической борьбой.
Но и в остросоциальных произведениях современных писателей Африки не прерывается их связь с традицией и устным народным творчеством. Используются фольклорные сюжеты (Бернар Дадье, Амос Тутуола и др.), мифы (Воле Шойинка), а то и формы и строй повествования (традиционный плач по погибшему во время забастовки профсоюзному деятелю Леопольду Сенго-ру). Многие писатели уже заслужили мировую известность: Сем-бен Усман, Чинуа Ачебе, Квей Арма, Бираго Диоп, Нгуги ва Тхионго и др. Однако их положение довольно сложно, так как они в основном пишут на европейских языках в странах, где большинство жителей неграмотно. В поисках путей к читателю некоторые, например Сембен Усман, обращаются к кино, считая, что это искусство в условиях Африки более доступно широким массам.
Музыка и танцы
Музыка, пение и танец составляли не только важную часть духовной культуры африканских народов, но и часть самой их жизни. Тесно связанные с ритуалом, они сопровождали человека от рождения до смерти, отмечая как радостные, так и печальные моменты на его жизненном пути. Во время ритуалов напряженная атмосфера «присутствия» сверхъестественных существ достигалась нагнетанием умело подобранного ритма и сочетания звучания разных музыкальных инструментов. При проведении болезненных операций, во время обрядов инициации монотонная музыка выполняла анестезирующую роль. Каждому духу или божеству посвящали особые песни или танцы, особые ритмы. Исследователи африканского музыкального фольклора отмечали даже, что музыка и песня были формирующими мораль элементами, играли и определенную политическую роль. Музыка сопровождала и трудовые процессы. Каждый вид деятельности — сев, уборка урожая, изготовление пальмового вина, гребля — озвучивался строго определенными песнями.
Некоторые музыкальные мелодии могли звучать только в ритуалах; в одних случаях должен был быть использован полный набор музыкальных инструментов, в других — меньший. По-разному определяли и время исполнения. Так, у леле музыка могла звучать только ночью. У народа га не разрешалось музицировать в течение трех недель перед сбором урожая и т. п.
Организующим началом музыки любого африканского народа является ритм. Существуют очень сложные ритмические рисунки, которые создаются в основном разными ударными инструментами: барабанами, гонгами, ксилофонами, колокольцами и т.п. Они обычно составляют основу африканского оркестра, но не вытесняют другие инструменты (струнные, щипковые, духовые).
В некоторых обществах выделялись определенные семьи и группы музыкантов, в которых эта профессия становилась наследственной, а иногда складывались даже своеобразные касты музыкантов и певцов (в Бенине, например, это одна из сорока ремесленных корпораций; у йоруба «общества плясунов» и «барабанщиков» существуют и поныне). Эти люди часто были не только музыкантами, но и рассказчиками, хранителями традиций; музыка служила аккомпанементом к рассказам о прошлом, героическим сказаниям. Во многих странах Африки общее собирательное название всех их — гриоты, хотя внутри группы могла быть специализация, разделение на сказителей, исполнителей шуточных или лирических песен, сказочников и т.д. Как правило, в традиционном обществе они занимали довольно низкое социальное положение.
Хотя ныне нет столь строгой корпоративности и многие потомственные музыканты начали заниматься и другими видами деятельности, сохраняется их значение как историков и артистов. В Дакаре даже существует ассоциация гриотов.
Танцевальное искусство народов Африки носило массовый характер. Танцем выражали радость, он давал разрядку после трудового дня, нередко танец-пантомима иллюстрировал рассказ о событиях дня и т.д. Танцы были необходимой частью религиозных обрядов и ритуалов. Танцы-пантомимы: земледельческие трудовые, культовые и ритуальные с использованием масок-костюмов, свадебные (церемониальные), исторические и т.д. Музыка и танец Африки оказали громадное влияние на развитие форм музыкального и танцевального искусства Северной и Латинской Америки, а также на возникновение новых стилей — от классических, джаза, блюза и самбы до современного регги, связанного с идеологическим направлением растафари.
В традиционной культуре африканских народов раньше нельзя было выделить отдельно музыкальные, песенные и танцевальные жанры. Сейчас музыка выделяется из этого синкретического сплава. Впервые музыкальные мотивы Африки отдельно зазвучали в произведениях европейских композиторов. В 1923 г. Дариус Мийю на-
писал балет «Сотворение мира», основанный на африканской мелодике и ритмике. Затем последовали «Мадагаскарские песни» М. Равеля, «Негритянская рапсодия» Ф. Пуленка и «Мальгашская рапсодия» Р.Люшера. Появились африканские композиторы — Кебена Нкетия (также и историк музыки и критик), Эфраим Эму, Стефан Мбунги, Тодд Матинкиза, Дайо Дедека и другие, сочетающие музыкальное наследие своих народов и традиции европейской музыкальной культуры.
Танцы, занимавшие столь значительное место в жизни африканца, живут и поныне. Однако они потеряли сакральный, ритуальный характер, вышли за локальные этнические рамки. Практически исчезли трудовые песни, потеряли свое значение танцевальные и музыкальные представления, связанные с обрядами перехода. Десакрализация сделала ритуальные танцы-пантомимы просто интересным зрелищем. Ныне они нередко воспринимаются как маскарады, устраиваются в публичных местах: на площадях, стадионах в дни общегосударственных празднеств. В Африке появились профессиональные ансамбли и «балеты», происходит, а в некоторых случаях уже произошло «расчленение» синкретического традиционного танца: с одной стороны, музыка стала самостоятельным видом искусства, с другой — из танца-пантомимы вырастает театр.
Профессиональные артисты, хореографы, музыканты не только сохраняют традиционные виды искусства, но и создают новые, современные, используя достижения мировой культуры. Так, в Дагомее были поставлены балеты Чайковского и Гуно. Драматурги не только пишут пьесы на местные темы, но переводят и ставят мировую классику: Шекспира, Мольера, Гоголя и др.