Устное народное творчество

В 17 веке появились первые записи фольклора. Характерно широкое распространение исторических песен, проникнутых чувством глубокого патриотизма. Были популярны былины. Песни, сказки, сложенные еще в предшествующее время.

Одним из излюбленных героев произведений устного народного творчества стал вождь крестьянской войны — Степан Тимофеевич Разин.

Усиление влияние народного творчества на литературу имело одной из важных своих предпосылок значительное расширение количества грамотных людей в 17 веке.

Грамотность и письменность.

Хотя масса населения крепостной страны продолжала оставаться неграмотной, тем не менее количество грамотных людей в 17 веке значительно возросло, особенно в среде посадских людей.

Большую потребность в грамотных людях вызвало развитие городской жизни и системы государственного управления.

Несмотря на азвитие книгопечатания, все большее распространение получали и рукописные книги., они пользовались спросом.

С 1621 года для царя стали изготовляться рукописные «Куранты» - своеобразные газеты, состоящие из переводных иностранных известий.

Книги «одевали» в деревянные, обитые кожей доски. На коже выделывались различные узоры, в виде украшений выполнялись массивные застежки. В 17 веке искусство изготовления рукописных книг достигло наивысшего расцвета.

Со второй половины толетия стал заметен переход к новому стилю книжной миниатюры — так называемому «русскому барокко», характерной чертой которого было сочетание изображение растительного мира с геометрическими фигурами — эллипсами и спиралями.

Наряду с рукописными книгами и грамотами все более распространялись печатные книги.

В середине 17 века Московский печатный двор представлял собой крупное предприятие, на котором работало 165 человек. Распространение книг приобрело значительно более широкие масштабы, нежели в предыдущие периоды. В больших количествах распространялась переводная литература. Стали распространяться обширные библиотеки.. Большое собрание книг на русском, латинском, польскои и греческом языках было у патриарха Никона, княза В. В. Голицына и А. Л. Ордина-Нащекина.

Дальнейшее распространение рукописной и печатной литературы выдвигало потребность более организованного обучения грамоте и письму.

В 1648 году была напечатана «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.

В 1672 году открылась первая книжная лавка в Москве.

Вопросы распространения грамотности и организации обучения стали предметом оживленных споров. В 17 веке в Москве обосновалось немало выодцев из украинских и белорусских земель. Среди них было много образованных людей, которые и вели обучение латинскому и польскому языкам., необходимым для государственной службы иностранных дел, переводили иностранные книги, следили за исправностью текста книг, выпускаемых Печатным двором.

Заинтересованной в использовании знаний выходцев с украины оказалась и часть высшего духовенства. Когда Никон решил провести исправление богослужебных книг, то правительство обратилось к киевскому митрополиту Петру Могиле с просьбой о присылке в Москву ученых монахов из Киева. Тогда в частности и прибыл в Москву ученый Епифаний Славинецкий, а в 1664 году из Белорусски в Москву прибыл ученый и поэт Симеон Полоцкий.

Но другая часть высшего духовенства и знати («грекофилы») отрицательно отнеслась к распространению «латинства». Видя во всяком отступлении от древних традиций большую опасность.

Уже в 20-е годы московские церковные власти стали запрещать распространение

«литовских» книг (то есть напечатанных в Белоруссии и на украине), как склонных к «латинству».

Эти споры были отражением большой идейно-политической борьбы сторонников поворота к государственным преобразованиям и ревнителей «старины», борьбы, особенно обострившейся к концу 17 века.

Распространение грамотности и просвещения в России подрывало многовековое господство в просвещении религии и церкви. Все более расходилась по рукам светская литература, все более переводных иностранных сочинений проникало к русским людям. Таким образом, 17 век занял важное место в истории русского просвещения.

Научные знания.

Крупным памятником научных дел 17 века является «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки», составленный Онисимом Радышевским в 1621 году.

«Устав» содержит сведения об организации войска, употреблении артиллерии и ее устройстве, о приемах ведения боевых действий. В нем много практических сведений из различных областей знания — геометрии, механики, физики, химии. Здесь описываются рецепты варки селитры, изготовления пороха, а также различные приборы для осуществления химических реакций.

Также свое развитие в 17 веке получили астрономические знания, так потребности вычисления праздников и различные хозяйственные нужды требовали более или менее точного знания времени смены фаз Луны, времени года и т. п.

Большое развитие получили географические знания. Одно только продвижение русских землепроходцев в сибирь, обследование ими рек и морских побережи обогатило географию открытиями исключительного значения. Было составлено несколько карт; еще в начале 17 века была составлена карта всего русского государства.

В 1627 году была составлена «Книга большому чертежу». Составление этой карты преследовало в первую очередь военные цели. Специальный чертеж отмечал особо опасные в то время дороги, по которым происходили вторжения крымских войск.

Важный географический материал был получен в ходе освоения Сибири, в результате которого возникли различные географические описания, например, «Роспись сибирским городам и острогам» 1640 года и др.

Все это на рубеже 17 и 18 веков подготовило труд С. У. Ремезова «Чертежная книга Сибири».

Литература.

Как и в прежние времена, литература 17 века была тесно связано с общественно-политической мыслью.

Наиболее важным явлением было распространение демократического, светского начала в литературе и ее постепенное высвобождение из рамок церковно-нравоучительного направления - «обмирщение».

Распространение грамотности в среде посадских людей и появление значительного слоя образованных людей способствовали проникновению в литературу демократических элементов. С ростом социальных противоречий и было связано непосредственно развитие демократического направления в русской литературе 17 века.

Особенно примечательным было появление и распространение демократической сатиры. Произведения эти, отражая настроения народных масс, разоблачали и высмеивали несправедливость общественных порядков. Весьма характерным является то обстоятельство, что объектом сатиры стала церковь, авторитет которой в середине века был огромен. Появлялись различные произведения, критиковавшие церковь и церковников. Никогда еще нападки на церковников не достигали такого распространения, как в середтне 17 века, все это отражало кризис средневекового мировоззрения в России. Эта сатира развенчала ореол «святости» и самой церкви, и общественных отношений, защищавшихся церковью.

Распространялась также едкая «Повесть о Шемякином суде», в которой разоблачались порядки феодального суда с его продажными судьями и пристрастными решениями.

Многие произведения литературы 17 века были связаны с посадской средой. Ее настроения, проникнутые деловыми интересами и лишь прикрытые религиозной моралью, ярко выделяются во многих произведениях. Герями их являются предприимчивые купцы умело и ловко увеличивающие свои богатства.

С развитием светского начала в литературе связан и наметившийся новый подход к освещению личной жизни людей. Для литературы 17 века характерен возрастающий интерес к внутреннему миру человека.

Одним из важных проявлений нового этапа развития литературы явилось то, что в 17 веке совершился переход от исторических литературных героев к вымышленным, к созданию чисто литературных обобщенных союзов. Следуетиметь в виду. Что церковь решительно противилась какому-либо вымыслу, проповедуя, что всякий вымысел есть «обман», идущий от «дьявола». Позиция церкви сильно препятствовала развитию литературного творчества в середине века.

Именно с начавшимся в 17 веке падением авторитета церкви и связано возникновение в этот период вымышленных литературных героев. В этом проявилось также характерное для 17 века разрушение историзма, господствовавшего веками в общественном сознании.

С другой стороны, появление вымышленного героя было необходимым следствием демократической литературы. Теперь героями литературных произведений становились не только общеизвестные князья и духовные лица. Литература стала изображать простых людей из крестьянской и посадской среды, ее героями становятся не отдельные выдающиеся личности, а представители массовых слоев населения.

В литературе 17 века стала рассматриваться тема взаимоотношений старого и молодого поколений, что очень характерно для того времени, когда «старые обычаи поисшаталися». Эта тема развертыается в одной из крупнейших повестей 17 века - «Повести о Горе-Злосчастии». Начав с грехопадения Адама и евы автор здесб обстоятельно рассуждает о внутренних нравственных причинах людских бедствий, объясняя их моральным падением людей, отказом от «отцова учения», нарушением старых жизненных правил. Характерно, что и здесь в центре внимания история выходца из богатой купеческой семьи. Именно в этих семьях молодежь в новых условиях острее чувствовала потребность отказа от старых патриархальных правил.

Также литературная жизнь не прошла мимо остро захватившего мысли и чувства современников такого крупного события как раскол в русской церкви. Выдающимся памятником стала автобиографическая повесть одного из самых ревностных защитников церковной старины — протопопа Аввакума. Его рассказ о своей полной гонений жизни написан простым, бесхитростным языком. Реалистичное изображение перипитий собственной судьбы, наблюдательные описания сибирской природы, меткие и язвительные характеристики враждебных Аввакуму лиц и явлений, страстная защита своих взглядов и непреклонное мужество в борьбе за них — все это сделало повесть умного и упрямого московского протопопа ярким произведением, получившим широкоую популярность. В сочинениях Аввакума содержались резкие разоблачения церковной верхушки, представителей которых он обличал как «слуг антихристовых». Обличения Аввакума в известной мере переплетались с антифеодальными настроениями народных масс. Аввакум не останавливался перед напалками на самого царя Алексея Михайловича. Писал, например. Что видел во сне антихриста.за которм шли царь и другие властители.

К числу произведений литературы 17 века относятся и казацкие повети.

В 1623 казаками было составлено «Написание» о походе Ермака Тимофеевича в Сибирь. «Написание» изображало поход Ермака как самостоятельное предприятие. Строганов был вынужден лишь снабдить казаков всем необходимым для похода. Ермак обрисовн здесь как народный богатырь.

Выдающимся произведением, вышедшим из казацкой среды является повесть «Об Азовском взятии и осадном сидении». Повесть отличается точностью в изображении и была составлена, видимо, вскоре после взятия Азова казаками. Возникшая в казацкой среде, она ярко отражает демократические настроения казачества и самоотверженный патриотизм.

Новым явлением в литературе было распространение силлабического стихосложения, оно связано в особенности с деятельностью белорусского ученого и просветителя Симеона Полоцкого, приглашенного в Москву для обучения царских детей.

В 1678-1679 гг. появились два сборника стихотворений Симеона Полоцкого - «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион». Стихи его посвящены воспеванию Российского государства и его правителей. Они пампезны и нарядны. В творчестве Симеона Полоцкого воплотился так называемый «стиль барокко», второй половины 17 века. В известной мере этот стиль был привнесен в Россию извне. Для него характерны увлечение внешней отделкой стиха, аллегоризм, разного рода стихотворные ребусы и криптограммы. Произведения Полоцкого охватывают широкий круг различных вопросов общественной жизни, но подчинены при этом своеобразному обоснованию идеи просвещенной монархии. В связи с этим образцы царей Алексея Михайловича и Фелора Алексеевича выглядят крайне идеализированно.

Наши рекомендации