Международный характер терроризма

Корни терроризма уходят в глубокую древность. За свою долгую историю он проявлялся в самых разных обличьях.

Одно из первых упоминаний о нем связано с террористическими актами, совершенными в 66-73 гг. до н. э. еврейской политической группировкой зелотов, боровшейся против римлян за автономию Фессалонии насильственными методами. Наиболее известна секта радикального крыла еврейского движения зелотов, которые называли себя сикариями ( от латинского «кинжал» ), действовавшая в Палестина. Они выступали против римского владычества в Иудее, убивали римских чиновников и высокопоставленных евреев, которых считали противниками борьба за освобождение своего народа. Сикарии стремились поднять широкие массы людей на войну за независимость. Это были экстремистски настроенные националисты, возглавлявшие движение социального протеста и настраивавшие низы против верхов. В их действиях прослеживается сочетание религиозного фанатизма и политического терроризма.

Такой же идеологии придерживались ассасины. Члены этой исламской секты считали, что убивать политических врагов их религиозный долг. Цитадели секты были расположены в Сирии и на территории современного Ирана, в XI-XIII вв. они терроризировали весь Ближний Восток. Деятельность ассасинов и сегодня привлекает пристальное внимание специалистов, так как многие методы их борьбы используют современные террористы. В средние века политический террор практиковали некоторые тайные общества в индии и Китае. На территориях современного Ирана и Афганистана страх на своих противников из мусульманской суннитской знати и правителей народа наводила могущественная и предельно закрытая секта исмаилитов, использовавшая в своей борьбе доведенные до совершенства способы физического устранения неугодных лиц. Арабский противники называли их «хашшишины», так как, по слухам, при подготовке убийц они использовали гашиш. В Индии действовала тайная секта «душителей» которые уничтожали свои жертвы с помощью шелкового шнурка, считая этот способ убийства ритуальным жертвоприношением богини Кали. Один из членов этой секты сказал: «если кто-нибудь хоть раз испытает сладость жертвоприношения, он уже наш, даже если он овладел разнообразными ремеслами и у него есть все золото мира. Я сам занимал достаточно высокую должность, работал хорошо и мог рассчитывать на повышение, но становился самим собой, только когда возвращался в нашу секту».

В Китае тайные общества (триады) появились в конце XVII в., когда маньчжуры захватили две трети его территории. Первоначально они ставили целью свержение господства маньчжуров и восстановление на императорском троне династии Минь. Постепенно они превратились в инструмент местного самоуправления, взяв на себя многие административные и судебные функции. Затем некоторые триады включили в число своих противников также европейцев, пытавшихся навязать Китаю торговлю опиумом. Триады неоднократно предпринимали попытки поднять народное восстание, но все они жестоко подавлялись маньчжурами. После одного из восстаний в начале XIX века сотни тысяч китайцев были обезглавлены, закопаны живьем, медленно удушены. Поэтому многие члены триад были вынуждены искать убежище в Гонконге и США. По оценкам британских властей, более двух третей населения Гонконга того времени состояло в различных триадах. К началу XX века база существования триад была сильно подорвана репрессиями, и они постепенно перешли на использование криминальных методов обеспечения своей деятельности: рэкету, контрабанде, пиратству, вымогательству. К 1911 г. деятельность триад практически полностью превратилась из патриотической в криминальную.

Существуют две наиболее известные доктрины, которые оправдывают террор. Это «философия бомбы» и «пропаганда делом». Первая появилась в XIX столетии, ее основоположником считают немецкого радикала Карла Гейнцгена. Он был убежден, что высшие интересы человечества стоят любых жертв , даже если речь идет о массовом уничтожении ни в чем не повинных людей. Генцген полагал, что силе реакционных войск нужно противопоставить такое оружие, с помощью которого даже небольшая группа людей может создать максимальных хаос.

В 70-90 года XIX века анархисты взяли на вооружение другую доктрину - «пропаганду делом» (террористические акты, саботаж). Их главная идея состояла в отрицании всякой государственной власти и признании ничем не ограниченной свободы каждой отдельно взятой личности. Они отвергали не только государственную, но любую власть вообще, отрицали необходимость общественной дисциплины и подчинения меньшинства большинству. Создание нового общества анархисты предлагали начать с уничтожения государства, они признавали лишь одно действие – разрушение. В конце XIX века анархисты активно стали проводить «пропаганду делом» во Франции, Италии, Испании, России и Соединенных Штатах Америки.

Со второй половины XIX века терроризм становится постоянным фактором общественной и политической жизни. Его представляют, прежде всего, русские народники, ирландские, македонские и сербские радикальные националисты, французские анархисты.

В 1887 году террористическая фракция партии «Народная воля» совершила в Петербурге покушение на императора Александра III. В 1894 году итальянский анархист убил президента Франции Карно. В 1897 году анархисты совершили покушение и убили испанского премьер-министра Антонио Канова. В 1900 году их жертвой стал король Италии Умберто, а в 1901 году – президент США Уильям Маккинли.

Свое продолжение концепции «философия бомбы» и «пропаганда делом» получили в теории фашизма, которая появилась в начале XX столетия в Италии и Германии. Фашизм представлял собой террористическую диктатуру самых реакционных сил. Для него были характерны применение крайних форм насилия, шовинизм, расизм, антисемитизм, идеи военной экспансии и всевластия государственного аппарата. Фашисты обрушили кровавый террор на все демократические и либеральные движение, физически уничтожили в своих странах действительных и потенциальных противников нацистского режима. Созданный в фашистской Германии механизм диктатуры включал в себя отличавшийся крайней жестокостью террористический аппарат (СД, СС, гестапо, народный трибунал и др. ). Под влиянием Италии и Германии режимы фашистского типа были также установлены в Испании, Венгрии, Австрии, Польше, Румынии. Фашизм в то время был смертельной угрозой для всего человечества, он поставил под вопрос существования многих народов. Начало XX века охарактеризовалось новым обострением терроризма в России. Революционное противостояние различных партий и политических группировок почти всегда сопровождалось террором. Наиболее ярко экстремизм тех лет проявился в деятельности боевой организации партии социалистов-революционеров. Боевые группы имели также большевики и некоторые анархические группировки. Боевикам партий и группировок противостояли отряды черносотенцев. Жертвами террористической деятельности тогда стали тысячи человек. НА фоне революционных событий получил развитие и национальный терроризм народов России. Активную деятельность за торжество идей анархизма, обладание суверенитетом и по другим мотивам вели группы евреев, латышей, финнов, северокавказских народностей и других.

В 60-х годах XX века в США активизировался Ку-Клукс-Клан. Расисты – члены этой организации ответили насилием на движение за гражданские права. Они организовали серию взрывов в г. Бирмингем ( штат Алабама ). Современный терроризм возник сравнительно недавно, примерно 30 лет назад, почти одновременно в разных точках мира. В ряде стран Латинской Америки разгром партизанского движения побудил его организаторов избрать тактику проведения террористических акций против правящих режимов. От боевых столкновений с регулярными частями армии они перешли к организации и проведению диверсий в местах массового скопления людей, захвату заложников, взрывам самолетов, зданий и других объектов. Население и многие объекты рассматривались террористами как возможные боевые цели.

В это же время терроризм быстро распространился и в странах Западной Европы. Различные террористические акции проводили многочисленные леворадикальные группировки (в том числе итальянские «Красные Бригады», западногерманская «Фракция красной армии») и националистические организации ( ИРА в Ирландии, ЭТА в Испании).

Следует отметить, что всплеск терроризма в этих странах вызвал крах довольно распространенных теорий о невозможности подобных явлений в высокоразвитых странах. В большинстве стран Западной Европы господствовало мнение о том, что терроризм как способ политической борьбы, применяемый сознательно и систематически, характерен лишь для слаборазвитых стран, а в цивилизованном обществе это уже пройденный этап исторического развития. Терроризм тех лет носил ярко выраженный идеологический характер антикоммунистической или прокоммунистической направленности. Антикоммунистический терроризм поддерживали развитые капиталистические государства. Прокоммунистический терроризм применялся странами социалистической ориентации.

Прекращение «холодной войны» между Западом и Востоком, ознаменовавшееся уничтожением мировой системы социализма, не привело к исчезновению терроризма из общественно-политической практики. Более того, терроризм существенно видоизменился. Из «государственного», управляемого из конкретных центров, он превратился в стихийный и практически неуправляемый. Большинство экстремистских организаций оказались предоставленными сами себе. Из-за отсутствия четких идейных ориентиров в них резко упала дисциплина, во многих часто менялись руководители и тактика действия, которая становится все более непредсказуемой и жестокой. Утрата постоянных и надежных источников финансирования побуждает террористов переходить к самофинансированию (торговле наркотиками и оружием, бандитизму ).

Фактический отказ ведущих мировых держав от контроля за деятельностью террористических группировок, а также развал Советского Союза привели к тому, что в ряде стран возникли целые «зоны свободного террора», где бесконтрольно господствуют переродившиеся лидеры освободительных движений, ныне неразрывно связанные с криминальным бизнесом.

Кроме того, 90 годы прошлого века ознаменовались невиданным ростом числа террористических групп, действующих по этническим и религиозным мотивам. В 1996 г. В мире насчитывалось около 500 таких группировок, которые организовали и провели в течение года 296 террористических актов.

Субъектами современного терроризма выступают политические организации, спонтанно возникающие экстремистские группировки, отдельные лица, отрицающие легальную оппозиционную деятельность, а также криминальные структуры и преступники, борющиеся за раздел и передел сфер влияния. В современных условиях терроризм в любых формах его проявления имеет политическое значение, так как он подрывает систему государственной власти, криминализирует общество и оказывает мощное негативное морально-психологическое воздействие на население.

Современный терроризм отличает разнообразие применяемых приемов и методов. Это захваты воздушного транспорта, взрывы в местах массового скопления людей, похищений, убийства, угрозы, отравления и другие акции.

Пока не существует общепризнанной трактовки понятий «международный терроризм», «террористический акт международного характера», но некоторые западные специалисты предпринимали попытки дать определение этим понятиям. Так, в Трактате по международном уголовному праву говорится, что терроризм является международным преступлением, которые угрожает человеческому спокойствию и безопасности, оскорбляет всеобщую совесть и наносит ущерб человеческому достоинству.

Есть мнение, что международный терроризм – это насильственные акты, имеющие целью вызвать политические изменения, подрывающие отношения между странами, которые международное сообщество рассматривает как несовместимые с принятыми и признанными нормами поведения. Существуют утверждения, что сущность терроризма вообще и международного терроризма в частности проявляется в практически беспорядочном насилии, имеющем своей задачей формирование у людей мнения, что цель оправдывает средства.

В некоторых источниках к международному терроризму относят:

- покушение на глав иностранных государств или сопровождающих их официальных лиц, представителей международных организаций;

- захват воздушных судов во время совершения международных рейсов, другие подобные действия;

- преступления, направленные против средств и путей международных связей;

- покушения, совершаемые в местах проведения международных встреч, штаб-квартирах международных организаций, конгрессов, олимпийских деревнях и т.д.

В то же время некоторые зарубежные акции террористических групп не нацелены на изменение международных отношений. Их, по мнению ряда экспертов, нельзя отнести к международному терроризму, а следует квалифицировать как транснациональный терроризм.

Наши рекомендации