Глава 18. Система противодействия терроризму в Российской Федерации
Созданная в настоящее время общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в России, включая ее правовое информационно-аналитическое, научное, материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение.
Впрочем, необходимо отметить, что данная концепция возникла не на пустом месте: ее созданию предшествовал анализ многолетней практики функционирования в нашей стране системы борьбы с терроризмом.
Основы этой системы были заложены в 1996 г., когда по инициативе ФСБ России был издан указ Президента РФ «О мерах по усилению борьбы с терроризмом», в котором впервые была нормативно закреплена долго вынашиваемая идея межведомственного подхода к борьбе с терроризмом. Спустя год в стране начала действовать специально созданная Межведомственная антитеррористическая комиссия, председателем которой стал директор ФСБ России.
Несмотря на то, что комиссия была призвана осуществлять свою работу на плановой основе (в частности, проводить заседания не реже одного раза в квартал), она не имела собственного постоянного рабочего органа. В этой связи подготовка материалов к заседаниям осуществлялась, главным образом, представителями тех федеральных органов исполнительной власти, к ведению которых относились вопросы, выносимые на повестку дня.
В 1998 г., после принятия федерального закона «О борьбе с терроризмом», Межведомственную антитеррористическую комиссию упразднили. Вместо нее была образована Федеральная антитеррористическая комиссия Российской Федерации. Однако и она не имела постоянно действующего аппарата, подготовка материалов к заседаниям по прежнему возлагалась на представителей федеральных органов исполнительной власти, к ведению которых относились рассматриваемые вопросы повестки дня. Отсутствие реальных механизмов, обеспечивающих обязательность исполнения и контроль реализации принятых комиссией решений, повседневную координацию деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере противодействия терроризму снижали эффективность антитеррористических мероприятий.
В целях устранения объективно существовавших на тот момент недостатков в сфере контртеррористической деятельности и совершенствования государственного управления в этой области, в соответствии с федеральным законом «О противодействии терроризму» и указом Президента РФ « о мерах по противодействию терроризму», 10 марта 2006 г. №116 был создан Национальный Антитеррористический комитет (НАК). Председателем является директор ФСБ РФ.
Для координации деятельности территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а так же по минимизации и ликвидации последствий его проявлений образованы антитеррористические комиссии в субъектах РФ.
Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах РФ по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ.
Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями образованы:
- в составе НАК – Федеральный оперативный штаб
- оперативные штабы в субъектах РФ.
Объединив представителей государственных структур - Национальный Антитеррористический комитет стал действительно коллективным инструментом противодействия терроризму.
Основными задачами созданной системы противодействия терроризму являются:
- выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;
- выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера;
- привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности;
- поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
- обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;
- противодействие распространению идеологии терроризма и активизации работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий.
Противодействие терроризму осуществляется по следующим основным направлениям:
- предупреждение (профилактика) терроризма;
- борьба с терроризмом;
- минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Эта деятельность включает:
- осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;
- прогнозирование, выявление и устранение террористических угроз, информирование о них органов местного самоуправления, а также хозяйствующих объектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов;
- разработка и введение в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;
- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, а также лиц пострадавших в результате террористического акта.
Одним из условий эффективной организации борьбы с терроризмом является заблаговременная подготовка сил и средств субъектов противодействия терроризму к пресечению террористического акта в ходе командно-штабных, тактико-специальных, оперативно-тактических учений, организуемых Федеральным оперативным штабом и оперативными штабами субъектов РФ.
Деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма планируется заблаговременно исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на решение следующих основных задач:
- недопущение (минимизация) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами;
- своевременное проведение аварийно-спасательных работ при совершении террористического акта, оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в его пресечении, а также лицам, пострадавши в результате террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация;
- минимизация последствий террористического акта и его неблагоприятного морально-психологического воздействия на общество или отдельные социальные группы;
- восстановление поврежденных или разрушенных в результате террористического акта объектов;
- возмещение в соответствии с законодательством причиненного вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим в результате террористического акта.
Условиями успешного осуществления мероприятий по ликвидации последствий террористического акта являются учет специфики чрезвычайных ситуаций, связанных с его совершением, а также характера объектов подвергшихся террористическому воздействию, и способов террористической деятельности, разработка типовых планов задействования сил и средств общегосударственной системы противодействия терроризму и их заблаговременная подготовка, в том числе в ходе учений.
К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся также разработка и реализация целевых программ мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, мест массового пребывание людей техническими средствами защиты, совершенствования механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействию терроризму.
Основной формой пресечения террористического акта является контртеррористическая операция, которая предусматривает реализацию комплекса специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности граждан, организаций и учреждений, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В ходе реализации мер по минимизации (или) ликвидации последствий проявлений терроризма решаются следующие задачи:
- оказание экстренной медицинской помощи;
- медико-психологическое сопровождение аварийно-спасательных и противопожарных мероприятий;
- социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, и лиц, участвовавших в его пресечении;
- восстановление нормального функционирования и экологической безопасности подвергшихся террористическому воздействию объектов;
- возмещение морального и материального вреда лицам, пострадавшим в результате террористического акта.
Важной задачей противодействия терроризму является обеспечение законности при осуществлении данной деятельности, участие субъектов противодействия терроризму в развитии и совершенствовании нормативно правовой культуры населения.
В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Кадровое обеспечение противодействия терроризму осуществляется по следующим основным направлениям:
- подготовка и переподготовка сотрудников, участвующих в противодействии терроризму;
- антитеррористическая подготовка сотрудников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, участвующих в рамках своих полномочий в противодействии терроризму;
- антитеррористическая специализация сотрудников негосударственных структур безопасности, с учетом специфики решаемых ими задач;
- подготовка специалистов в специфических областях противодействия терроризму (противодействие идеологии терроризма, ядерному, химическому, биологическому терроризму, кибертерроризму и другим его видам);
- создание экспертно-консультативных групп из числа представителей объектов противодействия терроризму, обладающих специальными знаниями и навыками.
Подготовка и переподготовка кадров для противодействия терроризму осуществляется на базе межведомственных и ведомственных учебных центров профессионального образования. Кроме имеющихся в России возможностей по подготовке кадров для противодействия терроризму допускается их обучение за рубежом в рамках международного сотрудничества.
Согласно принятому в 2006 году закону «О противодействию терроризму», субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом, в России являются:
1) Федеральная служба безопасности – осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также посредством предупреждения, выявления и пресечения международной террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проводят предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях.
2) Министерство внутренних дел – осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечению преступлений террористического характера, преследующего корыстные цели.
Служба внешней разведки и другие органы внешней разведки Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, их сотрудников и членов семей указанных сотрудников, а также осуществляют сбор информации о деятельности иностранных и международных террористических организаций.
Федеральная служба охраны – осуществляет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.
Министерство обороны – обеспечивает защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а также принимает участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации в проведении контртеррористических операций.