Меры борьбы с экологическим терроризмом
Эколого-правовые меры по превенции и борьбе с экологическим терроризмом представляют наибольшую важность именно на региональном уровне. Среди таких мер следует выделить, прежде всего, следующие:
- оценка аварийной опасности техногенных объектов независимо от наличия угрозы аварии;
- оценка аварийной опасности техногенного объекта в случае срабатывания террористического фактора инициирования аварийных событий в техносфере или угрозе таких событий.
Объективная оценка основных параметров риска функционирования источников экологической опасности играет очень важную роль в обеспечении экологической безопасности.
Институт оценки аварийной опасности техногенного объекта в случае срабатывания террористического фактора инициирования аварийных событий в техносфере или угрозе таких событий, как стало известно в ходе данного исследования, постепенно внедряется для использования. Начальник отдела по режиму химического завода "Пигмент" пояснил, что "действия в случае возможной диверсии разработаны внутренним документом предприятия. У диспетчеров опасных установок существует алгоритм действий при техногенном теракте, а также специальная программа, разработанная Управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, которая позволяет прогнозировать развитие событий в окружающей среде при той или иной аварии: выброс какого вещества произошел, насколько велико облако выброса, в каком направлении оно движется и т.п. Эта информация становится общедоступной".
Из слов специалиста можно сделать вывод о положительной тенденции внедрения института оценки аварийной опасности техногенного объекта в случае срабатывания террористического фактора инициирования аварийных событий в техносфере или угрозе таких событий.
С предварительной оценкой аварийной опасности, то есть независимо от наличия угрозы аварии, ситуация обстоит гораздо сложнее. Более значительная работа должна вестись самими предприятиями и МЧС по внедрению данного института с обязательным информированием населения через средства массовой информации. Население должно четко представлять, какие последствия могут наступить в результате экологического террористического акта той или иной степени сложности, знать о возможностях минимизации ущерба собственному здоровью.
По российскому уголовному законодательству экологический терроризм как преступление самостоятельной квалификации не имеет. На сегодняшний день экологический теракт в случае его совершения, будут квалифицировать по статье 205 Уголовного кодекса Российской Федерации (терроризм), либо – при определенном стечении обстоятельств преступления – по статье 358 Уголовного кодекса Российской Федерации (экоцид), либо даже по совокупности данных преступлений.
Как мне кажется, экологический терроризм – очень серьезное преступление, которое может посягать не только на общественную безопасность и общественный порядок, но и на мир, и безопасность человечества, как объект преступления, в случае совершения теракта, например, на атомной электростанции. Поэтому экологический терроризм как уголовное преступление требует либо выделения из состава терроризма, либо введения нового квалифицирующего признака в данный состав. Учитывая, что выделение экологического терроризма из состава терроризма – очень сложный процесс, к которому нужно подходить постепенно, на современном этапе представляется более целесообразным введение нового квалифицирующего признака в пункт 2 статьи 205 Уголовного кодекса:
Следует отдельно заметить, что в других странах экологический терроризм также не имеет самостоятельной квалификации. Палата представителей штата Айова (США) 96 голосами против 2 приняла закон о противодействии экологическому терроризму. Но здесь речь идет об экологическом радикализме, так как по данному закону защите от умышленного уничтожения подлежат поля трансгенных культур.
На наш взгляд, самостоятельная квалификация экологического терроризма в странах континентального права возможна по вышеприведенному примеру, то есть введением нового квалифицирующего признака в состав терроризма, а в странах англо-саксонской правовой семьи более целесообразно было бы выделение экотерроризма из состава терроризма и присвоение данному преступлению самостоятельной квалификации.
Важнейшей международно-правовой мерой по превенции и борьбе с экологическим терроризмом является, как уже отмечалось выше, необходимость определения экологического терроризма в международном праве. Принято во внимание предлагаемое определение:
"Экологический терроризм – незаконное или умышленное причинение серьезного ущерба окружающей среде с целью устрашения и запугивания населения или принуждения правительства или международной организации к совершению каких-либо действий или воздержанию от их совершения".
Такое определение данного преступления, его легальное закрепление, будет способствовать консолидации усилий членов мирового сообщества по противодействию экологическому терроризму – современной угрозе человечеству.
Стратегия по превенции и борьбе с экологическим терроризмом должна быть основана на следующих положениях:
- стратегия должна вырабатываться не отдельными государствами, а в тесном взаимодействии всех членов мирового сообщества;
- основываясь на принципах демократии, правового государства, уважения прав и свобод человека, а также учитывая огромную опасность экологического терроризма и возможную катастрофичность его последствий, стратегию необходимо строить на началах сбалансированности интересов граждан и государственной безопасности;
- информация в данной области должна быть абсолютно открытой в той части, которая касается доступа граждан к сведениям о состоянии окружающей среды, общего уровня безопасности потенциальных объектов экологических террористических атак. А в той части, которая затрагивает конкретные, частные вопросы безопасности конкретного предприятия или объекта, информация не должна быть доступной;
- выработка стратегии и осуществление необходимых мер – компетенция федеральных органов государственной власти. Работа в данной области должна производиться в тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами, учеными в области экологии, уголовно-правовых наук, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, которая должна координировать деятельность правоохранительных органов, Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации;
- потенциальные объекты экологических террористических атак должны тесно взаимодействовать с правоохранительными органами при осуществлении текущей деятельности по обеспечению безопасности.